Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей, нововведений, недостатков, при-чин введения и перспектив второй кодификации украинского права.
Заданиями работы являются следующие:
1) изучить механизм подготовки и принятия Верховным Советом СССР обще-союзных основ законодательства по всем наиболее важным отраслям права;
2) определить их значение, а также усиление унификации законодательства для укрепления единства регулирования общественных отношений на территории союзных республик;
3) проанализировать степень негативного влияния на дальнейшее развитие зако-нодательства противоречивость процессов развития советского общества, со-хранение жестокого централизма, командно-административного стиля управ-ления;
4) определить роль Конституции СССР и УССР и их значение в осуществлении дальнейшей кодификации законодательства;
5) осветить нововведения, связанные с формированием новых экономических и общественно-политических условий;
6) провести анализ основных черт криминального права и выявить причины вве-дения понятия тяжкого преступления и его видов;
7) дать характеристику нововведенных институтов (условного осуждения, отсроч-ка исполнения приговора), оснований и условий их применения;
8) раскрыть виды криминального наказания, их изменение и дополнение соот-ветственно указов Президиума Верховного Совета СССР от 26.07. и 15.10.1982г.
9) проанализировать расхождение демократических принципов процессуальных правовых норм в теории (Конституции Украинской ССР 1979 г.) и на практи-ке;
10) сделать выводы насчет состояния, уровня развития, степени совершенства от-дельных институтов криминального и криминально-процессуального права УССР в 60-80-е гг. ХХ века.
Введение 3
1. Систематизация законодательства. Основные понятия 5
2. Причины второй кодификации, механизм ее осуществления 8
3. Основы законодательства СССР и их значение в проведении кодификации 11
4. Конституция СССР и Конституция УССР 1979 г. Их юридическая особенность в урегулировании кодификации законодательства 12
5. Основные положения криминального и криминально-процессуального кодексов УРСР 15
а) период 50-х годов 15
2) период 60-х годов. 19
6. Кодификация в период 60-70-х годов (окончание) 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 29
Приложение 30
На усиление борьбы с разворовыванием государственного и общественного имущества был направлен указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. «Об усилении борьбы с мелкими разворовываниями государственного или общественного имущества», согласно которому лица, которые совершили мелкое разворовывание государственного или общественного имущества, вместе с привлечением к административной или уголовной ответственности или применением к ним мер общественного влияния администрацией по согласованию с профкомом могли лишаться полностью или частично премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятий (учреждений), льготных путевок в дома отдыха или санатории, им могло быть перенесена очередь на получение жилплощади.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» было введено отбытие наказания в виде лишения свободы в исправительно-трудовых колониях-поселениях для лиц, совершивших намеренные преступления, изменены некоторые положения закона об условно-досрочном освобождении.
В УК Украины наиболее распространенным криминальным наказанием было лишение свободы, что рассматривалось как универсальное средство достижения цели криминального наказания, как панацея от практически абсолютного большинства преступлений. Однако такой подход привел к переполнению исправительно-трудовых заведений, которые по причине объективного и субъективного характера не обеспечивали полностью выполнения положенных на них функций исправления и перевоспитания осужденных10. Во многих случаях лица, находясь в среде исправительно-трудовых заведений, обретали антисоциальную ориентацию.
11 июля 1969 г.
было утверждено Положение о
предварительном взятии под стр
Указами Президиума Верховной Рады СССР от 11 июля 1969 г. и 3 февраля 1970 г. было расширено участие защитника в криминальном процессе. Защитник допускался к участию в деле с момента объявления обвиненному об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всех материалов дела, но по постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения.
Основные принципы процессуального права были закреплены в Конституции УССР 1978 г. Это такие, как осуществление правосудия только судом на основах равенства всех граждан перед законом; участие в суде первой инстанции народных заседателей; коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах; независимость судий и народных заседателей и подчинение их только закону; гласность судебного разбирательства; право лиц, которые принимают участие в деле, выступать в суде родным языком, а также знакомиться с делом через переводчика; право обвиненного на защиту. Конституционное закрепление получил и такой принцип, как участие общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.
Тем не менее многие из перечисленных демократических принципов далеко не всегда осуществлялись на практике. Уголовно-процессуальное законодательство не обеспечивало надлежащих юридических гарантий прав лица. Недостаточная требовательность судов к качеству расследования приводила к тому, что случались случаи, когда следователи разными средствами требовали у подследственных признания своей вины. Широкое распространение получил арест как мера пресечения, даже в тех случаях, если в этом не было необходимости. Арест на самом деле стал универсальной мерой пресечения, при этом нередко увеличивались установленные законом сроки следствия и соответственно сроки пребывания под стражей до суда. Необеспеченность прав обвиненных увеличивалась тем, что советское уголовно-процессуальное законодательство в рассматриваемый период не предусматривало обязательного участия адвоката на предварительном следствии (хотя во всех цивилизованных странах это было нормальным явлением). Отказ подследственному в праве пользоваться услугами адвоката на стадии предварительного следствия — наследие сталинско-бериевской «юстиции», серьезно ущемляющей гарантии прав граждан.
Важный этап в истории второй комплексной кодификации законодательства УССР открыло постановление Совета Министров республики от 12 декабря 1972 г. «Об издании Систематического собрания действующего законодательства Украинской ССР»11. Им с целью обеспечения министерств, ведомств, исполкомов местных Советов и других государственных и хозяйственных органов законодательством Совет Министров республики обязал Министерство юстиции УССР приступить, начиная с 1973 г., к подготовке указанного издания с тем, чтобы на протяжении 1975—1978 гг. выдать разделы по вопросам народного хозяйства. Необходимость усовершенствования хозяйственного законодательства, как было указано в постановлении ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 23 июля 1973 г.12 была обусловлена тем, что оно не полностью отвечало потребностям развития экономики.
Подготовку этого издания Министерство юстиции УССР проводило вместе с министерствами, государственными комитетами республики, научными учреждениями АН УССР и высшими юридическими учебными заведениями. Непосредственное руководство осуществляла главная редакция из шести лиц, которую возглавлял министр юстиции УССР. При этом широко использовался опыт, накопленный во время работы как над общесоюзным, так и республиканским законодательством. Главным источником, нормативной основой создания Систематического собрания было Хронологическое собрание. Одновременно разрабатывались и новые законодательные акты.
Работа по созданию Систематического собрания проводилась соответственно методическим правилам, одобренных коллегией Министерства юстиции УССР 29 декабря 1972 г., а также инструкции, одобренной коллегией Министерства юстиции УССР 12 мая 1976 г. Изучались все законодательные акты и постановления правительства республики, начиная с 1918 г. Из более чем 160 тыс. нормативных актов для дальнейшей работы было отобрано свыше 12 тыс. После их обработки в Систематическое собрание было включено 4315 этих и новых актов13, которые были вмещены в 24 тома. Кроме того, был выдан справочный, 25-й том.
С целью постоянного поддержания Систематического собрания в контрольном состоянии постановлением от 28 мая 1981 г.14 Совет Министров республики вменил в обязанность Министерство юстиции УССР готовить к нему дополнение. В 198З г. были выданы 26-й, 27-й и 28-й тома Систематического собрания, в которых помещено по разделам законодательство республики по состоянию на 1 января 1981 г.
Новым этапом второй комплексной кодификации республиканского законодательства стало создание Свода законов УССР. Начало ему положила принятая на выполнение решения XXV съезда партии 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиумом Верховной Рады СССР и Советом Министров СССР общее постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»15, которым, в частности, было признано за целесообразное вместе с созданием Свода законов СССР в каждой союзной республике подготовить и выдать свой Свод законов. Общим постановлением ЦК Компартии Украины, Президиума Верховной Рады УССР и Совета Министров УССР от 28 сентября 1976 г. «О подготовке и издании Свода законов УССР»16 на Министерство юстиции республики были положены обязанности, связанные с подготовкой с участием соответствующих министерств и ведомств проектов нормативных актов, которые подлежат включению в Свод законов. Для осуществления общего руководства подготовкой и изданием Свода законов соответственно этому же постановлению была создана специальная комиссия, возглавляемая министром юстиции УССР. При ней действовал научно-консультативный совет, который осуществлял предварительное рассмотрение некоторых вопросов.
Комиссии належало выполнить значительный объем работ. Поэтому вместе с вопросами организационного характера она в соответствии с этим же постановлением решала вопрос методического обеспечения работы по созданию Свода законов. Общим постановлением ЦК Компартии Украины, Президиума Верховной Рады УССР и Совета Министров УССР от 4 августа 1978 г. были одобрены схема Свода законов УССР и основные принципы формирования его материалов17.
Исходя из своих
полномочий, Комиссия по изданию Свода
законов УССР 4 июня 1979 г. утвердила
правила его подготовки. Они, перечни
действующих республиканских
Ряд организационных мероприятий осуществило Министерство юстиции УССР. В частности, проводился семинар с заместителями министров, представителями государственных комитетов, руководителями ведомств и начальниками юридических отделов. Приказом министра от 3 декабря 1981 г. были утверждены детальные методические указания по подготовке Свода законов Украинской ССР. В аппарате министерства были образованы специальное подразделение - управление хозяйственного законодательства, которое дало возможность закрепить за каждым разделом Свода законов группу специалистов, которые занимались изучением законодательства и разработкой предложений относительно его упорядочения и усовершенствования. В подготовке Свода законов активное участие принимали научные работники.
Такой высокий уровень организационного обеспечения процесса формирования материалов Свода законов позволил оперативно и успешно завершить все запланированные подготовительные работы18.
Создание Свода законов Украинской ССР стало, с одной стороны, завершающим этапом второй комплексной кодификации законодательства республики, а с другой,—начальным этапом третьей кодификации, поскольку сердцевиной Свода является Конституция УССР 1978 г.
Обращает на себя внимание тот факт, что республиканские кодексы не остались «застывшими» законодательными актами. Так, по состоянию на 1 января 1985 г. с момента введения в действие в Уголовный кодекс УССР было внесено свыше 340 изменений и дополнений, Уголовно-процессуальный — более 270, Гражданский — свыше 70, Гражданский процессуальный — более 130. Это свидетельствует, во-первых, про постоянное и оперативное реагирование законодателя на потребности практики правового регулирования общественных отношений и, во-вторых, о влиянии на этот процесс субъективного фактора.
Вторая комплексная кодификация нормативных актов украинского законодательства была проведена в 60-80-е годы ХХ в. основным заданием ее было приведение правовой системы в соответствие с уровнем развития общества. Считалось, что социализм победил полностью и окончательно, а государство диктатуры пролетариата постепенно приближается к коммунистическому самоуправлению. Была сделана попытка к устранению чрезмерной централизации, душившей экономику страны, однако начатые реформы не подкрепились глубинными демократическими преобразованиями, в результате чего силы бюрократии и консерватизма еще более окрепли. В жизни создался двойной стандарт: провозглашение демократических принципов на словах, а на деле авторитарность, трибунные призывы к народовластию, а на практике волюнтаризм и субъективизм, дефицит гласности и критики. Был создан единый народно-хозяйственный комплекс как централизованная, командно-административная система, противостоявшая инициативе республик. Это было основой политической и национальной зависимости украинской государственности. Теоретической базой второй кодификации стала Конституция СССР 1976 г. и Конституция Украины 1978 г., пересмотревшая многие правовые нормы и понятия, и закреплявшая отмеченную тенденцию экономики страны.
В этих конкретно-исторических условиях вторая кодификация отличалась следующими особенностями:
Информация о работе Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг