Виды франчайзинговых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:
· производителя с производителем;
· производителя с оптовым торговцем;
· производителя с розничным торговцем;
· оптового торговца с оптовым торговцем;
· оптового торговца с розничным торговцем;
· розничного торговца с розничным торговцем;
· предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

Файлы: 1 файл

Виды франчайзинговых систем.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Виды франчайзинговых  систем

Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут  объединять:

·         производителя с производителем;

·         производителя с оптовым торговцем;

·         производителя с розничным торговцем;

·         оптового торговца с оптовым торговцем;

·         оптового торговца с розничным торговцем;

·         розничного торговца с розничным торговцем;

·         предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

Рассмотрим  франчайзинговые системы, соединяющие производителя с производителем. Предположим, фирма по производству химических веществ патентует новый способ производства аммиака. Поскольку данный процесс снижает стоимость производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание применять его.

Лицензия  дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен  на комиссионное вознаграждение, которое  называется роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

Другая  франшизная система соединяет производителя  и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных  дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа "Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

Розничные и обслуживающие франшизные системы  типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между  производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.

 

 

 

Заключение франшизного  договора

Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений  между франшизером и франчайзи. При заключении франчайзингового договора возникает ряд важных вопросов, которые  необходимо учесть в этом договоре. Особенно важное значение имеет вопрос: при каких обстоятельствах франчайзи может выйти из договора и сколько это будет ему стоить?

Предприниматели должны убедиться в понимании  того, что они могут потерять или  получить, если примут решение выйти из договора или если франшизер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франшизер имеет право аннулировать договор, если франчайзи: 1)не получает запланированной пибыли;                                                                                                                                                                                2) бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;                                  3)не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.

Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее:   1)неспособность долго и упорно работать; 2) неспособность стабильно сотрудничать с франшизером; 3)  злоупотребление именем и оборудованием франшизера.

Обычно  франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с  возможностью их продления. Исключением  является "Макдоналдс", который  продает за 400 000 долл. право пользования  франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. После истечения контракта франчайзи должен внести еще 400 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера "Макдоналдса" отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франшизеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30—60 дней.

Однако  может возникнуть проблема, если франчайзи  примет решение продать предприятие  до истечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франшизера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга.

Право продать  или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи является независимым владельцем предприятия  или просто филиалом в цепи. Положения договора должны отражать права франчайзи  на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует лишать франчайзи  права продавать или переуступать его предприятие.

Еще одним  моментом является цена, по которой  франчайзи могут заставить продать  франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франшизеру. Франшизер  часто вынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости для перспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. — франшизеру или франчайзи?

Франшизеры  могут утверждать, что это их образ  принес 50 000 долл. Франчайзи могут  считать, что их тяжелая работа создала  весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены.


Информация о работе Виды франчайзинговых систем