Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:09, контрольная работа
Стратегические задачи выстраивания цивилизованного торгового оборота в Российской Федерации, процессы интегративного развития и глобализации, планируемое вступление страны во Всемирную торговую организацию, безусловно, требуют повышенного внимания к участникам торгового оборота и делают необходимым надлежащее правовое регулирование различных видов субъектов коммерческого права, которые ставят своей целью формирование условий для основных участников торговли .
1. Специальные субъекты коммерческого права. 3
2. Договор комиссии. 16
Список использованной литературы 28
Коммерческое право - Вариант №3
Содержание
Стратегические задачи выстраивания
цивилизованного торгового
Структура современного товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товара от изготовителя к потребителям2. Товарный рынок представляет собой систему субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения).
Торговля, по мнению Г.Ф. Шершеневича, есть "посредничество между производителями и потребителями"3. Более широкое определение торговли - деятельность по реализации товаров. Понятие "торговый оборот" является более узким по сравнению с понятием "торговая деятельность". Совокупность юридических сделок, направленных на осуществление посреднической деятельности в ходе реализации товара, - это торговый оборот.
Товарооборот
предполагает переход права собственности
на товар (купля-продажа, поставка) от одного
субъекта права к другому
Торговая деятельность - деятельность по реализации товара, предполагающая изменение принадлежащего собственнику капитала с товарной формы на денежную и, наоборот, переход права собственности на товар, которая включает в себя следующие процессы:
1) исследование рынка;
2)
сбыт изготовителем
3) посредническую деятельность.
Причем эти процессы могут меняться местами и даже взаимозаменять друг друга в зависимости от конкретных интересов субъектов.
Торговая деятельность начинается задолго до изготовления товара. Постоянно усиливающаяся конкуренция, борьба за новые рынки сбыта, ускорение и совершенствование процессов производства привели к тому, что производитель должен заблаговременно обладать информацией о возможностях сбыта того или иного товара, будущей его цене и планируемой прибыли. Изучение конъюнктуры рынка является важной составляющей торгового оборота.
Маркетинг - деятельность, которая управляет продвижением товара и услуг от производителя к потребителю. Система маркетинга предполагает согласование производства товаров с запросами покупателей и потребностями рынка.
Осуществить маркетинговую деятельность позволяют в том числе и некоммерческие организации (автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства).
Сбыт
изготовителем производимого
Одним из важнейших принципов любого предпринимательства является следующий принцип: "прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт"4.
Посредническая деятельность - действия посреднических организаций по приобретению, перераспределению товара или по выполнению отдельных операций с товаром в интересах участников торгового оборота.
Главным субъектом торгового оборота традиционно считается торговое общество или торговец. Во всех торговых кодексах зарубежных стран есть отдельный раздел, посвященный торговым обществам и товариществам (исключение составляет Единообразный торговый кодекс США).
Круг
участников торгового оборота обладает
своей спецификой: он уже, чем круг
субъектов гражданского права. Так,
среди юридических лиц
Вряд ли можно согласиться с теми исследователями, которые определяют некоммерческие организации как юридические лица, "ставящие перед собой неэкономические задачи"6. Более корректным подходом к анализу зарубежного законодательства в отношении этих организаций можно считать перевод их наименования "non-profit", т.е. как бесприбыльные корпорации, но не как непредпринимательские7. Структура формирования дохода в этих организациях совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Российский закон не только не запрещает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, но предписывает занятие предпринимательством для таких организаций в строгих рамках с соблюдением всех законодательных ограничений (Гражданский кодекс РФ8, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях"9).
Некоммерческие организации
По состоянию на 2009 г. из 4 млн. юридических
лиц некоммерческих организаций
чуть более 600 тыс. - это 6,5% от числа юридических
лиц, значащихся в реестре. Такое
же соотношение и в
Большинство
исследователей коммерческого права
относят некоммерческие организации
к специальным субъектам
Цель
организаторов торгового
Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота в стране10.
Одними из наиболее заметных участников торгового оборота становятся организаторы торгового оборота. Эта группа специальных субъектов коммерческого права является наименее изученной. Современное российское законодательство, регулирующее деятельность этих субъектов коммерческого права, находится в стадии своего становления и характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата. Отдельные организаторы торгового оборота вообще выпали из поля зрения российского законодателя. Неадекватность законодательного обеспечения этой группы участников торгового оборота современным потребностям развития цивилизованного рынка создает многочисленные проблемы в правоприменительной практике.
Важным
вопросом для определения правового
статуса организаторов
Разделяя правоспособность на общую и специальную, необходимо иметь в виду тот факт, что в содержание правоспособности входят не конкретные права и обязанности, а лишь потенциальная возможность их приобретения. В этом отношении весьма убедительной представляется точка зрения Н.В. Козловой, которая критикует позицию В. Кудашкина, утверждая, что "при регулировании тех или иных правоотношений субъектов гражданского права, имеющих специальную правоспособность, необходимо правильно понимать юридическую природу их правоспособности и правовое основание - регулируется ли она разрешительным порядком в сфере действия общего запрета или же общедозволительным порядком в сфере действия общего дозволения"12. В. Кудашкин имеет в виду, что, с одной стороны, если юридическое лицо, например, получает лицензию на осуществление деятельности, не запрещенной законом, то этой лицензией оно как бы легитимирует (реализует) уже имеющуюся правоспособность. Государство подтверждает факт участия данного субъекта в коммерческом обороте. В этом случае лицензия устанавливает специальную правоспособность, а посему сделки, не соответствующие ее содержанию, могут быть признаны недействительными судом в силу ст. 173 ГК РФ. С другой стороны, если закон запрещает все юридические действия, кроме прямо разрешенных, в этом случае юридическое лицо не легитимирует свою правоспособность, так как наделяется специальной правоспособностью в сфере осуществления только тех действий, которые прямо разрешены. Поэтому сделки, противоречащие содержанию специальной правоспособности в сфере действия общего запрета, являются ничтожными в силу несоответствия закону или иному нормативному акту (ст. 168 ГК РФ). Представляется, что данный вывод не вполне обоснован, поскольку в нем автор смешивает разные правовые явления и понятия. Попытаемся обосновать данное положение.
Во-первых, смешиваются понятия специальной правоспособности юридического лица и ограничения правоспособности юридического лица.
Во-вторых, категория правоспособности понимается автором не как юридически закрепленная возможность обладать гражданскими правами и обязанностями, а как совокупность уже существующих субъективных прав: "Правовым основанием специальной правоспособности в сфере общего запрета является... наделение правоспособностью вследствие отсутствия каких-либо прав на юридически значимые действия в данной сфере"13.
В-третьих,
понятие специальной
Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле этого слова. Безусловно, предписанная в законе специальная правоспособность юридического лица в какой-то мере ограничивает правоспособность юридического лица, но это, скорее, не форма ограничения, а специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.
Правоспособность
организаторов торгового
Современный ГК РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.
В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации в соответствии с нормами п. 1 ст. 50 ГК РФ, т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте "ограниченно"15.
Отсюда следует вывод, что некоммерческие
организации участвуют в
Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли.
Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами предпринимательского (в том числе коммерческого) оборота16.
Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме.
К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др. Особенности участия этих организаций в торговой деятельности, торговом обороте будут рассмотрены более подробно далее.
Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.
Информация о работе Специальные субъекты коммерческого права