Шпаргалка по "Межународному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие международного права.
Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.
2. Форма, источники международного права.
3. Субъекты международного права.

Файлы: 1 файл

лекции МПП.DOC

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Система международного права.

 

Система и структура  межд права. Система межд права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для межд права служит система межд отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы межд права.

Системе межд права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.

Сложившийся комплекс основных принципов межд права объединил, организовал и соподчинил ранее  разрозненные группы норм. Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Постепенно формируется межд процессуальное право, что явл признаком зрелости правовой системы.

 

Нормы межд права.

 

Понятие нормы. Норма межд права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Нормы межд “мягкого права”. Анализ доктрины и практики показывает, что термин “мягкое право” используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде межд-прав норм, в другом - о неправовых межд нормах.

В первом случае имеются  ввиду такие нормы, кот в отличие  от “твердого права”, не порождают  четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т д.

Ко второму виду норм “мягкого права” относятся те, что  содержатся в неправовых актах, в  резолюциях межд органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

Классификация норм. Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию межд-прав норм:

     - по содержанию  и месту в системе - цели, принципы, нормы;

     - по сфере  действия - универсальные, региональные, партикулярные;

     - по юр  силе - императивные, диспозитивные;

     - по функциям  в системе - материальные, процессуальные;

     - по способу  создания и форме существования,  т.е. по источнику - обычные,  договорные, нормы решений межд  организаций.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, “каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм межд права”. В решениях Межд Суда ООН имеется множество ссылок на “общие нормы межд права”. Главными отличительными признаками универсальных норм явл глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их межд сообществом в целом.

Региональные  нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником явл договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Межд Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные  и диспозитивные нормы. Одной из характерных черт современного межд права явл наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юр силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы - это  нормы, допускающие отступление  от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться  права и зак интересы третьих  гос-в. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юр силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Процессуальные  нормы. К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления межд права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

Процессуальное право - новая отрасль межд права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

Другие виды норм. По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы межд права, придающие юр силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Программные и  рекомендательные нормы. По поводу существования программных норм идет оживленная дискуссия. Но, следует заметить, что большинство норм содержит программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно  важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных  органов и организаций.

 

              Цели.

 

Межд-прав цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать  совместными усилиями и придали  ей юр силу.

Устав ООН определил  основные цели межд права:

     - поддерживать  мир и безопасность;

     - развивать  дружественные отношения;

     - осуществлять  сотрудничество в разрешении  межд проблем экономического, социального,  культурного и гуманитарного  характера и в поощрении и  развитии уважения к правам  и свободам человека;

     - создать  условия, при которых могут  соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников межд права.

Цели договора служат критерием законности мер по его  реализации.

 

Принципы.

 

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем  комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание межд права и обладающие высшей юр силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Декларация о принципах  межд права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами называет следующие принципы:

    • неприменение силы или угрозы силой;
    • мирное разрешение споров;
    • невмешательство;
    • сотрудничество;
    • равноправие и самоопределение народов;
    • суверенное равенство государств;
    • добросовестное выполнение обязательств по межд праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

 

Договорные нормы.

 

Договорная или конвенционная  норма представляет собой правило, кот содержится в межд-прав договоре, придающем ей юр силу.

В соотв с общим межд правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юр силой, если иное не будет доказано. Основная особенность  договорных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент межд-прав регулирования. Важным качеством договорных норм явл стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников.

 

Международное право в межд нормативной системе.

 

Международная нормативная  система. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и др. межд нормы. Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня развития межд сообщества.

Политические нормы и межд право. По своей природе полит нормы представляют согласованную волю гос-в и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы межд права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, гос-ва придали ему не юр, а полит обязательную силу. Полит нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых “правил игры”.

Санкции при нарушении полит  норм заключаются в отрицательной реакции гос-в и межд организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной полит системы.

Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осущ, не вступая в противоречие с межд правом. С другой стороны, прав нормы создаются и осущ с учетом существующих полит норм.

Организационные нормы. Появление многочисленных межд органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием гос-в. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права межд организаций.

Обыкновение и  традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой межд норма, складывающаяся непосредственно в отношениях гос-в в результате подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юр сила становится обычной нормой межд права.

Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников межд общения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

 

Международно-правовое регулирование.

 

Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это регулирование представляет собой разновидность социального управления.

Система межд-прав регулирования состоит  из двух подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей явл система средств  межд-прав воздействия.

Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юр методом, путем установления взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение.

Информация о работе Шпаргалка по "Межународному праву"