Соглашения о разделе продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Как известно, первое соглашение о разделе продукции было подписано в августе 1996г. между государственной нефтяной компанией Индонезии Permina (теперь Pertamina) и иностранной компанией JJAPOCO. В отличии от условий концессий, о которым компании получали месторождения на оговоренный период в собственность, то теперь они стали подрядчиками.
Российская модель СРП была введена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2285 “Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами”, Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” и уточнена Федеральным законом от 7 января 1999 года № 19-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”.
Можно сказать, что с тех пор СРП вошли в мировую практику и получили широкое распространение в регулировании нефтедобычи. Так, СРП применяются во многих странах мира, а том числе во всех нефтегазодобывающих странах постсоветского пространства.

Файлы: 1 файл

Соглашения о разделе продукции.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ СРП

 

Как известно, первое соглашение о разделе продукции было подписано в августе 1996г. между государственной нефтяной компанией Индонезии Permina (теперь Pertamina) и иностранной компанией JJAPOCO. В отличии от условий концессий, о которым компании получали месторождения на оговоренный период в собственность, то теперь они стали подрядчиками. Право на добываемые углеводороды оставалось за государством. В соответствии с СРП нефтяным компаниям предоставляется право только на часть добываемого сырья или доходов от продажи нефти и газа. На долю подрядчика приходилось все финансирование, закупка необходимого оборудования, а также подрядчик брал на себя весь риск. Взамен подрядчик получал право на возмещение затрат, а государство делилось с ним прибылью в оговоренных в соглашении пропорциях.

      Российская модель СРП была введена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2285 “Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами”, Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” и уточнена Федеральным законом от 7 января 1999 года № 19-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”. Противоречия с действующим законодательством были устранены введением федерального закона от 10 февраля 1999 года № 32-ФЗ “О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”.

     Можно сказать,  что с тех пор СРП вошли в мировую практику и получили широкое распространение в регулировании нефтедобычи. Так, СРП применяются во многих странах мира, а том числе во всех нефтегазодобывающих странах постсоветского пространства.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

 

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направлен  на создание благоприятных условий  для привлечения иностранных  инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции.

В соответствии с соглашением  о разделе продукции РФ предоставляет  иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Четкой тенденцией последних  десятилетий является, как свидетельствует  мировая практика, развитие договорных форм прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в особо крупных размерах. Такими капиталовложениями являются следующие формы инвестиций, как договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, лизинг, соглашения о разделе продукции. Общее для этих договоров – доход инвестора напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

В российском законодательстве применяется лишь соглашения о разделе  продукции и соглашения о финансовой аренде (лизинг).

Итак, Федеральный закон  от 30 декабря 1995 года «О соглашениях  о разделе продукции» регулирует отношения, связанные с крупнейшими  капиталовложениями в российскую экономику.

Рассматриваемый закон  позволяет использовать для расчетов с инвесторами, т. е. для возмещения их затрат, часть производимой продукции, которая называется «компенсационной продукцией».

Данный Закон вступил  в силу 11 января 1996 года. 14 января 1999 года вступил в действие Федеральный  закон от 7 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О соглашениях о разделе продукции».

На данном этапе развития России инвестиции требуются в нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и горнодобывающую  промышленность, строительство. Успешного  опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции непригодна к горной добычи, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительно большая прибыльность.

Соглашение о разделе  продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.

Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.

Отсюда следует, что  соглашения о разделе продукции  – это соглашения, по которым  все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем  раздела произведенной продукции.

Одной из важных характеристик  Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.

Соглашения о разделе  продукции являются особой договорной формой недропользования в РФ. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат за разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Инвестор обязан платить налог со своей доли прибыльной продукции.

Это регулируется ст. 2 и ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ  ПО СОГЛАШЕНИЮ

 

Все программы, проекты  и сметы, в соответствии с которыми ведутся работы, утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Все операции и работы по соглашению о разделе продукции производятся только в соответствии с российским законодательством, включая российские стандарты и технические нормы. Все международные стандарты должны быть одобрены российскими органами власти.

Соглашение определяет порядок, условия и сроки возврата участков, переданных в пользование инвестору, на которых он завершил поиски и разведку минерального сырья. Вся информация должна быть представлена на государственную экспертизу.

Организация выполнения работ включает ведение учета и отчетности, осуществляемое по поручению инвестора операторами соглашения, которыми могут быть юридические лица. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные.

В результате принятия Федерального закона « О соглашениях о разделе продукции» вступили в действие соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соглашения предусматривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о.Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд. Долл. США. Чистый доход российского государства оценивается 35-40 млрд.долл. США Кроме того будет создано 20 тыс. Новых рабочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Дальневосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей.

Организация работ  по соглашению регулируется ст. 6 и ст. 7 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

 

РАЗДЕЛ ПРОДУКЦИИ

 

Суть соглашения, его  особенности и новизна сосредоточены  в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

В российском законодательстве используется индонезийская модель соглашения, которая реализуется в большинстве нефтедобывающих стран.

Разделу между государством и инвестором подлежит «прибыльная  продукция», под которой понимается произведенная продукция за вычетом  компенсационной, а также продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами. В соглашении устанавливаются условия и порядок раздела «прибыльной продукции» между государством и инвестором.

Как следует из схемы 1, раздел продукции происходит в  два этапа:

Первый – вся произведенная  продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая – инвестору, который делит свою часть на две: компенсационную и прибыльную.

Второй – «прибыльная» продукция делится на валовую  долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Схема 1. Принципы разделения продукции по соглашению о разделе продукции.

 

Доля продукции государства  по соглашению о разделе продукции  дополнительно перераспределяется между федеральным бюджетом и  бюджетом субъекта РФ в месте проведения работ. Пропорция в разделении продукции  устанавливается отдельными договорами между федеральными властями и исполнительной властью субъекта РФ (без участия инвестора).

Процедура раздела продукции  между инвестором и государством регулируется ст. 8 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

 

  1. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ.

 

Закон «О соглашениях  о разделе продукции» достаточно подробно регулирует прочие условия  соглашения, срок действия соглашения, условия пользования участком недр, порядок заключения соглашения, раздел продукции, условия проведения работ, права собственности инвестора, предусматривает стабильность условий соглашения, государственные гарантии прав инвесторов, контроль за исполнением соглашения, ответственность сторон, содержит нормы по разрешению споров.

 

СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

 

Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация  и инвесторы.

От имени государства  выступают Правительство РФ и  орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.

Инвесторами являются «граждане  РФ, иностранные граждане, юридические  лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие  статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения»

Следует отметить, что  Закон «О соглашениях о разделе продукции» впервые вводит в группу потенциальных инвесторов объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.

Необычность субъектного  состава соглашений о разделе  продукции состоит не только в  том, что они заключаются очень  разными субъектами: с одной стороны – государством, а с другой – частным инвестором, которым может быть не только юридическое лицо, но и гражданин, но также и в том, что государство может заключить соглашение с объединением юридических лиц, не являющихся единым правовым субъектом.

Взаимоотношения сторон соглашения регулируется ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

Ст. 16 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года предусматривает передачу прав и обязанностей. Это значит, что инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности любому юридическому лицу с согласия государства, при условии, что эти лица располагают ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

 

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

 

В соответствии со ст. 9 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей  инвестора, принадлежит на праве  собственности инвестору.

Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

К вывозу подлежит компенсационная, а также часть прибыльной продукции, приходящаяся на долю инвестора, причем та ее часть, которая остается после  уплаты налога на прибыль.

К числу основных выгод  инвестора, обеспечиваемых Законом  «О соглашении о разделе продукции», относится неограничиваемое право  экспортировать из России ту продукцию, которая принадлежит ему на праве  собственности.

Информация о работе Соглашения о разделе продукции