Смертная казнь в международном публичном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Эта проблема является сложной и многогранной. Она затрагивает политико – правовые, социально – экономические, нравственно – религиозные культурно – психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности.
Далеко не случайно в такой переломный момент развития российского общества обострились дебаты именно вокруг политико – правовой и международно – правовой проблемы смертной казни, вновь разгорелась дискуссия по поводу ее отмены.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……………3с.
Развитие института смертной казни в уголовном законодательстве зарубежных стран…………………………………………………………………...….8с.
Смертная казнь в законодательстве Англии: история и современность……………………………………………….....……….11с.
Смертная казнь в законодательстве США: история и современность……………………………………………….....……….14с.
Смертная казнь в законодательстве Японии.........................................17с.
Международно-правовые стандарты в области применения смертной казни…………………………….……………………………………….21с.
Заключение…………………………………………………………………….25с.
Список литературы……………………………………………………………27с.

Файлы: 1 файл

Смертная казнь в МПП.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Казни в Японии производятся в полном секрете  и никаких публикаций не появляется. Министерство юстиции объясняет  это тем, что таким образом  родственники казненного защищены от позора.

Большое внимание в процессе изучения проблематики смертной казни в Японии уделяется соотношению действующей практики и конституционных положений. Согласно Конституции, провозглашенной в 1946 году, защищается право на жизнь и жестокие наказания запрещены. Верховный Суд Японии принял несколько важных решений по поводу конституционности смертной казни.

Первое  и наиболее важное решение было принято 12 марта 1948 года. Верховный Суд постановил, что смертный приговор может быть вынесен при соблюдении соответствующей  процедуры, установленной законом. В прошлом смертная казнь не была сама по себе жестоким наказанием, хотя Суд признал, что способы казней (сожжение на костре, распятие или погружение в кипящую воду) были жестокими. Считается, что угроза смертной казни является всеобщей мерой предупреждения, что она "может подрубить корни общественных язв", и что оба этих фактора могут быть использованы для защиты общества от тяжких преступлений.

В дополнение к этой точке зрения было указано, что Конституция отражала настроения людей того времени, когда она принималась, что она не может рассматриваться постоянным доказательством необходимости смертной казни. Суждение о том, являются ли некоторые наказания жестокими - это вопрос, который должен решаться на основании общественного мнения. Однако, так как общественное мнение не может со временем избежать изменений, то то, что в одно время считалось наказанием отнюдь не жестоким, в более поздний период может считаться обратным. Таким образом, когда культура развивается по восходящей, и так как общество опирается на справедливость и закон, когда не ощущается необходимость защищать общественное благосостояние путем предотвращения преступлений с помощью смертной казни, последняя будет отменена, как жестокое наказание, являющееся нарушением Конституции. Однако на данном этапе Япония не достигла такого уровня развития.

Своим вторым решением по этому вопросу, сделанным 18 апреля 1951 года, Суд отвергнул положение, утверждающее, что смертная казнь  нарушает конституционные положения  в отношении предотвращения войны.

В следующем  решении Верховный Суд указал, что повешение как способ казни  не является жестоким и не нарушает Конституцию. Суд заявил, что нет  оснований полагать, что повешение, практикующееся в Японии, более жестоко, чем другие виды казни.

В решении  от 19 июля 1961 года Суд указал, что  казнь не нарушает установленный  порядок судебного процесса.

Нужно особо выделить позицию Верховного Суда, которая была сформулирована 8 июля 1983 года: "Следует сказать, что при действующей системе законодательства, сохраняющей смертную казнь, допустим выбор и этой кары - когда сделан вывод о поистине тяжкой ответственности обвиняемого и о неизбежности крайней меры с точки зрения как равновесия между преступлением и наказанием, так и общей превенцией, после совокупного анализа характера преступного акта, его мотивов и обстоятельств (особенно упорства и жестокости в способе убийства), тяжести итогов (особенно числа потерпевших в результате убийства), чувства ущерба у оставшихся родных, социального воздействия, возраста преступника, его криминальной биографии, обстановки после преступного акта и других элементов ситуации".

Хотя  приговоры к смертной казни в  Японии чрезвычайно редки, здесь, как  и во многих странах есть мнения и "за", и "против". Как можно увидеть из вышеиложенного, Министерство юстиции и Верховный Суд решительно выступают против отмены смертной казни.

Итак, в зарубежных странах существуют разнообразные институты смертной казни, которые порой неоднозначны, противоречивы. Также различается и практика применения этого вида наказания, которая зависит не только от уровня преступности, но и от теоретического обоснования самого понятия наказания, его целей, от позиции, которую занимают высшие органы власти, от общественного мнения. Можно сделать вывод, что в странах, где применяется смертная казнь, большинство юристов склоняются к мнению, что она необходима, но не может являться постоянным видом наказания. Со временем можно будет осуществить постепенный переход от смертной казни к другим, более гуманным видам наказания, но пока ни общество, ни законодатели, ни юристы-практики не готовы к подобному переходу, да и ситуация с преступностью не предоставляет возможности для отказа от смертной казни, так как не существует более лучшей защиты интересов государства, общества от тяжких противоправных посягательств, чем физическое уничтожение преступника.

5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

     Если говорить о глобальных тенденциях, то можно констатьровать, что мировое сообщество последовательно идет к миру без смертной казни. Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в своем последнем пятилетнем исследовании 1996 года отмечает усиливающуюся тенденцию к отмене смертной казни как в законодательстве многих стран, так и на практике.

    4 октября 1994 года Парламентская  ассамблея Совета Европы в  рекомендации №1246 подчеркнула, что смертной казни не должно быть места в общеуголовных системах цивилизованных государств. В 1993 году мораторий на смертную казнь ввела Болгория, 1994 – отменили Молдова и Италия, 1995 – Испания, ЮАР, 1996 – мораторий в Литве и Латвии, 1997 – о полной отмене смертной казни обьявила Эстония, где это наказание не приводилось в исполнение с 1991 года. В специальных заявлениях правительства почти всех стран отменивших смертную казнь, отметили , что эта мера не соответствует современным представлениям о наиболее эффективных средствах борьбы с преступностью.(1)

    Итак, довольно быстрыми темпами растет число стран , которые находятся в процессе перехода к отмене смертной казни или введения моратория на ее применение. Вместе с тем эволюция в этом направлении не является повсеместной. В некоторых странах налицо противоположные тенденци: либо восстановление смертной казни ( в некоторых штатах США ), либо заметное расширение сферы ее применения (Китай, Корея, Саудовская Аравия). Например, в 1995 году Казахстан занимал 4 место в мире по числу казненных после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии. Современная практика некоторых стран Азии и Африки подтверждает, что смертная казнь еще далека  от вырождения и что этот путь, по – видимому, будет еще достаточно долгим.

    Так как работа посвящена разработке  проблемы смертной казни в  Международном Публичном праве, то стоит обратиться к международно – правовым документам, касающимся применения этой меры наказания.

     В первую очередь необходимо  обратиться к Всеобщей Декларации  прав человека, принятой ГА ООН 10 декабря 1948 года. (2). Так , в ст. 3 данного документа закрепляется положение о том, что каждый человек имеет право на жизнь , на свободу и личную неприкосновенность.

     III Часть Пакта о гражданских и политических правах (принят ГА ООН 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года) содержит конкретные права и свободы человека и закрепляет право на жизнь, которое понимается как неотьемлемое право каждого человека.Никто не может быть произвольно лишен жизни . Пакт устанавливает, что смертные приговоры в тех странах, где еще не отменена смертная казнь, могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Смертные приговоры не выносятся лицам, не достигшим 18 лет и не производятся в исполнение в отношении беременных женщин (ст. 6 Пакта). Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертной казни могут быть дарованы во всех случаях. (1).

     Большое внимание заслуживает  Протокол №6   к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, который отменяет смертную казнь ( принят 28 апреля 1983 года ).(2). Внем говорится о том , что государства – члены Совета Европы , подписавшие этот Протокол, согласились в том , что никто не может быть приговорен к смертной казни, ни казнен (ст.1 Протокола). Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь, за действия , совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны,причем делается оговорка, что такое наказание применяется только в приделах, установленных в законе и в соответствии с его положениями. В этом случае государство сообщает Генеральному Секретарю Совета Европы соответствующие положения такого закона. Данный Протокол открыт для подписания государствами – членами Совета Европы, подписавшими саму Конвенцию.

    Данная работа обращается еще  к двум международно – правовым  документам , носящим региональный характер. В первую очередь это касается Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой 2 мая 1948 года, которая признает, что каждый человек имеет прпаво на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Существующая параллельно Американская конвенция о правах человека , принятая 22 ноября 1968 года и вступившая в силу в 1978 году устанавливает, что каждый человек имеет право на уважение его жизни . Это право защищается законом с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни. В странах, в которых смертная казнь не отменена, она может быть назначена только за совершение наиболее тяжких преступлений. (3).

    В Конвенции закреплен запрет  на восстановление смертной казни  в странах , которые упразднили ее. Смертная казнь не может быть назначена за совершение политических преступлений или незначительных преступлений. Смертные приговоры не выносятся в отношении лиц, которые в момент совершения преступления не достигли 18 лет или старше 70 лет, не применяется к беременным женщинам.

    Конвенция гарантирует лицу, приговоренному к смертной казни,право на амнистию,  помилование или смягчение приговора.

    Существующая Африканская Хартия  прав человека и народов, принятая в июне 1981 года и вступившая в действие с января 1988 года, также закрепляет положение о том, что человеческая жизнь неприкосновенна. Каждый имеет право на уважение его жизни. Никто не может быть произвольно лишен этого права. (1).

     Вмире существует несколько тенденций. Во – первых , имеет место отмена смертной казни. Во – вторых, хотя ее и не запрещают , сужается круг преступлений, за которые лишают жизни. И третья тенденция – это сокращение круга лиц, которые могут подвергаться смертной казни. Проведенный в данном исследовани анализ международно – правовых актов универсального и регионального характера показал, что в цивилизованных странах считается недопустимым применять такое наказание к подросткам, беременным женщинам и старикам, так как это не гуманно, и противоречит международным пактам о правах человека, потому что эти  категории граждан пользуются особой защитой как во внутригосударственном , так и в международном законодательстве.

     В настоящее время в ряде  стран Востока наблюдается “реанимация” смертной казни. Она охватила ряд мусульманских стран, в том числе и Чечню, где жестоко наказываются проступки, которые в других странах расцениваются гораздо легче. Более того, мы видим возврат к публичным казням , что с современной точки зрения бесчеловечно и отрицательно воздействует на психику людей, наблюдающих сцены средневекового варварства. Аналогичные вещи происходят и в некоторых африканских и азиатских государствах .

    Совершенно очевидно, что на примере Чечни это делается в определенных политических целях, но, как известно, такая политика реальных плодов не приностит. Она лишь ожесточает людей, порождает элементы варварского отношения к человеческой жизни, к личности,  не говоря уже о том , что эти действия нарушают основные положения международных конвенций. Все это далеко от того гуманного процесса, который сейчас набирает силу во всем мире.

     Данная работа обращается к  результатам исследований в США, анализ которых свидетельствует о том , что число сторонников за отмену смертной казни уменьшается. Парадокс в том, что покрайней мере с 1990 года увиличение числа сторонников смертной казни в США идет не на фоне роста наиболее тяжких преступлений , а на оборот, на фоне их последовательного снижения, повышения уровны защищенности граждан и безопасности в обществе, на фоне улучшения, а не ухудшения  общей экономической ситуации в стране. Среди чернокожего населения страны число сторонников смертной казни в 2,5 раза меньше, чем среди белого.

Наибольшее  число сторонников смертной казни  среди молодежи, жителей сельской местности и лиц с более высоким уровнем доходов.

Учитывая  неповоротливость американской судебной машины , сверхдлительные сроки прохождения апелляций на смертные приговоры, а также стоимость их рассмотрения каждая казнь в США в конечном счете крайне дорого обходится налогоплательщикам. Средний срок между вынесением и исполением таких приговоров сегодня составляет почти 10,5 лет. Одна смертная казнь обходится налогоплательщикам в США в 2 – 3 млн. долл. В целом по стране “стоимость” одной смертной казни сегодня в 3 раза выше  , чем расходы на пожизненную изоляцию осужденного.(1).

     Что же касается России, то сколь либо достоверная информация об отношении населения к этой мере десятилетиями отсутствовала. В настоящее время большинство населения убеждено, что без жестокости нельзя справиться с преступностью. Такое правосознание культивировалось десятилетиями ,но в последние годы оно еще  более упрочилось в связи  с невиданным ростом преступности.

   .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сущность всего вышеизложенного в работе сводится  к следующему: в мире по – разному относятся к тому, что называется “ высшей мерой наказания” – смертной казнью. Тем не менее идет неуклонный процесс сокращения ее применения в Западной Европе, где от нее отказались почти всюду. Она сохраняется преимущественно в азиатских и африканских странах.

  1. Анализ уголовного законодательства Англии, США, Японии прошлого и современности говорит о том, что в цивилизованных странах идет процесс неуклонного отказа от применения смертной казни. Исключение составляют США, где общественное мнение прочно высказывается не только за сохранение смертной казни в законодательстве некоторых штатов, но и за расширение ее применения.

Информация о работе Смертная казнь в международном публичном праве