Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:58, реферат
Войнам -- конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т.д.), происходящий в форме боевых действий между их Вооружёнными Силами. По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы.
Гражданские войны между различными группировками аристократии (например, войны диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321--276 до н. э.);
восстания рабов (например, восстание рабов в Риме под руководством Спартака);
народные восстания крестьян и ремесленников (восстание «Краснобровых» в Китае).
Войны Средневековья
Религиозные войны: Крестовые походы, Джихад;
Династические войны (например, Война Алой и Белой розы в Англии);
Войны за создание централизованных национальных государств (например, война за объединение русских земель вокруг Москвы в XIV--XV вв.);
Крестьянские войны-восстания
Войны Нового и Новейшего времени
Колониальные войны
Захватнические войны
Гражданские войны, сопровождающие развитие социалистических и буржуазно-демократических революций. Часто гражданские войны сливаются с войнами против внешней интервенции (Гражданская война в Китае);
Национально-освободительные
Революции часто заканчиваются войнами или в какой-то мере ими являются [В войне не бывает выигравших -- только проигравшие.]
Постиндустриальные войны
Считается, что постиндустриальные войны -- это прежде всего дипломатические и шпионские противостояния.
Гуманитарная война (Косовская война)
3. Война есть акт человеческого общения
Итак мы говорим: война относится не к области искусств и наук, а к области общественной жизни. Она есть конфликт крупных интересов, который разрешается кровопролитием; лишь в последнем ее отличие от других конфликтов [79].
Скорее чем с каким-либо из искусств, ее можно сравнить с торговлей, которая также является конфликтом человеческих интересов и деятельностей, а еще ближе к ней стоят политика, которую в свою очередь можно рассматривать как своего рода торговлю высокого масштаба. Кроме того политика есть лоно, вынашивающее войну; в политике уже заключаются в скрытом виде основные очертания войны, подобно тому как облик живого существа кроется в его зародыше{44}.
Согласно Клаузевицу, война — это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю
ДВИЖЕНИЕ К АБСОЛЮТНОЙ ВОЙНЕ
Природа войны
в современном мире
Подлинное новаторство Клаузевица заключается
в установлении социальной природы войны:
"Война есть деятельность воли против
одухотворенного реагирующего объекта.
...Война исходит из :общественного состояния
государств и их взаимоотношений, ими
она обусловливается, ими она ограничивается
и умеряется". Позиция немецкого военного
философа обусловлена тем, что "война
никогда не является изолированным актом".
Благодаря такому подходу Клаузевиц резко
выделился среди других исследователей
и вот уже в течение почти двух веков неизменно
оказывается в центре дискуссий о войне.
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/
Если война - явление социальное,
то вопросы ее подготовки и ведения
распространяются на все общество.
При анализе войны следует
исходить из того, что уже в течение
нескольких веков в войны вовлечены
целиком народы, а не только их армии
и правительства. Эпоха "кабинетных
войн" минула безвозвратно. По мнению
Свечина, до Семилетней войны "по существу,
воевали между собой два военных ведомства;
народ в этой борьбе не принимал участия,
и дуэль двух армий могла регулироваться
исключительно боевыми, то есть тактическими
соображениями. Весь ход развития военного
искусства в новейшее время оказался направленным
на уничтожение такого военного сепаратизма".
Как пишет Свечин в "Стратегии", "предполагать,
что война представляет свободное состязание
двух армий, это значит ничего не понимать
в природе войны. :Это основной пункт учения
Клаузевица, лейтмотив всех его трудов".
Современные войны стали еще более "социальными",
сегодня они действительно целиком "охватывают
все бытие народов" (Клаузевиц), в той
или иной форме проникая во все сферы общественной
жизни, становясь неотъемлемым атрибутом
повседневности и принимая свой абсолютный
облик.
В наши дни армии все чаще привлекаются
к решению задач самого широкого круга,
связанных с обеспечением безопасности
общества и государства. Согласно "Директиве
по оборонной политике" ФРГ, "бундесвер,
будучи гарантом национальной безопасности,
защищает и обороняет Германию от любой
угрозы ее населению и территории".
Такой подход позволяет снимать ряд противоречий
относительно легитимности любого применения
бундесвера. Впрочем, Снесарев несколько
десятилетий назад справедливо утверждал,
что "долг армии - грудью встретить всякую
опасность, грозящую государству".
Во имя обеспечения своей безопасности
ряд стран, и Россия не исключение, отстаивают
свое право на нанесение превентивных
ударов по территории других государств,
для чего не требуется объявления войны.
Превентивность становится одним из ведущих
принципов политики безопасности и обороны
и предполагает инициативное вмешательство
в конфликты где бы то ни было.
Уходит в прошлое ситуация, когда государство
являлось единственным политическим актором,
имеющим исключительное право на легитимное
применение силы. И здесь можно увидеть
определенный возврат во времена Средневековья,
в эпоху которого эта монополия государства
формировалась.
Расширяется участие в современных конфликтах
элементов гражданского общества, неправительственных
организаций. К принятию политических
решений на применение военной силы привлекаются
не только государственные органы, но
и общественное мнение, средства массовой
информации.
Участившиеся теракты стремятся к достижению
максимального общественного резонанса,
чтобы сформировать у людей чувство отсутствия
безопасности и показать бессилие власти.
Многие западные исследователи в связи
с этим именно наличие "коммуникативной
стратегии" считают сущностным признаком
терроризма, отличающим это явление от
каких-либо повстанческих или партизанских
действий.
Военное дело перестает быть уделом сильного
пола, численность женщин в армиях многих
стран постоянно возрастает. Нередкими
стали случаи их назначения на высшие
воинские должности. Стирается различие
участников военных действий по возрастному
признаку, нередко воюют и дети.
В современных конфликтах давно нет фронта
и тыла в их классическом понимании. Географическая
удаленность и границы перестали быть
непроницаемыми барьерами, обеспечивающими
безопасность общества. Внутренние конфликты
чрезвычайно легко становятся международными,
весьма зыбка и грань между боевыми, миротворческими,
гуманитарными, контртеррористическими
и прочими военными операциями.
Атомным оружием сегодня реально обладают
не только великие державы, члены "ядерного
клуба", но и другие страны, которые
даже не считают нужным скрывать факта
его наличия у себя, более того - демонстрируют
решимость его применить.
Информационные средства военного противоборства
используются все активнее. Экспертами
операция против Югославии в 1999 г. охарактеризована
как "первая коалиционная война в Европе
в информационную эпоху". Специальная
информационная деятельность становится
для армий все более значимой, создаются
и специальные воинские формирования.
Появляется возможность избежать или
окончить военные действия, сформировать
у объектов информационного воздействия
заданный алгоритм поведения. Представители
НАТО не скрывают фактов ведения Западом
информационных операций в мирное время
и указывают на наличие реальной возможности
"осуществить мечту Сунь Цзы" и парализовать
ту или иную страну "без единого выстрела".
Информационные операции могут проводиться
и против союзников (как США применяли
систему "Эшелон" для сбора сведений
о партнерах по НАТО).
Представитель русской военной эмиграции
Е.Э. Месснер, анализируя "мятежевойну",
считал, что ее главной задачей является
"психологическое воевание", борьба
за душу воюющего народа. "Мятежевойна,
по определению Месснера, это война всех
против всех, причем врагом бывает и соплеменник,
а союзником - и иноплеменный".
Видимо, есть основания говорить о нарастании
процесса латентной, скрытой глобализации
войны, утверждающейся во всех сферах
общественной жизни. Ряд стран, реагируя
на происходящее, официально приняли и
реализуют концепции "тотальной",
"общественной", "духовной" обороны.
Кстати, Клаузевиц, служивший в русской
армии во время Отечественной войны 1812
г., полагал, что одним из источников победы
России стала "народная война".
В современных конфликтах мы видим размывание
грани между военными и невоенными средствами
борьбы, состоянием мира и состоянием
войны. Современные информационно-коммуникативные
технологии, несмотря на отсутствие видимых
разрушений, воздействуют на волю человека
более "кратким путем". Человек не
в состоянии реагировать на незримое воздействие.
Современное общество вплотную подошло
к опасной черте, за которой исчезают различия
в системе понятий "свой - чужой",
на которой веками зиждилась и без которой
немыслима оборона Отечества.
К сожалению, человечество привыкает к
войне, становящейся неотъемлемым элементом
повседневности и получающей новые лики.
По всей вероятности, эпоха всеобщего
мира пока остается несбыточной мечтой.
Более того, по данным СИПРИ, в 2004 г. совокупные
военные расходы в мире перевалили за
1 трлн. долл. и вплотную приблизились к
абсолютному рекорду, установленному
в период острого противостояния мировых
систем.
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/
А. Свечин
отмечал: "Никто до Клаузевица не становился
на эту точку зрения, чтобы пересмотреть
характер войн, изменения способа ведения
войны в истории и связь между размерами
политической цели войны и ее напряжением".
Каждой эпохе свойственны свои войны,
отражающие специфические конкретно-исторические
социально-политические условия. И если
в современной политике порой можно наблюдать
в меньшей степени проявления абсолютного,
вооруженного насилия, являющегося, по
признанию Клаузевица, идеальной войной,
сопровождающейся кровопролитием, то
будет ли правомерен вывод, что война уходит
из жизни общества?
Клаузевиц очерчивает войну в самом широком
спектре, допускает ее проявление и в весьма
специфической форме, когда нет "открытого
употребления силы". Он признает, что
"война, не насилуя своей природы, может
воплощаться в весьма разнообразные по
значению и интенсивности формы, начиная
от войны истребительной и кончая выставлением
простого вооруженного наблюдения".
В труде "О войне" автором ставится
и решается вопрос, "может ли развитие
войны замереть хотя бы на одно мгновение".
В наши дни актуален призыв немецкого
философа внимательно изучать реальные,
а не идеальные войны. Клаузевиц весьма
образно называет войну "хамелеоном,
так как она в каждом конкретном случае
несколько изменяет свою природу".
В этой связи важно понимать меняющуюся
природу войны, способы ее ведения, суметь
разглядеть и расценить как военные действия
и целый ряд фактов, выходящих за рамки
стандартных представлений, когда с войной
отождествляется только вооруженное насилие.
Тогда станут объяснимыми и такие далекие
от войны, как представляется непосвященному
и поверхностному взгляду, но все более
волнующие человечество явления, как терроризм,
холодная война, информационная и т.д.
Все названные действия направлены на
достижение вполне конкретных целей и
представляют собой продолжение политики
определенных группировок, даже если таковые
не являются государственными акторами,
с применением новых, оригинальных средств.
Наконец, невозможно иметь вечную и неизменную
теорию войны, которая раз и навсегда устанавливает
незыблемость способов ведения войны.
В этом важный завет Клаузевица. "Всякая
эпоха имела собственные войны, свои собственные
ограничивающие условия и свои предрассудки.
Поэтому каждая эпоха сохраняет право
на особую теорию войны"