Соотношение международного и национального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:09, доклад

Описание работы

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Файлы: 1 файл

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Международное и внутригосударственное  право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном  праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального  права регулируют осуществление  внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения  международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные  точки зрения, которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники дуалистического направления  придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной  жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной  стороны, международно-правовые нормы  закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты международного права  в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Рассматривая влияние норм международного права на национальное законодательство, необходимо разобрать такое понятие  как имплементация. Этот термин прочно укоренился в доктрине международного права, как в отечественной, так и зарубежной, а также в практике государств. Концепция имплементации является одной из наиболее распространенных теорий права, опосредующей комплекс мероприятий, направленных на признание юридической силы и организационное обеспечение осуществления международных правовых норм внутри государства. Имплементация является важнейшей составляющей эффективности действия международного и внутригосударственного права.

Имплементация (международного права) (англ. implementation — «осуществление», «выполнение») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Способами имплементации являются:

  • инкорпорация;
  • трансформация;
  • общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства. 
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники). 
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.

В случае коллизии между  нормой внутригосударственного права  и нормой международного права применяются нормы международного права.

Таким образом, в современных  условиях имплементация выступает  оптимальным и рациональным способом, обеспечивающим достижение указанных  целей посредством включения  международных норм во внутригосударственное  право и обеспечение его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, включая защиту прав человека. Этому обстоятельству сопутствует также и то, что в международных правовых нормах могут "часто содержаться положения, имеющие конечной целью регулирование не отношений между государствами (регулирование отношений между самими государствами является средством для достижения конечной цели), а отношений с участием субъектов национального права. В этом случае нужна "переадресовка" норм последним, что достигается при помощи норм национального права" <17>. Поэтому одна из главных задач национального правотворчества заключается в санкционировании действия международных правовых норм на территории государства, а также в определении условий и порядка их включения во внутригосударственное право.

Имплементацию международно-правовых норм во внутригосударственное право  можно рассматривать как своеобразную помощь "его нормам со стороны  норм национального права", которая  является юридической обязанностью государства, взявшего на себя это обязательство.

Влияние международного права на национальное выражается в помощи национального права при реализации норм международного права.  Необходимость такой помощи обуславливается спецификой норм международного права.

Основная причина не только в содержании норм международного права,  а в субъектах,  которым они адресованы.  Нормы международного права ориентированы на государство.  Однако деятельность государства осуществляется через его органы,  статус которых регулируется национальным правом.  Именно в национальном праве определяется,  какие органы уполномочиваются реализовать нормы международного права.

Независимо от формы  помощи национального права международному праву,  возможен лишь один способ влияния последнего на национальное законодательство –  опосредованное влияние.  Юридические основания опосредованного влияния международного права вытекают из принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться),  который следующим образом трактуется в Заключительном акте СБСЕ 1975  г.: «при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила»,  государства  «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву».

Приоритетное влияние  международного права на внутреннее законодательство гарантируется ст.27  Венской конвенции о праве международных договоров 1969  г.,  согласно которой государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

Вместе с тем особо  следует выделить значение принципа добросовестного соблюдения международных  обязательств. Как справедливо отмечает профессор С.В. Черниченко, государство  несет обязанность обеспечить соответствие его права нормам международного права, распространяющим свое действие на национальные правовые системы. Западный исследователь М. Эйкхерст полагает, что вопрос о способах реализации международных обязательств решает государство, принявшее это обязательство. Государства обязываются уважать и добросовестно исполнять нормы международного права: нормы jus cogens; договоры, воплощающие эти нормы; нормы обычного права; общие правовые принципы; обязательные к исполнению нормативные акты международных организаций; определенные односторонние акты, порождающие международные обязательства.

В настоящее время  важным фактором развития национального  законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права.

Посредством выполнения международных договоров государство  развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным "проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения". Развитие национального законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны. 

 

 

 

Литература:

 

  1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть.
  2. Даневский В.П. Пособие к изучению истории и системы международного права.
  3. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права.
  4. По материалам сайта Википедия и ibrain.kz



Информация о работе Соотношение международного и национального права