Системы коллективной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира пресечению актов агрессии. В их числе:
1) средства мирного разрешения международных споров;
2) меры по обеспечению мира с использованием регионалы организаций безопасности;

Содержание работы

1. Всеобщая система коллективной безопасности
2. Региональные системы коллективной безопасности
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рубенчик)).docx

— 24.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Всеобщая система  коллективной безопасности

2. Региональные  системы коллективной безопасности

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Всеобщая система коллективной безопасности

     Основным инструментом  для сохранения мира и предупреждения  возникновения войн является  всеобщая система коллективной  безопасности, предусмотренная Уставом  ООН. Устав закрепляет основы  современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств  на международной арене и предусматривает  целый комплекс мер по сохранению  международного мира пресечению  актов агрессии. В их числе:

1) средства мирного разрешения  международных споров;

2) меры по обеспечению  мира с использованием регионалы  организаций безопасности;

3) принудительные меры  в отношении государств-нарушителей  без использования вооруженных  сил;

4) принудительные меры  в отношении государств-агрессоров  с использованием вооруженных  сил.

 

     Одним из  важнейших элементов всеобщей  системы коллективной безопасности  является мирное разрешение международных  споров, которое определяется гл. VI Устава ООН «Мирное разрешение  споров». В соответствии с данной  главой Устава ООН стороны,  участвующие в любом споре,  продолжение которого могло бы  угрожать поддержанию международного  мира и безопасности должны, прежде  всего, стараться разрешить спор  путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража,  или иными мирными средствами  по своему выбору. Совет Безопасности  ООН, когда он считает это  необходимым, требует от сторон  разрешения их спора при помощи  таких средств. Он уполномочивается  расследовать любой спор или  любую ситуацию, которая может  привести к международным трениям  или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

     Кроме того, любой член ООН о любом споре  может довести до сведения  Совета Безопасности или Генеральной  Ассамблеи. Государство, которое  не является членом Организации,  также может довести до сведения  Совета Безопасности или Генеральной  Ассамблеи о любом споре, в  котором оно является стороной, если оно примет на себя  заранее в отношении этого  спора обязательства мирного  разрешения споров.

     В соответствии  с Уставом ООН для обеспечения  международного мира могут быть  применены меры с использованием  региональных организаций безопасности. В соответствии со ст. 53 Устава  Совета Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные  соглашения или органы для  принудительных действий под  его руководством. Однако региональные  организации не могут применять  никакие принудительные действия  без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных  с отражением вооруженного нападения  на одно из государств —  участников региональной системы  коллективной безопасности.

     Важным элементом  всеобщей системы коллективной  безопасности являются также  действия в отношении угрозы  миру, нарушений мира и актов  агрессии, предусмотренные гл. VII Устава  ООН.

     Так, Совет  Безопасности определяет существование  любой угрозы миру, любого нарушения  мира или акта агрессии и  делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять  для поддержания или восстановления  международного мира и безопасности. Чтобы предотвратить ухудшение  ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации  или решить о принятии мер,  потребовать от заинтересованных  сторон выполнения тех временных  мер, которые он найдет необходимыми  или желательными. Такие временные  меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

     Совет Безопасности  уполномочивается решать, какие  меры, не связанные с использованием  вооруженных сил, должны применяться  для осуществления его решений,  и он может потребовать от  членов Организации применения  этих мер. Эти меры могут  включать полный или частичный  перерыв экономических отношений,  железнодорожных, морских, воздушных,  почтовых, телеграфных, радио или  других средств сообщения, а  также разрыв дипломатических  отношений.

     Если Совет  Безопасности сочтет, что указанные  меры могут оказаться недостаточными  или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать  такие действия воздушными, морскими  или сухопутными силами, какие  окажутся необходимыми для поддержания  или восстановления международного  мира безопасности. Такие действия  могут включать демонстрации, блокаду  и другие операции воздушных,  морских или сухопутных сил  членов Организации. Все члены  Организации, для того чтобы  внести свой вклад в дело  поддержания международного мира  и безопасности, обязуются предоставлять  в распоряжение Совета Безопасности  по его требованию и в соответствии  с особым соглашением или соглашениями  необходимые для поддержания  международного мира и безопасности  вооруженные силы, помощь и соответствующие  средства обслуживания, включая  право прохода. Так соглашение  или соглашения определяют численность  и род войск, степень их готовности  и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.

     Планы применения  вооруженных сил составляются  Совете Безопасности с помощью  Военно-Штабного Комитета, который  создается для того, чтобы давать  советы и оказывать помощь  Coвету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также Регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.

     Устав ООН  не затрагивает неотъемлемого  права на индивидуальную или  коллективную самооборону, если  произойдет вооруженное нападение  на члена Организации, до тех  пор, пока Совет Безопасности  не примет мер, необходимых  для поддержания международного  мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

 

2. Региональные системы коллективной безопасности

     Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.

     В соответствии с Уставом ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.

     Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

     Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

1) закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

2) предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

3) о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

4) в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

5) принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

     К региональным системам коллективной безопасности относятся:

     Система коллективной безопасности в рамках СНГ

     В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета — Москва.

     В состав  Совета входят главы государств-участников  и Главнокомандующий ОВСС. Решением  Совета назначается Генеральный  секретарь Совета, а также Главнокомандующий  вооруженными силами государств  — участников Договора.

     Совет, в  частности, устанавливает и предпринимает  меры, которые он найдет необходимыми  для поддержания или восстановления  мира и безопасности. О таких  мерах немедленно извещается  Совету Безопасности ООН.

     В рамках  СНГ созданы также Объединенные  вооруженные силы Содружества  — войска, силы и органы управления  ими, выделенные из вооруженных  сил государств Содружества и  оперативно подчиненные Главному  командованию ОВСС, однако остающиеся  непосредственном подчинении органов  военного управления своих государств.

     Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер, по устранению возникшей угрозы включая миротворческие операции и использование, вооруженные сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

     Организация американских государств

     Организация  американских государств (ОАГ) была  создана на основании Межамериканского  договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского  договора о мирном разрешении  международных споров 1948 г. В 60 —70-х гг. в Договор 1947 г. и  Устав ОАГ были внесены существенные  изменения.

     Целями ОАГ  являются достижение мира и  безопасности на Американском  континенте, укрепление солидарности  и сотрудничества, защита территориальной  целостности, организация совместные  выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

     Членом ОАГ  может быть любое американское  государство, ратифицировавшее его  Устав. В настоящее время в  ОАГ участвую все государства  Америки, за исключением Канады  и Кубы.

      В соответствии  со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия  против одного из американских  государств рассматривается как  агрессия против всех остальных.  Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир Америке.

     В отличие  от других региональных систем  коллективной безопасности, Устав  ОАГ не предусматривает обязанности  ОАГ извещать Совет Безопасности  ООН о принятых мерах военного  характера, что, как представляется, не согласуется с положениями  Устава ООН.

     Структура  ОАГ более сложна, чем у других  региональных организаций.

     Высшим органом  ОАГ является Генеральная ассамблея,  в которой представлены все  государства — члены ОАГ.

     Для рассмотрения  проблем срочного характера создано  Консультативное совещание министров  иностранных дел. При нем учрежден  Консультативный комитет обороны  для координации деятельности  участников по вопросам военного  сотрудничества.

     В функции  Совета ОАГ, состоящего из представителей  государств — членов ОАГ, входит  ознакомление со всеми межамериканскими  договорами, заключаемыми государствами  ОАГ, разработка проектов конвенций  в рамках ОАГ, обеспечение работы  т.н. Панамериканского Союза, оказание  содействия связям с ООН и  т.д.

      Генеральный  секретариат ОАГ (ранее — Панамериканский  Союз) возглавляет Генеральный секретарь  ОАГ, избираемый на пять лет.

Информация о работе Системы коллективной безопасности