Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 15:03, контрольная работа
Термин «суверенитет» употребляется в разных значениях. В философской литературе иногда говорят о суверенитете личности как об автономии воли человека, о его свободе выбирать линию своего поведения и т. п. В отечественной литературе по теории государства и права, международному и конституционному праву встречаются рассуждения о народном и национальном суверенитете. Несмотря на «живучесть» таких рассуждений, они скорее относятся к политической публицистике и не слишком вписываются в строго правовую аргументацию.
Введение.
1. Понятие суверенитета.
2. Юридические признаки государственного суверенитета.
3.Суверенитет как категория международного права.
Заключение.
3.Суверенитет как категория
международного права
Суверенитет — неотъемлемое
качество государства как субъекта международного
права. Понятие государственного суверенитета
раскрывается в международно-правовых
документах. На понимание суверенитета
наложило свой отпечаток существование
военно-политических группировок. Очевидно,
что члены единого военного или политического
блока имеют собственные национальные
интересы и обязательства, включая гарантии
взаимной безопасности и уважения принципов
взаимоотношений, основывающихся на взаимозависимости.
К 90-м годам сложилась система, при которой
две сверхдержавы доминировали в мире
и порой даже военным путем вмешивались
в дела соседних (и не только) государств.
С изменением политических реалий, прекращением
существования СССР происходит формирование
многополюсного мира, в котором можно
выделить несколько центров силы: США,
Россия, Европейский союз, Япония, Китай.
Это изменение требует и нового подхода
к пониманию суверенитета.
Прежде всего, становится необходимым
отход от понимания суверенитета как тотально
неограниченной свободы действий. Указанный
процесс может быть охарактеризован как
«деабсолютизация» суверенитета. Определенные
ограничения, так или иначе, накладываются
на государство международным правом,
межгосударственными соглашениями, иными
документами. Право государства на самоограничение,
выводимое из функционирования государства
в сфере международных отношений, есть
высшее доказательство существования
государственного суверенитета, потому
что это собственное решение суверена
принимается им и получает свою силу в
законном порядке. Подобного рода обязательства
не влекут ограничения суверенитета, но
только определение степени свободы и
прав суверена.
Довольно распространена теория, которая
заключает, что развитие международных
отношений, осуществляемое в основном
через посредство международных договоров,
приводит к такой системе взаимозависимости
государств, подчинения их общему мировому
правопорядку, что возникает противоречие
между суверенитетом государства, с одной
стороны, и международным правом — с другой.
Согласно этой теории, суверенитет государств
исчезает и переходит к сообществу государств.
В наиболее крайней форме потребность
нового подхода к суверенитету ошибочно
подменяется современными авторами его
отрицанием. По мнению известного европейского
государствоведа Х. Дриера, в XX веке рост
взаимных обязательств приводит к бесполезности
концепции суверенитета, он говорит о
«потере монолитности суверенитета».
С аналогичным, по сути, утверждением выступил
профессор права Базельского университета
Л. Вильдхабер, который полагает, что «суверенитет
должен быть ослаблен потребностями взаимозависимости».
Далее в своей работе «Суверенитет и международное
право» он подчеркивает: «Суверенитет
является относительным понятием, изменчивым
с течением времени, приспосабливающимся
к новой ситуации и новым потребностям».
Вышеозначенная концепция суверенитета
основывается на заключении, что современный
мир ограничивает условия для государства
быть полностью независимым в проявлении
своей власти. Хотя государства обладают
неограниченными полномочиями в международных
отношениях, и они полностью равны перед
международным правом, совсем недавно
не так уж было далеко от истины положение
о том, что нет суверенных государств вовсе
или понятие «суверенитет» применимо
только к двум супердержавам (и даже к
ним не во всякой ситуации).
В современных государственных условиях
как никогда прежде вопросы, связанные
с суверенитетом, понимание которого не
ограничивается набором нескольких идей,
а выводится из фактической, реальной
жизни государств, позволяют полнее проанализировать
деятельность государств, государственной
власти в пределах своей компетенции.
Ограничение компетенции, постепенные
количественные изменения приводят к
качественным преобразованиям в понимании
суверенитета и производных из него категорий.
Для современного государства, включенного
во все виды зависимости, ограничение
существующей суверенной власти есть
уважение к суверенитету других государств
и особенно международных обязательств,
являющихся результатом ратифицированных
соглашений и договоров.
Исключительная компетенция одного государства
сталкивается здесь с исключительной
компетенцией другого и с необходимостью
уважать каждым государством права другого.
Без признания необходимости обрисовать
пределы своей независимости государство
не способно эффективно функционировать
на современном этапе развития международных
отношений.
В современных условиях стремлению государств
к полной самодостаточности препятствуют
природные ограничения, недостаток материальных
и минеральных ресурсов, усиление зависимости
от источников энергии, изменение экологических
условий, пересмотр взглядов и подходов
к вопросам безопасности. Мир становится
все более сложным политически. Если в
XIX веке было около шестидесяти государств
— субъектов международного права, то
сегодня их количество достигает двухсот.
Итак, преобладающее значение компетенции
как критерия внутригосударственного
аспекта суверенитета относительно легко
определить, намного сложнее найти такой
критерий в сфере международных отношений.
Обоснованно и справедливо говорить не
об абсолютной независимости государств
друг от друга, но о степени взаимозависимости
и степени автономии. Эта степень зависит
от силы государства, характера его включенности
в международные отношения.
Заключение.
Сегодня
в качестве основополагающей концепции
при оценке положения государства выступает
идея взаимозависимости государств в
современном мире. Учитывая важность вопроса,
необходимо определить характер взаимозависимости
государств, объем взаимодействия, степень
воздействия на вопросы реализации государственного
суверенитета и степень автономии решений
суверенных властей.
Несомненно, одним из важнейших аспектов
взаимной и симметричной зависимости
государств является военный, который
непосредственно затрагивает вопросы
безопасности. Здесь международная взаимозависимость
проявляется наиболее значимо. Похожая
ситуация складывается с защитой от нарушений
экологической, биологической или энергетической
систем. Все активнее проходят процессы
взаимопроникновения в сфере культуры,
науки и т.п. Если взаимозависимость является
синонимом безопасного сосуществования
суверенных субъектов международных отношений,
то его противоположность — вмешательство
государств в сферу действия другого государства.
Это одна из глобальных современных проблем.
Что понимается под вмешательством? Подобно
суверенитету, эту категорию трудно раскрыть
и описать одним словом. Вмешательство,
то или иное воздействие на процессы, происходящие
в других государствах, — неотъемлемая
часть современных международных отношений,
оно используется в интересах как внешней,
так и внутренней политики.
Взаимозависимость государств, естественно,
не является антонимом суверенитета даже
тогда, когда ex definitione (по определению)
она подразумевает некоторые ограничения
на независимость и самодостаточность
государства в современном мире. Происходит
взаимное проникновение внутренних и
внешних проблем, что не является причиной
для беспокойства сильных и богатых государств.
Но даже для них сегодня, когда процессы
развиваются с такой скоростью и привели
к значительным последствиям, все более
актуальными становятся вопросы защиты
национальной культуры, языка, традиций.
Взаимозависимость выступает как основная
черта, характеризующая современные международные
отношения.
Устройство каждого государства по-своему уникально, поэтому его невозможно механически перенести в другую страну. Однако изучение опыта разных стран позволяет выявить наиболее общие черты и закономерности федерализма, что уже само по себе представляет немалый интерес для России, решающей в настоящее время многие проблемы, связанные с федеративным государственным устройством. Кроме того, изучение зарубежного опыта показывает, какие институты и насколько эффективно работают в тех или иных конкретно-исторических условиях. Сравнивая российскую ситуацию с положением в той или иной федерации, можно прийти к выводу о том, какие институты в Российской Федерации могут действительно способствовать укреплению и успешному развитию государственности. Таким образом, знание зарубежного опыта поможет не допустить воспроизведения неэффективных механизмов и моделей и внедрять передовые достижения в сфере государственного строительства, отвечающие потребностям современной России.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. //Российская газета//
2. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001г. №146 ФЗ (ред. от 23.07.2013)(с изм. с 01.09.2013).
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // Международное право в документах. М., 1982. С. 6.
4. Курс международного права. Отв. ред. Н.А. Ушаков. - М.1995г.
5. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. Изд.3-е – М.,2005г.
6. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. Изд.3-е – М.,2005г.
7. Международное право: Учебник./ Отв. ред. В.И.Кузнецов, Б.Р.Тузмухамедов.- 3-е изд., перераб. – М., Норма, 2012.
8.Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х т. – М.,1999г.
9. Международное право: учебник
для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко
и проф. О.И.Туинов. – 3-е изд. –
М.: Норма,2004.