Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 18:42, курсовая работа
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве
3. Отрешение Президента
от должности. Когда в 1991 г. был
введен пост Президента РСФСР,
основанием отрешения его от
должности могло быть
Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93, п. 1 Конституции РФ).
Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации так же двумя третями голосов от общего числа членов в течение 3 месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в этот срок Совет Федерации не вынесет соответствующего решения, обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения Президента от должности совместно участвуют наиболее компетентные в этом вопросе органы – обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд – что является гарантией защиты Президента от произвола отдельных органов власти.
Импичмент представляет собой очень сильное средство воздействия на Президента со стороны парламента, направленное на предупреждение злоупотреблений властью и нарушения Конституции главой государства. Отрешение Президента от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке. Нужно отметить, что процедура импичмента устанавливает только политическую ответственность Президента и не освобождает его от уголовной ответственности за совершенное тяжкое преступление.27
Как уже было отмечено, во всех случаях неспособности Президента выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3 Конституции РФ). Существуют некоторые ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Эти ограничения обусловлены тем, что исполняющий обязанности не избирается всенародно, в отличие от Президента.
Выборы нового Президента должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт президентства существует в России еще очень недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.
Сторонники данного института убеждены в необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. “Президентский вариант” разделения властей в государстве считается оптимальным вариантом для стран с переходной экономикой.28 Сильная власть, сосредоточенная в одних руках, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной власти. Недостатки существующей формы правления объясняются тем, что президентской власти приходится действовать в сложных условиях, на неблагоприятном социальном фоне.
В то же время, среди исследователей в области права, как и среди политических деятелей, есть много противников института президентства в современном его виде. Основной недостаток Конституции 1993 года многие видят в том, что она была ориентирована на конкретные обстоятельства, сложившиеся в связи с политическим конфликтом в государстве и принята в результате силового разрешения этого конфликта. Кроме того, по их мнению, Конституция была смоделирована под конкретного политического лидера. Следствием всего этого явилось формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализован. Установленная Конституцией конструкция власти служит источником нестабильности политического режима, т. к. система сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти.29
Таким образом, Конституцию обвиняют в нарушении принципа разделения властей. Многие правоведы считают, что в настоящий момент баланс властей в России смещен в пользу исполнительной, а точнее – президентской власти.30 Некоторые авторы даже называют Россию “суперпрезидентской” республикой, т. к. Президент обладает совокупностью полномочий , характерных как для главы государства в президентской, так и для главы государства в парламентской республике. Так, Президент в России избирается народом, имеет значительную власть в отношении Правительства, назначает министров и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство несет ответственность только перед ним, но не перед парламентом. Хотя формально Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в его руках сосредоточены основные управленческие полномочия.31 Он также оказывает влияние и на законодательную деятельность Федерального Собрания.
В любом случае, несомненно, Президент является очень влиятельной фигурой в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства и играя решающую роль в определении политики государства.
Для предотвращения возможности узурпации власти необходимо более четкое правовое определение института президентства. Изменение правового регулирования этого института должно идти в направлении конкретизации его полномочий и разграничения компетенции высших органов государственной власти. Еще не существует закона о Президенте, и Конституция даже не указывает на необходимость принятия такого закона.
Институт президентства в России еще не является устоявшейся совокупностью конституционных норм. С момента его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. – С. 5-6.
2 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 11.
3 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – С. 29.
4 Баглай. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1997.- С. 397.
5 Ст. 81 ч.3 Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: Юристъ,2002.
6 Козлова Е. Как избирают Президента // Человек и закон. – 1996. - № 6. – С. 48-49.
7 Козлова Е. Как избирают Президента // Человек и закон. – 1996. - № 6. – С. 52.
8 Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. – 1993. - № 2. – С. 49.
9 Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. – 1997. - № 23-24. – С. 66.
10 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 37.
11 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М., 1996. – С. 364.
12 Там же. С. 365.
13 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – С. 30.
14 Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51.
15 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 18.
16 Там же. С. 17.
17 Окуньков. Конституционное развитие института президентства в государствах – участниках СНГ // Журнал Российского права. – 1997. - № 10. – С. 3.
18 Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6. – С. 3.
19 Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51.
20 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 13.
21 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 17.
22 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 45.
23 Там же. С. 41.
24 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 42.
25 Нестеров Ю., Вишневский Б. Конституционная реформа: дальше откладывать нельзя // Российская Федерация сегодня. – 1999. - № 20. – С. 44.
26 Авакьян. С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87.
27 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 22.
28 Окуньков Л. А. Конституционное развитие института президентства в государствах – участниках СНГ // Журнал Российского права. – 1997. - № 10. – С. 14.
29 Президент– Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. - С. 44-46.
30 Президент– Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. - С. 40.
31 Там же. С. 18.