Содержание
Введение ---------------------------------------------------------------------------стр.
3
1.Высшие органы государственной
власти Республики Казахстан------стр.
5
2.Основы избирательной
системы---------------------------------------------стр. 7
3.Система органов местного
самоуправления-------------------------------стр. 10
4.Конституционные права
и обязанности граждан.------------------------стр.
12
Заключение-------------------------------------------------------------------------стр.
15
Список использованных нормативных
актов и литературы
Введение
Республика Казахстан является
унитарным государством с президентской
формой правления. Согласно Конституции,
страна утверждает себя демократическим,
светским, правовым и социальным государством,
высшими ценностями которого являются
человек, его жизнь, права и свободы. Казахстан
обрел независимость 16 декабря 1991 года.
Столица город Астана. Государственный
язык – казахский. Русский имеет статус
языка межнационального общения. Денежная
единица – тенге. По административно-территориальной
структуре страна делится на 14 областей
и 2 города республиканского значения:
Астана – город республиканского
значения – столица Казахстана
Алматы – город республиканского значения
Восточно-Казахстанская область
Западно-Казахстанская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Численность населения Казахстана
на 1 июня 2012 года составляла 16 млн. 760 тыс.
человек. Этническая структура казахстанского
общества согласно национальной переписи
2009 года выглядит следующим образом: Казахи
- 63,07%, Русские - 23,70%, Узбеки - 2,85%, Украинцы
- 2,08%, Уйгуры - 1,40%, Татары - 1,28%, Немцы - 1,11%, Другие
- 4,51 % . Казахстан расположен в центре Евразийского
континента. Занимая 2 млн. 724,9 тыс. квадратных
километров, страна находится на девятом
месте по площади территории среди государств
мира. На севере и западе республика имеет
общие границы с Россией – 7 591 км (самая
длинная непрерывная сухопутная граница
в мире), на востоке с Китаем – 1 783 км, на
юге с Кыргызстаном – 1 242 км, с Узбекистаном
– 2 351 км и с Туркменистаном – 426 км. Общая
протяженность сухопутных границ – 13
200 км. Кроме того, республика омывается
внутриконтинентальными морями – Каспийским
и Аральским. Казахстан – самая крупная
страна в мире, которая не имеет прямого
выхода в Мировой океан. Республика
Казахстан – индустриальная страна, одним
из основных источников экономического
роста которой является добыча полезных
ископаемых.
Цель данной работы – дать
характеристику основ конституционного
строя Республики Казахстан.
Задачи:
1.Рассмотреть высшие органы
государственной власти Республики Казахстан.
2.Познакомится с основами
избирательной системы, с системой
органов местного самоуправления.
3. Изучить конституционные
права и обязанности граждан.
Основным источником по рассмотрению
темы является Конституция Республики
Казахстан, которая была принята на референдуме
30 августа 1995 года.
1.Высшие органы
государственной власти Республики
Казахстан
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным
государством с президентской формой
правления, имеющее три независимые ветви
власти: исполнительную, законодательную
и судебную. Президент Республики Казахстан является
главой государства, его высшим должностным
лицом, определяющим основные направления
внутренней и внешней политики государства
и представляющим Казахстан внутри страны
и в международных отношениях. Президент
Республики - символ и гарант единства
народа и государственной власти, незыблемости
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина. Президент Республики обеспечивает
согласованное функционирование всех
ветвей государственной власти и ответственность
органов власти перед народом. Президент
избирается на пять лет из граждан не моложе
40 лет, проживающих в республике не менее
10 лет и свободно говорящих на государственном
(т.е. казахском) языке.
Исполнительную
власть осуществляет Правительство Республики
Казахстан. Правительство возглавляет
систему исполнительных органов и осуществляет
руководство их деятельностью. Правительство
является коллегиальным органом и во всей
своей деятельности ответственно перед
Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных
Конституцией, - перед Мажилисом Парламента
и Парламентом. Члены Правительства подотчетны
палатам Парламента в случае, предусмотренном
подпунктом 6 статьи 57 Конституции. Правительство
образуется Президентом Республики Казахстан
в порядке, предусмотренном Конституцией.
Законодательную
власть осуществляет двухпалатный парламент.
Парламент Республики Казахстан является
высшим представительным органом Республики,
осуществляющим законодательные функции.
Парламент состоит из двух палат: Сената
и Мажилиса, действующих на постоянной
основе. Сенат образуют депутаты, представляющие
в порядке, установленном конституционным
законом, по два человека от каждой области,
города республиканского значения и столицы
Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов
Сената назначаются Президентом Республики
с учетом необходимости обеспечения представительства
в Сенате национально-культурных и иных
значимых интересов общества. Мажилис
состоит из ста семи депутатов, избираемых
в порядке, установленном конституционным
законом. Депутат Парламента не может
быть одновременно членом обеих палат.
Срок полномочий депутатов Сената - шесть
лет, срок полномочий депутатов Мажилиса
- пять лет. Законодательная власть фактически
контролируется президентом. Правительство
подотчетно президенту, но не парламенту.
Судебную
власть осуществляет Конституционный суд и
система местных судов. Правосудие в Республике
Казахстан осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством
гражданского, уголовного и иных установленных
законом форм судопроизводства. В случаях,
предусмотренных законом, уголовное судопроизводство
осуществляется с участием присяжных
заседателей. Судами Республики являются
Верховный суд Республики, местные и другие
суды Республики, учреждаемые законом.
Судебная система Республики устанавливается
Конституцией Республики и конституционным
законом. Учреждение специальных и чрезвычайных
судов под каким-либо названием не допускается.
Судебная власть осуществляется от имени
Республики Казахстан и имеет своим назначением
защиту прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций, обеспечение исполнения
Конституции, законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров
Республики. Судебная власть распространяется
на все дела и споры, возникающие на основе
Конституции, законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров
Республики. Решения, приговоры и иные
постановления судов имеют обязательную
силу на всей территории Республики.
2.Основы избирательной
системы
Избирательная система – это система
правовых норм, т.е. конституционно-правовые,
регулирующих общественные отношения,
связанные с выборами органов государства
и местного самоуправления. Вопросы избирательной
системы в Казахстане были урегулированы
Конституционным законом от 28 сентября
1995г. с изменениями и дополнениями от 19
июня 1997г., от 8 мая 1998г., от 6 ноября 1998г.,
от 6 апреля 1999г. и от 28 июня 1999г. «О выборах
в РК».
Под избирательным правом в
субъективном смысле понимается конкретное
право лица участвовать в выборах. Избирательное
право в субъективном смысле означает
право граждан избирать представительные
органы власти и самоуправления должностных
лиц (активное избирательное право) и быть
избранными в эти органы или на соответствующие
государственные посты (пассивное избирательное
право). Например: Гражданин РК, достигший
18 лет может участвовать в выборах Президента
РК, депутатов Мажилиса Парламента РК,
но не может быть избранным из-за барьера.
Баллотироваться кандидатом в депутаты
Мажилиса он имеет право, когда ему исполнится
25 лет, а кандидатом в Президенты по достижении
40 лет. Между избирательным правом и избирательной
системой существует неразрывная связь.
Их нельзя противопоставить, но и нельзя
отождествлять.
Избирательная система отличается
от избирательного права, она представляет
собой, следовательно, не совокупность
правовых норм, а результат правового
регулирования фактических общественных
отношений, которые получают своё выражение
в установленном порядке организаций
и проведения выборов в органы государственной
власти. С юридической точки зрения избирательная
система – это способ определения результатов
голосования, а с политической – инструмент,
с которым правящий класс добивается большинства
мест в представительных учреждениях.
В широком смысле избирательная
система – это упорядоченные общественные
отношения, связанные с выборами органов
публичной власти, составляющие порядок
выборов. В узком же смысле этот термин
«избирательная система» рассматривается
как способ распределения депутатских
мандатов между кандидатами в зависимости
от результатов голосования избираемых
и других уполномоченных лиц.
Избирательные органы
Подготовку и проведение выборов
в РК организуют государственные избирательные
органы. Эти органы образуют единую систему.
В единую систему государственных органов
входят: центральная избирательная комиссия
РК, территориальные избирательные комиссии,
окружные избирательные комиссии, участковые
избирательные комиссии. Срок полномочий
избирательной комиссии составляет 5 лет.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК)
возглавляет единую систему избирательной
комиссии РК и является постоянно действующим
органом. Он состоит из председателя, заместителя,
председателя, секретаря и членов комиссии,
избирательных и освобождаемых от должности
Мажилиса Парламента по представлению
Президента РК. ЦИК наделён следующими
полномочиями: осуществляет контроль
на территории РК за исполнением законодательства
о выборах, обеспечивает единообразное
применение этого законодательства, организует
подготовку и проведение выборов Президента
и депутатов Мажилиса Парламента, руководит
организацией и проведением выборов депутатов
Сената Парламента, образует избирательные
округа по выборам депутатов Мажилиса
Парламента, регистрирует депутатов в
Президенты, их доверенных лиц и инициативные
группы, публикует в средствах массовой
информации сообщения о регистрации кандидатов,
подводит итоги выборов Президента и депутатов
Парламента, публикует сообщения об этом,
назначает очередные и внеочередные выборы
маслихатов. Есть такие комиссии как :территориальные,
окружные, участковые.
Предвыборная агитация
Создание условий для предвыборной
агитации является гарантией демократической
организации и проведения выборов. Предвыборная
агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и заканчивается в ноль часов
по местному времени дня, предшествующего
дню выборов. Право на поведение предвыборной
агитации имеют граждане РК, обладающие
активным избирательным правом, общественные
объединения. Предвыборная агитация осуществляется
различными путями. Используются средства
массовой информации, проводятся различные
предвыборные мероприятия, собрания, встречи,
с избирателями, публичные предвыборные
дебаты и дискуссии, митинги, шествия,
демонстрации. Запрещается проводить
предвыборную агитацию воинским частям,
военным учреждениям и организациям, членам
избирательной комиссий.
С момента регистрации в избирательную
комиссию кандидаты имеют право на агитацию
и пропаганду своей предвыборной программы
в средствах массовой информации. Для
проведения публичных предвыборных мероприятий
избирательная комиссия выделяет кандидатам
равную сумму денежных средств. К предвыборным
программам кандидатов в Президенты, депутаты
Парламента, маслихатов, члены органов
местного самоуправления предъявляются
определённые требования. Кандидаты вправе
иметь денежных лиц, которые помогают
кандидатам в проведении предвыборной
агитации. Избирательные комиссии ведут
предвыборную агитацию, представляют
интересы кандидатов в отношениях с государственными
органами, организациями, общественными
объединениями, избирательными комиссиями.
3. Система органов
местного самоуправления
Согласно ст.89 п.1 и п.2 Конституции, в
Республике Казахстан признается местное
самоуправление, обеспечивающее самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения. Местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно путем выборов,
а также через выборные и другие органы
местного самоуправления в сельских и
городских местных сообществах, охватывающих
территории, на которых компактно проживают
группы населения. Выборным органом местного
самоуправления является кенес (совет)
соответствующего сельского или городского
местного сообщества. Выборы в кенес местного
самоуправления производятся в порядке,
установленном законодательством о выборах
в РК. Торага (председатель местного самоуправления)
избирается кенесом из числа его членов.
Порядок организации и деятельности органов
местного самоуправления определяется
самими гражданами в Уставе в пределах,
установленных законами Казахстана.
К ведению местного
самоуправления относится:
1) принятие и изменение Устава местного
сообщества;
2) организация работ по содержанию и благоустройству
мест общего пользования (парков, скверов,
бульваров, пляжей, водоемов, зон отдыха
и т.д.);
3) организация благоустройства и озеленения
соответствующей территории;
4) осуществление контроля за тепло -, электро
-, газо -, водоснабжением населения организациями;
5) поддержка и оказание содействия в развитии
учреждений дошкольного, среднего и профессионального
образования, учреждений социально-культурной
сферы;
6) содействие в организации транспортного
обслуживания населения;
7) защита и помощь социально уязвимым
гражданам, проживающим на территории
сообщества;
8) содействие развитию предпринимательства
на территории местного сообщества;
9) содействие поддержанию общественного
порядка на территории местного сообщества;
10) организация оказания юридической помощи
гражданам, проживающим на территории
местного сообщества.
Решение органов местного самоуправления,
являющиеся обязательными для исполнения
гражданами соответствующей территории,
могут быть отменены самими органами местного
самоуправления либо в судебном порядке.
Типовой Устав
местного сообщества утверждается Правительством
Республики Казахстан.