Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:57, реферат
По правовому режиму территории подразделяются на территории государств, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.
Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.
Но, как известно, в Антарктике имеются
две категории льдов, расположенных
над прибрежными шельфами: а) лед,
сползший с поверхности суши (материковый
лед), и б) лед, образовавшийся в результате
замерзания морской воды и находящийся
вдоль суши и материкового льда,—
это ледяной припай (паковый лед).
От паковых льдов отделяются айсберги.
Постоянные поля паковых льдов обычно
недоступны для мореплавания. Однако
они могут использоваться для
создания на них баз и сооружений.
Вероятно, по этим причинам Договор
не делает различия между указанными
выше двумя категориями, называя
их в целом «шельфовыми ледниками»
В пределах района действия Договора, включая и части открытого моря, не могут также производиться ядерные взрывы (даже в мирных целях), а также сброс радиоактивных отходов. Это запрещено ст. V Договора. При этом ст. X возлагает на участников Договора обязанность прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам и целям Договора. В этой статье не делается исключения для такой деятельности государств, не участвующих в Договоре.
В соответствии со ст. XI Договора все
споры между двумя или
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора 14 государств являются Консультативными сторонами Договора, а еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются Консультативными сторонами. Подавляющее большинство из указанных выше 38 государств являются развитыми государствами. Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех Консультативных сторон Договора.
С момента вступления Договора об Антарктике в силу (23 июля 1961 г.) прошло более 40 лет. За истекший период достаточно наглядно выявилась его жизнеспособность. Первоначально он способствовал стабилизации обстановки в Антарктике, а затем благотворно повлиял на развитие позитивных процессов в этом районе с учетом основополагающих принципов и целей ООН. Но его значение вышло за рамки Антарктики, поскольку опыт заключения этого Договора, а также позитивные результаты его функционирования были в определенной степени учтены в Договоре по космосу 1967 года, Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он до сих пор служит удачным примером осуществления принципов Организации Объединенных Наций при решении конкретных проблем международных отношений. Но это обстоятельство не исключает дальнейшего развития его положений.
На протяжении ХХ века Арктика была
регионом с одним из самых высоких
уровнем исследовательской
Выделение Арктики в самостоятельный
объект государственной политики обусловлено
особыми национальными
В 1921 г. Канада декларировала, что все
земли и острова к северу от
континентальной канадской
К режиму полярных секторов прибегли
также Норвегия и Дания. Все территории
(в том числе неоткрытые и неразведанные),
которые входят в полярный сектор
государства, находятся под его
суверенитетом. Однако водная поверхность
океанских и морских
Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», внутренние воды и территориальное море, прилегающие к Северному побережью РФ. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Режим государственных границ
Государственная граница- это обозначенная
на картах и закрепленная путем маркировки
на местности линия и проходящая
по этой линии вертикальная плоскость,
определяющая внешние пределы
Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.
На сухопутной границе оборудуется пограничная полоса (шириной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содержится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсутствует, что характерно в отношениях между дружественными сопредельными государствами.
Водные границы подразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на реках устанавливаются по договору между прибрежными государствами: на судоходных реках- по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных- по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и других природных явлений, в таких договорах, как правило, определяется, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.
На приграничных озерах и иных подобных
водоемах (например, Чудское озеро
между Россией и Эстонией, Великие
озера между США и Канадой),
к которым выходят два
Специфичен режим озер-морей, к
берегам которых выходят
Морские границы государства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если только между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.
Боковые (или вертикальные) воздушные границы государства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм национального законодательства по данному вопросу. Территориальное разграничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.
Делимитация границы- договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация границы- обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или проведения дополнительных переговоров между соседними государствами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.
Редемаркация границ - в международном праве совместная проверка и при необходимости восстановление на местности демаркированной линии государственной границы, восстановление или замена разрушенных и установка новых пограничных знаков, замена знаков одного типа на знаки др. типа, установка дополнительных знаков, осуществляемые сопредельными государствами на основе заключенных между ними соглашений.
Ратификацией называют процесс придания документу юридической силы. Для этого необходимо, чтобы документ (договор) утвердили соответствующие органы каждой стороны. До процедуры ратификации документ не обладает юридической силой, нератифицировавшая сторона не обязана выполнять условия договора.
Факт свершившейся ратификации отражают в специальном документе — ратификационной грамоте. Если участников договора немного, они просто обмениваются ратификационными грамотами, а при большом количестве сторон эти документы передают депозитарию. В качестве депозитария может выступать третье лицо или один из участников договора.
Информация о работе Территория и границы в международном праве