Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:26, дипломная работа
В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором — в субъективном смысле, или о субъективном праве собственности.
1. Понятие и содержание права собственности
1.2. Виды (формы) права собственности в России
2. Коммерческие и некоммерческие организации
2.1. Виды юридических лиц в зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество
2.2. Корпорации и учреждения
3.Практическая часть.
обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и
иными опасными химическими или биологическими веществами при их
хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда
здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом либо
лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, либо исправительными работами. Те же
деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются
лишением свободы на срок до пяти лет.
Административные правонарушения в области использования и
охраны земель различаются, в частности, в зависимости от объекта
посягательства. Например, среди правонарушений в области охраны
собственности
КоАП РФ предусматривает
занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст.
7.2), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.
7.4), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы
водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа)
санитарной
охраны источников питьевого и хозяйственно-
водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9),
1.См.: Дубовик
О.Л. Экологические
Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. - М, 2002; Духно
Н.А, Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. - М, 1999; Практическое пособие для экологической милиции. - М.: Юристъ, 2003.20 незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16) и другие правонарушения, предусмотренные статьями гл. 7 КоАП РФ.
Нетрудно заметить, что объектом «посягательства» в рассматриваемых отношениях является не только природный объект (земельный участок) или само право собственности на него, но и возможность для владельцев соседних участков нормально осуществлять правомочие пользования земельным участком.
Автором сделан вывод о том, что субъектами посягательств на вещные права в отношении земельных участков являются, как правило, собственники или пользователи соседних или близлежащих земельных участков, а результатом посягательств – реальная и явная угроза нормальному осуществлению правомочий владения и пользования указанными объектами. Отдельно автором исследуются отношения, возникающие при посягательствах на право собственности на земельные участки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Такие посягательства, оцениваемые автором как злоупотребление правом, с объективной стороны представляют собой властные решения и фактические действия, ставящие под угрозу нормальное владение и пользование земельными участками. Например, решения о резервировании и изъятии земельных участков для якобы государственных и муниципальных нужд, муниципальные работы, градостроительная реконструкция и др. Указанные посягательства основаны на несовершенстве правовых норм о праве частной собственности на земельные участки. Автором критически оцениваются позиции, занимаемые отдельными представителями науки земельного и гражданского права по вопросу о законности и целесообразности решений о принудительном прекращении права частной собственности на земельные
участки.
По мнению автора, правомерная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, создающая явную и
очевидную угрозу
осуществления собственником
В третьем параграфе – «Защита от посягательств на право собственности на объекты культурного наследия» - автором исследуется комплекс отношений, возникающих при посягательствах на право
1. См, например,
Андрианова Е.Д. Правовой
Рассматривая проблематику осуществления вещных прав на объекты культурного наследия, предлагается развернутое определение понятия «правовой режим» имущества, так как именно в рамках правового режима имущества реализуются правомочия по его владению и пользованию. Режим объекта гражданских прав понимается законодателем и большинством ученых как элемент правового регулирования возникающих отношений, и соответственно режим, закрепленный в нормативном акте, является правовым. В данной работе рассматривается законодательное использование категории «правового режима» применительно к объектам – памятникам истории и культуры. В этой связи уместно говорить о «правовом режиме объектов культурного наследия».
Несмотря на
отсутствие определения понятия
«правовой режим объекта
В целом, отношения в сфере оборота недвижимых вещей и
имущественных комплексов, именуемых «объекты культурного наследия»
или «памятники истории и культуры», регулируется ГК РФ и Федеральным
законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
2.Правовое регулирование режима памятников истории и культуры
характеризуется
большим количеством
стремление государства к сохранению указанных объектов для последующих
поколений.
Земельные участки в границах объектов культурного наследия также
находятся в особом правовом режиме, определяемом земельным
законодательством. Особенности правового режима состоят в запрете на
хозяйственную деятельность и установлении зон охраны объектов
культурного наследия.
Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии Законом об объектах культурного наследия (ст. 46), земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
1. См. Кузьмина
И.Д. Понятие правового режима
зданий и сооружений как
2.СЗ РФ. 2002. №26. Ст.2519; 2003. №9. Ст.805.
3.См. Ст.99 Земельного кодекса РФ // Российская газета. № 211-212. 2001, 30 окт.22
В целях обеспечения
сохранности объекта
исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).
Статья 35. Закона об объектах культурного наследия устанавливает запрет на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятников или ансамблей, за исключением работ по их сохранению, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Таким образом, федеральные законы содержат определенный перечень запретов на отдельные виды деятельности, ставящие под угрозу осуществление владения и пользования объектами культурного наследия. В обобщенном виде они представляются как запрет на хозяйственную деятельность, которая может повлечь утрату или повреждение объекта, при этом законодатель не озаботился конкретизацией понятий «земляныеработы», «строительство» и т.д. Это обстоятельство делает нормы
федерального законодательства об объектах культурного наследия
«каучуковыми» и создает предпосылки для произвольного вмешательства в
сферу юридического господства собственника.
Предлагается
закрепить в законодательстве определения
запрещенной хозяйственной
В четвертом параграфе – «Защита от посягательств на право собственности и иные вещные права на обособленные природные объекты» - исследуется комплекс мер, направленных на ликвидацию угроз, возникающих в результате посягательств на владение и пользование природными объектами.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и
иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей
и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ). При этом нормы Конституции РФ имеют прямое действие и применяются непосредственно.
Конституционные
положения получают развитие
и конкретизацию в актах
Так, согласно п. 2 ст. 3 ЗК РФ, к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
Отношения собственности
на природные объекты, таким образом,
регулируются ГК РФ, ЗК РФ и актами специального
природоохранного законодательства, иными
специальными федеральными законами.
Указанные отношения в
РФ от 21.02.1992 г. в редакции ФЗ от 03.03.1995 г. «О недрах»; Водным
Кодексом РФ; Лесным Кодексом РФ; ФЗ от 24.04.1995 г.; ФЗ от 10.01.2002 г.
«Об охране окружающей среды»; ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых
природных территориях»; ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного
воздуха»; ФЗ от 07.05.2001 г. «О территориях
традиционного
Дальнего Востока Российской Федерации» и др.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными объектами, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Природные ресурсы и, в частности, природные объекты находятся под охраной государства, а часть из них отнесена Федеральным законом к особо охраняемым природным территориям. Цель государственной охраны состоит в сохранении природных объектов для будущих поколений путем жесткой регламентации и контроля использования объектов. При этом нередко защита от посягательства на право собственности на объекты культурного наследия может быть обусловлена необходимостью избавления от препятствий, созданных под предлогом заботы об общем благе для прикрытия узковедомственных интересов.
В рамках диссертационного исследования автором рассматриваются посягательства на право собственности и иные вещные права в отношении водных объектов, участков лесного фонда и атмосферного воздуха, как наиболее распространенные. По мнению автора посягательства на вещные права на природные объекты имеют определенные присущие только им характерные признаки: - указанные посягательства создают реальную угрозу осуществления не столько владению природными объектами, сколько правомочию пользования в связи с необходимостью их использования в определенных природоохранным законодательством целях. Например, строительство свинарника в непосредственной близости от водоема вполне может стать посягательством на право водопользование;
- угрозы, возникающие в
результате посягательств на
вещные права в отношении