Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:00, реферат
Забастовка — это крайняя форма конфликта в социально-трудовой сфере, она традиционно считается одной из эффективных форм мирного противоборства в сфере трудовых отношений. Активные выступления людей труда за свои, прежде всего экономические, права не только обозначают крайне острые проблемы в сфере трудовых отношений, но и как бы передают назревшие в обществе настроения. Именно стачки стали предшественниками массовых профессиональных союзов в России. В ходе стачечного движения 1901-1902 гг. возникли стачечные комитеты, заводские комиссии, делегатские собрания и т. п. Массовые профессиональные союзы возникли позднее, в ходе революции 1905 — 1907 гг.
Введение 3
1. Профсоюзное движение в России 4
1.1. Забастовочное движение на постсоветском пространстве 5
2. Виды забастовок и особенности требований 11
2.1. Особенности требований 13
3. Общие правила проведения забастовок 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Другие виды забастовок13
Всеобщая забастовка - забастовка, в которой принимают участие большинство людей, занятых в компании, отрасли, городе или стране.
Предупредительная забастовка - забастовка, которая предпринимается с целью привлечения внимания работодателя или внимания общественности к серьёзности определённых требований или позиции работников (такая забастовка обычно продолжается один час или максимум один день) и о проведении которой работодатель предупреждён заранее.
Неожиданная забастовка - кратковременная предупредительная забастовка, о проведении которой работодатель заранее не предупреждается.
Поочерёдная забастовка - вид забастовки, когда несколько подразделений, действующие в одной компании или на одной территории и т.д., проводят забастовку, т.е. приостанавливают работу в соответствии с заранее установленным порядком. Таким образом, сохраняется преемственность забастовки, однако работники серьёзно не рискуют потерей заработка.
Скрытая забастовка - существует много способов проведения скрытой забастовки. Например, если забастовка проходит на законных основаниях, работники могут проводить продолжительные заседания или собрания каждый день в определённое время с целью разрешения вопроса, затрагивающего их интересы. Такие забастовки часто имели место в эпоху социализма, а иногда проводятся и по сей день в бывших социалистических странах как продолжительное заседание производственного совета. Таким образом, забастовка официально не объявляется, а для достижения такого же эффекта прекращения работы используются другие меры правовые нормы.
Сидячая забастовка - вид забастовки, при которой работники остаются на своих рабочих местах, т.е. на территории предприятия. Ввиду косвенной связи с инструментами труда, на западе такие забастовки считаются незаконными, тогда как в бывших странах социалистического блока они были вполне обычным явлением.
Забастовка солидарности - забастовка солидарности проводится с целью оказания поддержки другим бастующим работникам, обычно в рамках одной компании, отрасли или профессии. Такие забастовки нередко признаются незаконными.
Снижение темпа работы - забастовка, при которой работники исполняют свои обязанности исключительно медленно, таким образом не рискуя потерять многочисленные материальные права или выплаты в ходе забастовки.
Работа по всем правилам - вид забастовки, когда работники выполняют свои обязанности, вытекающие из их трудовых договоров, исключительно точно, настаивая на том, чтобы применялись различные правила внутреннего распорядка, касающиеся техники безопасности.
«Добровольная работа» - забастовка, идущая в обратном направлении - работники остаются на рабочих местах, несмотря на решение работодателя временно закрыть компанию и прекратить её деятельность.
2.1. Особенности требований
Профессиональные требования связаны с увеличением оплаты труда, сохранением рабочих мест, улучшением условий труда, гигиены и техники безопасности, социальной защищённостью работников и различными социальными льготами. Профсоюзные требования связаны с признанием прав трудящихся на свободное собрание, выборы собственных представителей и ведение коллективных переговоров по вопросам заработной платы и условий труда.
При формулировании требований на коллективных переговорах, в ходе которых могут возникать конфликты интересов и забастовки, необходимо учитывать следующие моменты:14
1) Требования должны быть обоснованными, они должны выдвигаться в результате тех проблем, с которыми сталкиваются работники.
2) Требования должны быть конкретными, они должны формулироваться очень чётко, без двусмысленностей.
3) Требования должны быть реалистичными - должны быть реальные возможности удовлетворить эти требования; требования не должны быть мнимыми. К этим моментам следует добавить то условие, что требования должны находиться в рамках, предусмотренных законом. Требования должны носить социальный, экономический и профессиональный характер. В течение всего срока предварительных переговоров, а также в ходе забастовки, работники постоянно информируются о развитии конфликта, и любое решение о прекращении или разрешении конфликта должно приниматься с их согласия. Кроме того, требования на переговорах не должны меняться без консультаций с членами профсоюза, принимающими участие в забастовке.
3. Общие правила проведения забастовок
Не существует окончательного списка, который бы определял содержание правил проведения профсоюзами забастовок; это просто различные правила правильной организации забастовки и мирного её проведения. В эти правила часто включается следующее:15
Общие положения: определение забастовки; когда прибегать к забастовке, каковы могут быть цели забастовки, когда забастовка является незаконной, каковы международные нормы и национальное законодательства или прочие нормативные акты, регулирующие вопрос забастовки, и т.д.
Организация забастовки: кто вправе организовывать забастовку (первичная профсоюзная организация, отраслевая федерация, другая структура); описание подготовительных действий (референдум или письменные заявления большинства членов первичной организации, или что-то ещё); кто принимает решение о забастовке; что должно включать в себя решение о забастовке и т.д.
Забастовочный комитет: какова функция забастовочного комитета, каков рекомендуемый состав комитета, способы избрания членов забастовочного комитета, формы решения об избрании или назначении членов забастовочного комитета; подробный список задач забастовочного комитета и т.д.
Объявление о забастовке: кто объявляет забастовку, в какой форме она объявляется, кому она объявляется и за какой срок происходит объявление; способы получения согласия национального отраслевого профсоюза, если таковое требуется; способы информирования всех первичных организаций и общественности; способы формулирования причин забастовки и т.д.
Примирение: обязательство попытаться найти мирное разрешение спора, который может перерасти в забастовку; кто обязан начать согласительные процедуры (обычно профсоюз, который должен представить причины и аргументы недовольства работников); в какой форме должно быть предложение о примирении; назначение профсоюзного представителя в Согласительные совет; способы работы Согласительного совета и сроки принятия решений; сила и юридическое действие решений Согласительного совета, если они принимаются всеми сторонами спора, их не действие, если не принимаются всеми сторонами (обычно решения, которые принимаются всеми сторонами, обладают такой же юридической силой, что и коллективный договор); формы соглашения, достигаемого в рамках Согласительного совета и т.д.
Арбитраж: если примирительные процедуры заканчиваются неудачей, стороны спора могут передать разрешение коллективного трудового спора в арбитраж, консенсусом определить состав и процедуру перед началом арбитража, а также сроки принятия решения, и договориться об обязательном выполнении решения арбитража.
Взаимоотношения Забастовочного комитета с другими органами: взаимоотношения Забастовочного комитета и бастующих работников и администрации компании; справедливое отношение к работникам, не участвующим в забастовке; информирование и сотрудничество с другими профсоюзами и членами других профсоюзов, работающими в той же компании; взаимоотношения с общественностью и СМИ; защита бастующих от штрейкбрехеров; действия профсоюзов по отношению к тем своим членам, которые не следуют мирному проведению забастовки; предотвращение насилия, нанесения ущерба, злоупотребления забастовкой в политических целях и т.д.
Охрана порядка: поддержание и обеспечение порядка во время забастовки, способы избрания и число дружинников; инструкции для работы дружинников; отличительные знаки дружинников и т.д.
Работа со СМИ и с общественностью: проведение регулярных пресс-конференций, ежедневный выпуск пресс-релизов, регулярные контакты с журналистами; реагирование на контраргументы работодателей, органов государственной власти и др. в отношении забастовки; получение поддержки общественности и ведение пропаганды.
Вмешательство властей: фиксирование всех форм нарушений права на забастовку и прочих прав профсоюзов, а также вмешательства органов государственной власти в ходе забастовки; составление отчётов по поводу такого рода действий и судебных процедур, отчётов для национальной сети и сети МКСП по поводу нарушений прав профсоюзов; ведение переговоров с представителями правительства; составление петиций; организация протестов и др.
Контакты с политическими партиями: в Юго-восточной Европе некоторые положения, регулирующие проведение забастовок, запрещают любые контакты с политическими партиями в ходе проведения забастовки, а также их участие в забастовке, при этом допускается лишь возможность получения от них писем поддержки забастовки.
Виды забастовок: В правилах могут объясняться различные виды забастовок, их средняя продолжительность, способы организации и т.д. (например, предупредительная забастовка, всеобщая забастовка, забастовка солидарности и др.).
Получение солидарной поддержки: Обращение в различные профсоюзы внутри страны и за её пределами для получения общественной поддержки или даже проведения забастовки солидарности. Международная солидарность должна выражаться не только письмами протеста, направляемыми руководству компании или политическим лидерам; эти протесты должны также направляться в адрес международных структур, в которых участвует данная страна и которые могут стать фактором давления в плане соблюдения прав человека и профсоюзов.
Заключение
Коллективные трудовые разногласия существовали практически всегда, не становясь, однако, достоянием гласности. Что же касается наиболее острых форм их проявления -- забастовок, то в советское время официально считалось, будто они вообще чужды социалистическому обществу. В связи с этим правовой механизм рассмотрения трудовых коллективных разногласий практически отсутствовал термин «забастовка» в законодательстве о труде не употреблялся.
Обострение социально-экономических проблем в России конца 80-х гг. и последующая трансформация политических и экономических отношений не просто вернули забытые формы протеста, но и сделали забастовки нормой социальных отношений. «Поле» требований бастующих сразу стало чрезвычайно широким: от повышения заработной платы и изменения условий труда на отдельном предприятии до изменения закупочных цен на продукцию всего аграрного сектора. Нередко в качестве условий прекращения забастовки выставлялось требование сменить руководство предприятия, города.
Хотелось бы напомнить, что применение такого «инструмента», как забастовка, в разрешении социальных проблем в сфере трудовых отношений -- это очень серьезная и крайняя мера. Поэтому можно согласиться с резкой критикой профсоюзов, стачкомов, которые, не исчерпав путь переговоров, используют забастовку как метод силового давления.
В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс -- самый желательный исход.
Список использованной литературы
1 Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра//БПА, 1996, № 1
2 Рукавишников В. О. Социальная напряженность: диагноз и прогноз //Социс. 1992, № 3, с. 22-23
3 Там же.
4 Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра // БПА. - 1996 - № 1. - с. 74
5 Забастовки 1989-1993 гг. в России (социологический аспект) / Под ред. А. К. Зайцева. -- Калуга, 1996. - с. 57.
6 Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-гуманитарные знания. - 1998. - №4