Внешнеэкономические сделки в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Частноправовая (гражданско-правовая) сделка является основной правовой формой, которая опосредует в конечном итоге международную экономическую, включая торговую, деятельность. В таком обобщенном виде ее, чаще всего, называют международной коммерческой сделкой.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические сделки в международном частном праве.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономические сделки в международном частном праве

 

1. Основные понятия  внешнеэкономической сделки

 

Частноправовая (гражданско-правовая) сделка является основной правовой формой, которая опосредует в конечном итоге  международную экономическую, включая торговую, деятельность. В таком обобщенном виде ее, чаще всего, называют международной коммерческой сделкой.

 

Термин “Международная коммерческая сделка” не используется в действующем российском праве. В Гражданском кодексе РФ (п.3 ст.162) и (п.2 ст.1209) используется термин “Внешнеэкономическая сделка”.

 

Что такое внешнеэкономическая  или международная коммерческая сделка? Российское право не дает понятия  ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической  сделки. Вместе с тем, раскрытие понятия  имеет серьезное практическое значение, так как непосредственно связано с применимым правом. Если сделка “внутренняя”, то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства. Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она находится в сфере действия частного права нескольких государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого и должны быть применены. К отношениям, вытекающим из подобной сделки, при определенных условиях могут быть применены принципы и нормы международного (публичного) права. Наконец, здесь широко применяются обычаи международной торговли, или, если воспользоваться более широким термином, - обычаи международного делового оборота, которые часто объединяются общим названием “lex mercatoria”. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.

 

Учитывая практическую значимость и отсутствие решения  в праве, данному вопросу большое  внимание уделяла отечественная  юридическая наука, что привело  к созданию так называемого доктринального понятия внешнеторговой, а затем и внешнеэкономической сделки. Единого доктринального понятия не существует. Расхождения в подходах приводят к тому, что одна и та же сделка может квалифицироваться по-разному: и как внешнеэкономическая, и как внутренняя (например, в отношении сделок с выставки или со склада готовой продукции и др.), что не способствует эффективности правового регулирования.

 

Чаще всего называются два признака внешнеэкономической  сделки: во-первых, в сделке участвуют  лица различной национальной (государственной) принадлежности и, во-вторых, содержанием сделки являются операции по экспорту-импорту товаров, услуг и пр.

 

В настоящее время  при определении внешнеторговой сделки следует обратиться к Федеральному закону “О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г. В нем нет определения сделки, но дается определение внешнеторговой деятельности. Это - “предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)”. Отсюда, внешнеторговая сделка - это сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

 

Внешнеэкономическая (международная) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односторонней, когда  для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, доверенность), и двух- или многосторонней, когда для ее совершения необходимо выражения согласованной воли двух или более сторон. Последние являются договорами (контрактами).

 

Центральное место среди  международных сделок занимает договор  международной купли-продажи. Когда-то он был единственной формой, опосредующей международные хозяйственные связи, которые сводились к торговле. И до сих пор он остается самой распространенной формой.

 

Договор международной  купли-продажи наиболее разработан в международном праве. Унификация права достигла наиболее ощутимых результатов именно в отношении этого договора. В результате, часто нормы, предназначенные для регулирования купли-продажи, по аналогии применяются к другим международным коммерческим сделкам. Вместе с тем, все виды международных сделок, независимо от их содержания, объединяются в одну группу наличием у каждого из них общего классификационного критерия - критерия “международности”. Следовательно, определение понятия международной коммерческой сделки в конечном счете сводится к ответу на вопрос, при наличии каких обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает международный характер. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996.

 

В последнее время  в международно-правовых актах, унифицирующих право международной торговли, чаще всего используется критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств. Так, в соответствии со ст.1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., под договором международной купли-продажи следует понимать “договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах”. Аналогичное правило включено в 1980 г. в Нью-Йоркскую конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., в Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., в Оттавских конвенциях 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге и в др. Такое единообразие свидетельствует об общепризнанности данного критерия в мировой практике.

 

При разработке Конвенции 1980 г., было признано возможным и  достаточным применение одного критерия (признака) - местонахождения коммерческих предприятий в разных государствах.

 

Как соотносится рассматриваемый критерий с российским правом? Во-первых, Россия является участницей Конвенции 1980 г., поэтому применение этого критерия для определения “международности” договора купли-продажи является юридически обязательным, во всяком случае, по отношению к другим странам-участницам. Во-вторых, в российском праве уже есть закон, в котором используется данный критерий для определения “международности” любой гражданско-правовой сделки, а не только договора купли-продажи. Это - Закон о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г. Согласно п.2 ст.1, международный коммерческий арбитраж может рассматривать гражданско-правовые споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей, “если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей”. В-третьих, в российском праве нет и не было общего определения ни внешнеэкономической, ни внешнеторговой сделки.

 

Все это делает достаточно обоснованым заключение об использовании  критерия местонахождения коммерческих предприятий на территории разных государств в качестве общего критерия для определения внешнеэкономической (международной) сделки: сделка будет внешнеэкономической (международной), если она совершена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Доронина М.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ, 1993.

 

Однако было бы неправильно полагать, что с использованием критерия местонахождения коммерческих предприятий сторон все проблемы с определением “международности” частно-правовой сделки решены. С одной стороны, данный критерий является более определенным и конкретным: обычно местонахождение коммерческого предприятия сторон легко устанавливаемо. С другой стороны, эта определенность относительная и не исключающая проблему толкования самого понятия “местонахождение коммерческого предприятия”. К сожалению, соответствующие международные конвенции в целом это понятие не раскрывают. Для достижения единообразия в правовом регулировании международных сделок требуется не только создание унифицированных правовых норм, но и создание унифицированных юридических понятий, из которых эти нормы состоят. Таким образом, с учетом вышеизложенного к международным коммерческим сделкам можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Такое заключение соответствует установившейся международной практике и не противоречит российскому законодательству.

 

Местонахождение коммерческих предприятий  на территории разных государств означает не только то, что стороны находятся в разных странах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате, в них появляется целый ряд специальных дополнительных условий, отсутствующих в одноименных гражданско-правовых “внутренних” сделках. По содержанию международные коммерческие сделки отличаются от одноименных “внутренних” сделок. Однако наличие специфических условий в сделке не является теми характеризующими признаками, с помощью которых можно определить “международность” сделки. Напротив, появление специальных условий является последствием международного характера сделки. Поэтому вновь подчеркнем достаточность наличия одного критерия - местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств - для отнесения сделки к международной.

 

1.2 Особенности правового регулирования  внешнеэкономических сделок

 

 

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений  является объединение в единую систему  различных по субъективной структуре отношений, обусловливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

 

Особенностью правового регулирования  внешнеэкономических сделок является взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности национального права. Свою политику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы публичного права. Определяющим является конституционное право. Дончаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.

 

Принципиальные основы государственной  деятельности во внешнеэкономической  сфере, закрепленные в Конституции  РФ, были конкретизированы в ряде специальных  законов конституционного характера. Федеральный закон от 13 декабря 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” установил принципы осуществления государственной внешнеторговой политики, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти и конкретизировал распределение компетенции в этой области между Федерацией и ее субъектами. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” определил соответствующие меры (защитные, антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их введения и применения. Федеральный закон от 1998 г. “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”, исходя из особенностей такого сотрудничества, установил порядок участия в нем разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов.

 

В регулировании внешнеэкономической  деятельности играют значительную роль и другие отрасли публичного права: административное право (прежде всего такая его подотрасль, как таможенное право), финансовое право (особенно такие его подотрасли, как налоговое, валютное право).

 

Понятно, что нормы различных  отраслей публичного права непосредственно  не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки. Зыков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999. С.238-271.

 

Особенностью регулирования внешнеэкономических  сделок также является широкое распространение  форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования являются “контрактные условия”: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права. Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли. К формам негосударственного регулирования следует отнести также судебную и арбитражную практику. Ее роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.

 

Таким образом, правовое регулирование  внешнеэкономических сделок представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публичного права, норм национального, прежде всего - международного частного права, и норм негосударственного регулирования.

 

 


Информация о работе Внешнеэкономические сделки в международном частном праве