Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:24, реферат
Страна и население. Китай расположен на востоке Азиатского континента. Люди заселили широкие равнины, по которым протекают большие реки — Хуанхэ и Янцзы. На западе равнина переходит в плоскогорье, а далее и в скалистые горные хребты.
Наиболее плодородные земли в долине Хуанхэ. Столетиями река-труженица приносила частички желтого лёсса.
Основание Китайской империи
221 год до н. э.
В 221 г. до н. э. завершилось политическое объединение Китая правителем царства Цинь. От имени этой династии произошло название страны. Сами себя китайцы называют хань. Государство же, которое считалось центром мира, именовалось «срединной империей».
Можно, таким образом, 221 год до Р. Х. считать временем основания Китайской империи, просуществовавшей до 1911 года и сумевшей на протяжении столетий не изменить государственные учреждения. Причем сохранилось сознание этой преемственности — вот редкий пример долголетия государства.
Китай до династии Цинь
История Китая начинается намного раньше царства Цинь.
После восточно-средиземноморской и индийской китайская цивилизация является третьей на старом континенте.
Если первые две из вышеназванных цивилизаций имели между собой контакты как до, так и после завоеваний Александра Македонского, то китайская развивалась значительно более изолированно, хотя она также имела связи с другими регионами, как по суше — через Центральную Азию (шелковый путь), так и по морю.
Первоначальной колыбелью народа хань является Северный Китай, бассейн реки Хуанхэ. Позже китайцы заселят бассейн Янцзы и гористый Южный Китай.
К первой половине II тысячелетия (1500 г. до Р. Х.) Северный Китай достиг стадии развитого неолита и вступил в эпоху бронзы, из которой изготовляли оружие, культовые сосуды, детали колесниц и сбрую. Появляются первые гадательные надписи на кости и черепаховых панцирях (первые следы китайской письменности).
Китайская письменность, как и другие, берет начало от пиктограмм — изображений вещей или понятий. Поэтому ею смогут пользоваться народы, не говорящие на китайском языке.
Если традиционная история относит первую китайскую династию на конец III тыс. до н. э., то современная археология изменила датировку и доказала ее принадлежность к эпохе бронзы (XYI–IX вв. до н. э.).
Китай того времени разделен на царства и княжества, часто соперничающие друг с другом. Территория поделена между общинами в силу необходимости обороняться от вторжений кочевников с севера и так как обработка земли требовала совместного труда (для защиты от наводнений, строительства каналов).
Во главе стоит правитель, во дворце кроме него живут слуги, ремесленники, воины, а также писцы, жрецы, колдуны. Он окружен знатью, но она всегда ограничена в правах и находится под неослабным контролем царских чиновников.
Очень большое значение имеет культ предков — неизменная черта китайской цивилизации, и разумеется в первую очередь — культ царских предков. Об этом свидетельствуют усыпальницы царей — археологические памятники первостепенного значения.
В конце II тыс. до н. э. в Китае начали разводить червя-шелкопряда, к 800 г. до н. э. — выращивать рис, к 500 г. до н. э. — использовать железо.
Период между V и III вв. до н. э. получил название эпохи «воюющих царств». Их было четырнадцать, из них семь сильнейших делили между собой всю китайскую территорию. Чтобы обезопасить себя от нападений кочевников-скотоводов с севера, эти цари стали строить первые защитные стены.
Появляется литература и вместе с ней грамотные люди, культивирующие изящную словесность, историю, философию.
Среди них выделяется Кун-цзы
(учитель Кун), в латинской транскрипции Конфуций (551–
Китайская империя
В царствование династии Цинь с 328 по 221 гг. до н. э. политическое объединение Китая служило интересам династии, которая правила государством, простиравшимся от Монголии и Маньчжурии до долины Янцзы.
Царь Цинь принял новый титул «Божественного правителя» — Шихуанди.
При нем империя разделена на 36, позже — на 48 округов. Старая знать лишена своих прав и сослана на окраины. Внутренние укрепления снесены, а оружие конфисковано. Зато уже существовавшие стены, защищавшие китайскую территорию от северных кочевников, достроены и составили единую оборонительную систему — Великую Китайскую стену.
Император произвел унификацию денежной системы (он ввел повсюду круглую медную монету с квадратным отверстием посередине — сапек), а также ввел единую систему мер и весов. Он регламентировал длину осей телег, реформировал письменность, которая приняла окончательный вид. По приказу императора построена сеть дорог от столицы, перенесенной в 202 г. до н. э. в Сяньян, что способствует развитию торговли.
Завоевания, строительство Великой стены, сооружение дворцов и гробниц — все это ложится тяжелейшим бременем на плечи крестьянского населения (только на возведение Великой стены мобилизовано 300 000 человек). Гнет государства проявляется в установлении подушного налога, для чего проведена перепись населения (в том числе детей), для крестьян вводится принудительный труд и военная служба.
Чтобы сломить сопротивление, император ввел крутые меры наказаний. Они позже смягчились, но остаются одной из характерных черт китайской цивилизации («китайские» пытки, существование «министра наказаний»).
Для предотвращения критики в 213 г. до н. э. по приказу императора были сожжены все книги, за исключением «полезных» (по медицине, агрономии, гадательных), аученые подверглись гонениям. Тяжесть подобного угнетения привела к всеобщему восстанию против его наследника, который процарствовал только два года, и к падению династии.
Империя Цинь из-за преследования ученых подвергалась обличению со стороны традиционной истории. Но именно она выработала организационные основания, которые упрочила следующая династия Хань (от 206 г. до и. э. до 9 г. н. э.) и которые сохранились почти без изменений до XX в.
Китайское общество и цивилизация
Последующая история Китая будет знать периоды раздробленности, даже анархии. Но всегда имперская модель сохраняется и возрождается. Кочевники севера —монголы, потом маньчжуры — смогут завоевать Китай, но в конечном итоге будут им ассимилированы, а их предводители станут основателями китайских династий.
Между императором и крестьянской массой стоит знать; свои доходы она извлекает из земельных угодий, унаследованных от предков или переданных ей императором. В отдельные периоды знать подрывает незыблемость власти императора. Но Китай никогда не узнает такой раздробленности, какая была характерна для европейского средневекового феодализма.
Торгово-денежные отношения (с ранним использованием бумажных денег) будут развиваться, но китайские купцы никогда не станут столь свободными и инициативными, какими были их европейские собратья в конце средних веков.
По количеству изобретений Китай идет впереди Европы,
но они будут слабо использоваться. Бумага (
Зато морские экспедиции, которые привели китайских купцов в XIV в. к берегам Восточной Африки, по приказу императора будут запрещены.
В Китае государственный контроль над людьми и экономикой всегда будет оказывать тормозящее влияние.
Были цивилизации, которые закончили круги в далеком прошлом Извлеченные археологами из-под наносов времени они хранятся в музеях, безмолвные, непрочитанные и непонятные - потерянные звенья истории (Мохенж жо-Даро и Xарап па М томская государство, этруски, города-государства майя и многие другие) Но с цивилизации живые Зародившись в дальних тысячелетиях, они продолжают себя, передают себя новым и новым поко Линн, принимают эстафету предков К числу таких немногочисленных цивилизаций принадлежит КитайКитай.
В общей вводной части курса этого учебника выделено тип Великой державы Китай, как и Египет, Вавилон, Индия, Хеттское царство, Империя инков, относится к этому типу В Большой государстве сама его величина, размеры территории и количество населения предполагают более ступеней управления, следовательно, и большую иерархию в организации государственной власти Управление - это системообразующий фактор всего внутри шнього жизни Великой державы Управление составляет разветвленную управленческую иерархию Государственная иерархия, в свою очередь, неизбежно трансформируется в иерархию социальную, проникает в культуру, во все институты государственного, общественной и личной жизни, менталитет каждого отдельного лица Убедительным примером тому является государственный и общественный строй Древнего Китая Иногда случается так, что оценивая ту или другую государственную систему, например, с позиций уровня либерализма, к великим державам применяют такие же критерии, как и к государствам малых Такие требования являются необоснованными: Великая держава - это другая система со своей спецификой управления, которая диктуется объективными обстоятельствами Китай, Египет, Вавилон, современные Россия, США не могут руководствоваться так, как руководствовались города-республики Древней Греции, Италии или современные Швейцария, Финляндия, государства Бенилюкса, и др. Конечно же, немедленно возникает вопрос: а где грань, критерий, который отделяет \"Большую\" государство от \"Небольшой\"? итериив, как нет их, например, между различными этапами Средневековья, но есть критерий управленческий - объективная необходимость централизованного управления общественными деламправління суспільними справами.
Говоря о типологическом характеристику китайского общества и государства, мы сталкиваемся с той же проблемой, которая возникает при характеристике древних Египта, Вавилона Хеттского государства Индии, пер руанского Тауантинсуйу и некоторых других Типологическая идентификация их как \"рабовладельческих\" не выдерживает критики, поскольку становым хребтом этих государств и основным контрагентом государственной власти была селянс ька община Предложения некоторых историков считать крестьянскую общину коллективным рабом с, конечно, необоснованнымобґрунтованими.
Можно было бы идентифицировать такие общества как \"государственный феодализм\", когда совокупным феодалом выступает государство с его ранжунапою корпорацией чиновничества и другого служивого люда (яркий пример - Хе етська государство), а их совокупным \"феодом\" - вся страна из ее податным населением Такая идентификация масс свою логику по аналогии с общепринятым понятием государственного капитализма (если есть государственный кап итализм, то почему невозможен государственный феодализм?) Некоторые авторы высказывают идею о наличии в исиорн (таро древнего мира и средних веков всего лишь одной формации Великой феодальной формации, я ка охватывает весь период - от древних Египта Вавилона и т.д. вплоть до XX века, включая Советский Союз Конечно, колхозы с их прикрепленными к земле колхозниками очень были похожи на общины Поднять свободных древней вавилонской Третьей династии Ура (2300-2100 годы до и е) Такая идентификация выглядела бы более адекватной, но она исключает фактор культуры, и это является неправомерным переносом на страны Востока чисто европейского опыта феодализма с его рыцарями и феодами На наш взгляд, идентификация различных государств не должно быть подгонкой их пол уже существующие установки и бренды, а должен похо дить от фактических свойств самих этих обществ и государств Здесь мы полностью согласны с высказыванием Платона, согласно которому сущность вещей стол постигать не по их имен, а с них самих Если мы подойдем д в проблемы и этих позиций, мы должны будем принять во внимание следующие фактормо взяти до уваги такі фактори
1 Централизованное
управление обществом,
которое трансформируется
в государство, возникает
здесь прежде всего
потребностей
2 Возникновение
государственного
хозяйства и хозяйства-