Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:05, контрольная работа
На всем протяжении истории сменяющие друг друга цивилизации неизменно старались ограничить насилие, особенно в период вооруженных столкновений. Длительное время речь шла о соблюдении обычных норм на поле брани, и лишь в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволило уточнить и закрепить их содержание.
Введение
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций
1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов
2. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени в период вооруженных конфликтов
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Заключение
Список литературы
Однако общее перемирие и капитуляция не прекращают правового состояния войны. После этого необходимо мирное урегулирование. Формами прекращения состояния войны являются:
1. Односторонняя декларация.
При этом между воюющими
2. Соглашение (совместные декларации) о прекращении военных действий:
а) соглашение о местном
перемирии имеет целью
б) соглашение об общем перемирии прекращает военные действия на всем театре войны и имеет не только военный, но и политический характер, поскольку заключается, как правило, от имени правительства. Его нарушение следует рассматривать как акт агрессии;
в) совместная декларация о прекращении состояния войны в результате переговоров.
3. Мирный договор - единственная
юридическая форма прекращения
состояния войны, которая
Следует подчеркнуть, что нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим обращения с ранеными и больными военнослужащими, а также военнопленными соблюдается до их репатриации. Относительно населения оккупированных территорий IV Женевская конвенция (ст. 6) требует сохранения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий. Не прекращается применение соответствующих норм и при аннексии оккупированных территорий. 13
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Пределы действия МП в пространстве
определяются территорией, на которую
распространяются его предписания.
Действие нормативных актов
-территория (сухопутная, морская
и воздушное пространство над
ней) нейтральных и других
-международные проливы и каналы;
-части Мирового океана,
острова, архипелаги, на которые
распространен режим
-территории и пространства,
объявленные одновременно
-санитарные зоны и
местности, в том числе на
оккупированной территории, имеющие
отличительные эмблемы,
-культурные ценности, здания
и центры культурных ценностей,
-районы расположения
атомных электростанций, дамб и
плотин, разрушение которых чревато
катастрофическими и опасными
последствиями для
МП проводит четкое разграничение
объектной сферы военных
Вместе с тем в ст. 52 Дополнительного протокола I отмечается, что объекты, обычно являющиеся гражданскими, в зависимости от конкретной военной обстановки могут стать военными объектами (например, жилой дом или мост, тактически используемые обороняющейся стороной и ставшие поэтому военной целью для атакующей стороны). При организации боя обязанность командиров - удостовериться, что объекты нападения не являются гражданскими и не подлежат особой защите, принять все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, сделать эффективное заблаговременное предупреждение о нападении, затрагивающем гражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого не позволяют. Если же станет ясно, что объект не является военным, нападение отменяется или приостанавливается (ст. 51, 57 ДП I). В случае, когда не установлено, является ли объект, обычно используемый для гражданских целей (например, место отправления культа, жилой дом, школа или иные постройки), военным, следует считать его гражданским. Но военный объект остается таковым, даже если на нем находятся гражданские лица, разделяющие опасности, которым он подвергается. Поэтому с практической точки зрения является чрезвычайно важной правовая регламентация:
-защиты медицинских объектов,
объектов гражданской обороны,
установок и сооружений, содержащих
опасные силы (атомные электростанции,
плотины, дамбы, химические
-статуса нейтрализованных,
санитарных зон и местностей,
демилитаризованных зон,
-режима военной оккупации и нейтралитета. 14
Таким образом, в МП прослеживается
тенденция к сужению
Под нейтралитетом во время
вооруженного конфликта понимается
неучастие государства в
-имеет право своими вооруженными силами отражать покушение на его нейтралитет;
-обязано не допускать
создания на своей территории
вербовочных пунктов и
-должно интернировать
войска воюющей державы,
-может разрешить воюющим сторонам перевозку по своей территории раненых и больных;
-не имеет права снабжать воюющие стороны оружием и военными материалами. 15
Под военной оккупацией понимается временное занятие в ходе вооруженного конфликта территории государства противника и принятие на себя управления этой территорией, т.е. временная фактическая замена одной власти другой. Суверенитет на оккупированную территорию не переходит к оккупанту. Оккупант обязан восстановить и обеспечить общественный порядок. С этой целью оккупирующие власти могут издавать временные административные акты, сохраняя в основном действовавшее ранее местное (в том числе уголовное) законодательство и судебную систему. Издаваемые оккупантом акты уголовного права вступают в силу после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его родном языке. Они не могут иметь обратной силы.
Население оккупированной территории
нельзя принуждать служить в вооруженных
или вспомогательных силах
Заключение
Понятие "война" представляет
собой прекращение с
Впервые понятие "вооруженный конфликт" появилось в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.
В свою очередь, говоря о понятии "вооруженный конфликт", следует понимать, что его масштаб значительно меньше. Так, все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характера, содержание которых более детально раскрыто в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 8 июня 1977 г.
Так, п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I содержит определение международного вооруженного конфликта и относит к нему такие ситуации, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также расистских режимов и за осуществление своего права на самоопределение.
Понятие и критерии вооруженного
конфликта немеждународного характера
закреплены в ст. 1 Дополнительного
протокола II, согласно которой под
вооруженным конфликтом немеждународного
характера понимаются все не подпадающие
под действие ст. 1 Дополнительного
протокола I вооруженные конфликты,
происходящие на территории какого-либо
государства между его
Римский статут международного уголовного суда в 1998 г. еще более четко и ясно определил, что вооруженный конфликт немеждународного характера имеет место только на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами (п. 2 ст. 8). Здесь же подчеркивается, что не являются вооруженным конфликтом случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности в виде беспорядков и отдельных актов насилия и аналогичных им деяний.
Как представляется, совершенствование права вооруженных конфликтов должно осуществляться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах, которые должны ратифицироваться всеми странами без исключения.
Список литературы
1. Конституция Российской
Федерации (принята на
2. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237
3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// "Библиотечка "Российской газеты", выпуск № 22-23
4. Женевская Конвенция
о защите гражданского
5. Конвенция об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.)// Собрание Законодательства, 1934 г., Отд. II, № 6, ст. 46.
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии"//Сборник "Действующее международное право" т. 2
7. Соглашение между
8. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.)//Ведомости Верховного Совета СССР от 8 февраля 1957 г. № 3, ст. 54
9. Федеральный закон от
23 июня 1995 г. № 93-ФЗ "О порядке
предоставления Российской
10. Арцибасов И.Н. Международное право: Учебник. - М., 2007. - 232 с.
11. Арцибасов И.Н., Егоров С.А.. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М. 2005. - 330 с.
12. Блищенко И.П. Немеждународный
вооруженный конфликт и
13. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. - М., 2004. - 514 с.
14. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. - М., 2004. - 232 с.
15. Мбатна Б. Немеждународный вооруженный конфликт и международное гуманитарное право. - М., 2005. - 128 с.
16. Курс международного права. В 7 т. - М., Наука. 2003. - 621 с.
17. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК, 2007. - 478 с.
18. Международное право. Под ред. Пирадова А.С. - М., 2005. - 632 с.
Информация о работе Вооруженные конфликты и международное право