Внешнеэкономические отношения России и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование связей России со странами СНГ, сравнение направленности внешнеэкономических связей и, как следствие, выведение неких общих положений, опираясь на которые можно рассказывать о связях данных стран. Так же нужно упомянуть и о просветительской задаче данной работы, которая состоит, безусловно, в том, чтобы структурировать все получаемые данные о внешнеэкономических связях как таковых.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
Изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические отношения россии со странами снг .docx

— 96.42 Кб (Скачать файл)

 Ни для  кого не секрет, что Россия  заинтересована в безопасности  своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по  периметру ее границ были дружественные,  процветающие, демократические и  стабильные государства. К тому  же надо обеспечить лидерство  России среди этих государств  на пространстве СНГ. Этому  могло бы поспособствовать создание  привлекательной для партнеров  реалистичной модели эволюционного  перехода к полноценному рынку  и демократии. У нас есть основания  исходить из того, что “европейский  выбор" России разделяется  обществом и политическими элитами  других государств Содружества.  Путь достижения этой цели  нужно подсказывать собственным  примером.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества  на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

  1. Продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;
  2. Предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;
  3. Активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;
  4. Сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);
  5. Эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;
  6. Приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Важное значение в отношениях стран  СНГ имеет обеспечение региональной безопасности и стабильности, включая  противодействие новым вызовам  и угрозам, здесь ключевую роль играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Возобновление  членства в ней Узбекистана способствует повышению ее роли в решении этих задач, особенно применительно к Центральноазиатскому региону. Россия же в свою очередь и далее будет содействовать консолидации ОДКБ в качестве военно-политического союза, укреплению миротворческого потенциала Организации, совершенствованию военно-технического сотрудничества между государствами-членами, усилению координации их действий на международной арене. Не менее актуальной является задача дальнейшего укрепление международного авторитета ОДКБ, а также развитие ее контактов с другими региональными организациями аналогичного профиля, включая НАТО. Растущее практическое значение приобретает усиление координации между ОДКБ и ЕврАзЭС.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работе, отметим, что образование  Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней  четверти ХХ века. Прежде всего, СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.

В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный  характер. Отношения на постсоветском  пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует  о том, что оно оформляется  в международный регион. СНГ при  этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта  его роль пока еще не сыграна до конца.

Я ознакомилась с основными показателями развития сотрудничества России со странами СНГ – экспортом, импортом, товарной структурой, динамикой этих показателей. Анализ этих данных позволяет сделать вывод о возрастающем объёме товарооборота России со странами СНГ. Развитие торгово-экономических связей со странами СНГ основано на межгосударственных договоренностях, определяемых в основном политическими и оборонными интересами России. На основе таких договоренностей Россия экспортирует энергоносители в СНГ по ценам ниже мировых, осуществляет льготное кредитование стран-должников, предоставляет финансовые средства для поддержки сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР кооперационных связей в отраслях обрабатывающей промышленности.

Потенциал увеличения экспорта готовых  изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности  продукции обрабатывающей промышленности и жёсткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами-членами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет поддерживать часть производств.

Распад бывшего СССР и возникновение  на его территории новых независимых  государств, переход к формированию рыночной экономики обусловили коренные изменения прежних межреспубликанских связей, которые превратились в отношения  международные и опирающиеся  на рыночные принципы. И если сегодня  можно говорить о вызревании в  самих переходных экономиках реальных предпосылок для подлинно рыночной интеграции России со странами СНГ, то именно в смысле развития контактов  непосредственных хозяйствующих субъектов, развёртывания микроуровневых хозяйственных связей.

В результате к нашим партнёрам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчёте на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества.

Сегодня государства Содружества  стоят перед необходимостью выработки  согласованных действий, синхронизации  основных линий структурных трансформаций  национальных экономик, сближения и  поэтапного формирования однотипных хозяйственных  механизмов, формирования на их базе общего рыночного пространства.

Результаты интеграции в СНГ  оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство  из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось  и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Постановление Совета глав государств СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ».
  2. Постановление Совета глав государств СНГ от 20.06.2000 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств» на период до 2013 года.
  3. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е. С. Акопова, О. Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко. – «Феникс».: Ростов-на-Дону, 2000. – 197 с.
  4. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4.
  5. Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения / Л.Арцишевский, Н.Промский // Экономист. - 2001. - N 9.
  6. Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн. - 2001. - N 8.
  7. Гвозденко, Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ / Д. Гвозденко / / Экономист. – 2004. – №4.
  8. Зиядуллаев Н. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист.2002. №1.
  9. Киреев А. Международная экономика / А. Киреев. – М.: «МЭО», 2000.
  10. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2000. – 735с
  11. Ноговицкий А.Д. Внешняя торговля. - М.: Русская деловая литература, 2001.
  12. Пебро М., «Международные экономические и валютно-финансовые отношения», Москва 2000 г.
  13. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - Учебник, М.: Юристъ,2000.
  14. Рыбалкина В.Е., Международные экономические отношения.– М.: ЮНИТИ, 2007. – 148 с.
  15. Семенов К.А.  Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  16. Смитиенко Б. М., Поспелова В. К. Внешнеэкономическая деятельность. - М. 2002. С. 177
  17. Сумарков В.Н., Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. - Москва Научное издание, 2007 г
  18. Ориентиры  международного  сотрудничества  стран  СНГ / По  материалам Петербургского экономического форума 2000 г. // Экономист. -  2000.  -  №10.
  19. И.П. Фаминский, Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. – М.: Республика, 2004.
  20. Чечевицина Л.Н, «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2001 г
  21. Аналитический доклад: итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cis.minsk.by/news
  22. Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.cis.minsk.by
  23. Любецкий В.В. Мировая экономика [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.e-college.ru
  24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru
  25. История и цели создания СНГ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ria.ru/
  26. Википедия. СНГ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Содружество_Независимых_Государств
  27. Доклад ИНСОР «Экономические интересы и задачи России в СНГ» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://opec.ru/1237889.html.
  28. Лавров С.В. Эволюционная реформа, как цель [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/
  29. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  30. Устав Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eurasianhome.org

 

 


Информация о работе Внешнеэкономические отношения России и СНГ