Анализ ситуации на рынке труда молодежи в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие рынка труда 4
Молодежный рынок труда 7
Безработицы и пути ее решения 9
Анализ молодежной занятости, безработицы и пути ее решения в Пермском крае. 14
Структура молодежной безработицы в Пермском крае. 14
Государственные меры по сокращению безработицы в Пермском крае 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Кр Рынок труда.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

7. повышение числа самоубийств,  психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

8. деформация личности  безработного и его социальных  связей, выражающаяся в появлении  жизненной депрессии у вынужденно  незанятых граждан, потере ими  квалификации и практических  навыков; обострении семейных  отношений и распадах семей  сокращении внешних социальных  связей безработного. Последствия  безработицы носят долговременный  характер. Бывший безработный и  после трудоустройства характеризуется  пониженной трудовой активностью,  что требует значительных усилий  по реабилитации безработных. . [13, c. 78-80]

Экономические и социально-психологические  последствия безработицы свидетельствуют  о том, что это достаточно опасное  для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого  роста сверх минимально допустимого  уровня.

Анализ  молодежной занятости безработицы и пути ее решения в Пермском крае.

Структура молодежной безработицы в Пермском крае.

По состоянию на 1 января 2009 года социально-демографическая  структура безработных края имеет  следующие особенности:

1. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности  безработных по краю возросла  и составила 28,5% (25,7%). По удельному  весу молодежи по-прежнему выделяются  территории с высокой "молодежной" безработицей: г. Кунгур (42,7%), г. Соликамск (42,1%) и Краснокамский муниципальный район (40,9%) и территории, где доля молодежи значительно ниже среднекраевого значения: Уинский (13,5%), Кишертский (15,8%) и Ильинский (17,9%) муниципальные районы. Абсолютная численность данной категории безработных возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 56,6% и составила 8296 человек.

2. Доля женщин составляет  в общей численности безработных  57,5% (62,4%), т.е. доля безработных  женщин несколько снизилась. По  удельному весу женщин, как и  ранее, выделяются территории  с преимущественно "женской"  безработицей: Октябрьский муниципальный  район (68,0%), Губахинский муниципальный район (67,9%) и Пермский муниципальный район (66,9%). Наряду с территориями, характеризующимися «женской» безработицей, по-прежнему выделяются территории, где среди безработных устойчиво преобладают мужчины. Это Юсьвинский (56,0%), Оханский (55,4%) и Еловский (54,5%) муниципальные районы. Абсолютная численность безработных женщин возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,1 % и составила 16759 человек.

3. Доля инвалидов в  общей численности безработных  составляет 8,1% (год назад - 8,8%), а  их численность выросла с 1821 (на 1.01.2008 г.) до 2369 человек. Наиболее  высок удельный вес инвалидов  в Уинском муниципальном районе (15,2%), г. Березниках (14,6%) и г. Перми (13,6 %). Трудоустройство данной категории безработных продолжает оставаться одним из приоритетных направлений программ активной политики занятости.

4. Доля выпускников учебных  заведений (включая выпускников  прошлых лет, на момент обращения  в ЦЗН не работавших более  года) снизилась и составляет в общей численности безработных на конец отчетного периода 3,8% (3,9%). По сравнению с прошлым годом абсолютная численность выпускников возросла на 37,9% и составила 1102 человека.

Рисунок 3. Структура безработицы  в Пермском крае по состоянию на 01.01.09г.

В 1 полугодии 2008 г. в СЗН  Пермского края по вопросу трудоустройства  обратились 2117 выпускников учебных  заведений профессионального образования, 9-х и 11-х классов общеобразовательных  школ. Это самый низкий уровень  за последние 6 лет (рис. 4).

На регистрируемом рынке  труда выпускников с ВПО наибольший удельный вес составляют выпускники по группе специальностей «Экономика и управление».

Из 379 выпускников с СПО, обратившихся в 1 полугодии 2008 г. в СЗН, 349 являлись выпускниками высших и средних  профессиональных учебных заведений  Пермского края, 30 - выпускниками профессиональных учебных заведений других субъектов  РФ..

Нашли работу с помощью  СЗН в 1 полугодии 2008 г. 394 выпускника с СПО, из них 1/4 трудоустроились  по специальности. Это один из самых низких уровней за последние 5 лет.

Присвоен статус безработного в 1 полугодии 2008 г. 264 выпускникам с  СПО. На 1 июля 2008 г. на учете в СЗН  состояло 116 безработных выпускников  с СПО, из них 43 специалиста в области  экономики и управления, 20 специалистов в области правоведения. На регистрируемом рынке труда выпускников с  СПО наибольший удельный вес (более 10%) имеют следующие группы специальностей.

В 1 полугодии 2008 г. наиболее часто обращались выпускники следующих  учебных заведений СПО:

Соликамский горно-химический техникум - 22 чел.;

Чайковский промышленно-гуманитарный колледж - 19 чел.;

Кунгурский сельскохозяйственный колледж - 19 чел.;

Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум - 16 чел.;

Соликамский автомобильно-дорожный техникум - 14 чел.;

Осинский аграрный техникум - 14 чел.;

НОУ Прикамский современный социально-гуманитарный колледж - 12 чел.;

Соликамский технологический техникум - 11 чел.

Из 822 выпускников с начальным  профессиональным образованием, обратившихся в 1 полугодии 2008 г. в СЗН, 744 являлись выпускниками средних и начальных  профессиональных учебных заведений  Пермского края, 78 - выпускниками профессиональных учебных заведений других субъектов  РФ.

Нашли работу с помощью  СЗН в 1 полугодии 2007 г. 513 выпускников  с СПО, из них 1/4 трудоустроились  по специальности:

1 полугодие 2004г. - 51%,

1 полугодие 2005г. - 48%;.

1 полугодие 2006г. - 21%;

1 полугодие 2007г. - 27%;

1 полугодие 2008г. - 27%.

Присвоен статус безработного в 1 полугодии 2008 г. 549 выпускникам с  НПО. На 1 июля 2008 г. на учете в СЗН  состояло 265 безработных выпускников  с НПО, из них 33 повара и кондитера, 28 отделочников.

                           

В 1 полугодии 2008 г. наиболее часто обращались выпускники с начальным  профессиональным образованием следующих  учебных заведений НПО и СПО:

ПУ № 29 (Кизел) - 35 чел.;

ПУ № 93 (Чусовой) - 32 чел.;

ПУ № 7 (Александровск) - 31 чел.;

ПУ № 10 (Соликамск) - 30 чел.;

ПУ № 55 (Лысьва) - 26 чел.;

Уральский химико-технологический  колледж (Губаха) - 24 чел.;

ПУ № 2 (Кунгур) - 21 чел.;

ПУ № 64 (Соликамск) - 21 чел.

Из 834 выпускников общеобразовательных  школ, обратившихся в 1 полугодии 2008 г. в СЗН, 356 являлись выпускниками 11-х  классов и 478 - выпускниками 9-х классов.

Наиболее часто обращались выпускники: 11-х классов - в ЦЗН  г.Перми (152 чел.) и Чердынского муниципального района (28 чел.); 9-х классов - в ЦЗН г.Перми (104 чел.), Чердынского муниципального района (46 чел.).

Нашли работу с помощью  СЗН в 1 полугодии 2008 г. 123 выпускника 11-х классов и 150 выпускников 9-х  классов.

Присвоен статус безработного в 1 полугодии 2008 г. 246 выпускникам 11-х  классов и 349 выпускникам 9-х классов. На 1 июля 2008 г. на учете в СЗН состояло 139 безработных выпускника 11-х классов  и 225 выпускников 9-х классов.

В целом состояние и  динамика основных показателей социально-экономического развития и рынка труда Пермского  края показывают:

- в течение 2008 года  на рынок труда края активно  воздействовали экономические и  социальные факторы, ухудшающие  его состояние;

- востребованность услуг краевой службы занятости существенно возросла, особенно у низкоконкурентных категорий населения;

- в декабре отмечено  обострение ситуации на регистрируемом  рынке труда, проявившееся в  резком росте численности безработных  и снижении количества вакансий, поступающих в органы службы  занятости от работодателей.

 

 Государственные меры по сокращению безработицы в Пермском крае

Правительство не оставляет  попыток регулировать процесс безработицы  в Пермском крае. Для этого разрабатываются, реализуются целевые комплексные  программы как федерального, так  и регионального уровня, содействующих улучшению ситуации на рынке труда.

Организационное воздействие  механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная  служба занятости населения. Система  содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости  населения Российской Федерации  и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб  занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации  работы центра занятости в Российской Федерации.

В настоящее время во всех субъектах Федерации действуют  программы содействия занятости  населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число  которых входят: организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда; социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

Важным направлением государственной  политики в области защиты от безработицы  является социальная поддержка безработных  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению  органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также  выплата пенсий, оформленных безработным  гражданам досрочно). [15, интернет]

Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг  работодателям по подбору необходимых  работников органы службы занятости  постоянно информировали население  и работодателей о положении  на рынке труда. Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями Пермский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся.

Существует блок экономической  политики государства в области  организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих  мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором  процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике  в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный  уровень научно-технического прогресса  позволяет обеспечивать экономический  рост без увеличения занятости.

Органами службы занятости  проводились мероприятия по обеспечению  занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности  государственных услуг.

Подготовка и переподготовка персонала называется структурной  мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными  структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить  наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время  поиска места работы. Основными функциями  биржы труда являются:

1. учет безработных и  оказание помощи в их трудоустройстве;

2. контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;

3. обучение, переобучение  и повышение квалификации безработных;

4. изучение спроса и  предложения рабочей силы и  распространение информации об  уровне занятости в разрезе  профессий и территорий;

Также серьезную трудность  представляет сегодня первичное  трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием  профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 - 39 лет).

Информация о работе Анализ ситуации на рынке труда молодежи в Пермском крае