Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:58, курсовая работа
Уровень и качество жизни людей во многом определяется цивилизованностью общества, в котором они живут, и особенно тех граждан, которые не имеют возможность полноценно участвовать в производительном труде, самостоятельно обеспечить себя необходимыми социальными благами. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, развивающегося рынка, учитывая негативные стороны рыночных отношений, - жесткую конкуренцию, рост инфляции, отсутствие полных гарантий социальной защиты граждан со стороны государства, высокий уровень безработицы, в самом худшем положении оказываются наименее трудоспособные граждане-инвалиды.
Гарантии трудовой занятости
Введение
Уровень и качество жизни людей во многом определяется цивилизованностью общества, в котором они живут, и особенно тех граждан, которые не имеют возможность полноценно участвовать в производительном труде, самостоятельно обеспечить себя необходимыми социальными благами. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, развивающегося рынка, учитывая негативные стороны рыночных отношений, - жесткую конкуренцию, рост инфляции, отсутствие полных гарантий социальной защиты граждан со стороны государства, высокий уровень безработицы, в самом худшем положении оказываются наименее трудоспособные граждане-инвалиды. Ведь трудовая активность является залогом повышением уровня жизни, социального статуса гражданина и общества в целом. Поэтому наиболее значительным для государства является разрешение проблемы ограничения возможностей трудоустройства инвалидов, их слабой социальной защищенности.
Действительность показывает, что до сих пор не разработан механизм эффективного взаимодействия субъектов РФ и государства в плане реализации «социальных» законов. Поэтому большее значение приобретает выработка законов и осуществление мер по профессиональной реабилитации и созданию рабочих мест для инвалидов на региональном уровне.
Поскольку дополнительные рабочие места создаются при условии расширения и рентабельности производства, данную проблему призвано разрешить каждое конкретное предприятие, занимающееся трудоустройством данной категории лиц, при содействии местных органов управления.
В данной работе мы рассмотрим вопрос законодательного обеспечения прав лиц, нуждающихся в социальной защите, в плане предоставления гарантий трудовой занятости.
1. Трудовое
законодательство РФ о
Законодательство
РФ устанавливает
Для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется квотирование рабочих мест при приеме их на работу. Квота - это минимальное количество рабочих мест для соответствующих категории граждан, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации. Условия и порядок квотирования определены рекомендациями по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1985 г. № 9 (Бюллетень Минтруда РФ, 1995, № 3).
Право на установление квот для приема на работу имеют органы местного самоуправления, которые определяют их с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду (см.п.2 Закон № 119).
2. Законодательство
Хабаровского края о
С 1 января 1999 г. вступил в силу Закон Хабаровского края от 29.01.99 г. № 93 о краевой целевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год».
Данный закон определяет источники финансирования мероприятий краевой целевой программы « Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год».
Настоящий закон обеспечивает на территории Хабаровского края защиту конституционных прав, гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, определяет систему адресной социальной помощи в виде дополнительных краевых льгот, услуг, социальных выплат, натуральной помощи, направленных на социальную защиту в приоритетном порядке наиболее уязвимых категорий граждан (в том числе инвалидам).
Рассмотрим, какие меры социальной защиты предусматривает настоящий закон для инвалидов в плане профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Мероприятия краевой целевой программы социальной защиты по осуществлению профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
Мероприятия |
Источник финансирования |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
Содействие и помощь, в т.ч. материальная, техническая и финансовая общественным объединениям инвалидов, их движениям, фондам, коллективам (в соответствии с бизнес – планом) |
Краевой бюджет |
комитет по социальным вопросам |
Капитальный ремонт учебного корпуса краевой школы –интерната для глухих детей |
Краевой бюджет |
Комитет общего образования администрации края |
Завершение капитального ремонта здания краевой школы – интерната для незрячих и слабовидящих детей |
Краевой бюджет |
Комитет общего образования администрации края |
Оплата за обучение в училищах, техникумах и высших учебных заведениях |
Краевой бюджет |
Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты (отделы) социальной защиты населения городов и районов края |
Компенсация за проезд на обучение в учебные заведения |
Краевой бюджет |
Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты (отделы) социальной защиты населения городов и районов края |
Оказание материальной помощи инвалидам, стоящим на учете в центре занятости, длительно неработающим |
Краевой фонд занятости населения |
Департамент федеральной государственной службы занятости по Хабаровскому краю |
Создание и сохранение рабочих мест для обеспечения полной или частичной занятости инвалидов |
Краевой фонд занятости населения |
Департамент федеральной государственной службы занятости по Хабаровскому краю |
1 |
2 |
3 |
Переобучение зарегистрированны |
Краевой фонд занятости населения |
Департамент федеральной государственной службы занятости по Хабаровскому краю |
Открытие в г. Хабаровске и оснащение оборудованием, материалами, транспортом региональных учебно – производственных центров профессиональной и социальной реабилитации инвалидов |
Краевой бюджет |
Департамент социальной защиты населения администрации края, администрации гг. Хабаровска и Комсомольска –на - Амуре |
Таким образом,
данный закон предусматривает
Рассмотрим, как обстояла ситуация с занятостью инвалидов в городе Хабаровске за последние три года (табл. 2.2.)
Таблица 2.2.
Показатели |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
Общая численность инвалидов в г. Хабаровске, чел. Численность инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, чел. Численность трудоустроенных инвалидов, чел. |
16133
870
315 |
19702
1618
298 |
23764
1618
298 |
Общая численность инвалидов по зрению, нуждающихся в трудоустройстве, чел. Численность инвалидов по зрению трудоустроенных, чел. |
530
89 |
538
73 |
571
62 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что к 1998 г. при увеличении нуждающихся в трудоустройстве инвалидов на 86 % [1618 : 870] количество рабочих мест для данной категории граждан сократилось на 5,4 % [298 : 315]. Рост численности инвалидов произошел за счет увеличения числа инвалидов I группы (практически нетрудоспособных лиц). Сокращение количества рабочих мест обусловлено тем, что все меньше предприятий могут использовать труд инвалидов и при этом быть рентабельными. Данное обстоятельство обусловлено множеством экономических факторов, такими как:
- отсутствие
денежных средств на
сокращение
числа функционирующих
- все возрастающие
трудности продвижения
- напряженная ситуация на рынке труда ( предложение рабочей силы превосходит спрос на нее; безработица);
- и др. факторы.
В г. Хабаровске единственным
предприятием, использующим труд инвалидов
по зрению I, II групп, является
Хабаровское учебно-
Созданием рабочих мест для данной категории населения занимаются общественные организации инвалидов. На сегодняшний день общественные организации не имеют возможность сформировать дополнительные рабочие места. Городской фонд занятости также не имеет возможности трудоустроить инвалидов по причине отсутствия финансирования из местного бюджета на создание дополнительных вакансий.
Таким образом, ситуация с трудоустройством инвалидов осложнилась. При общем увеличении численности инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, количество выделенных для них рабочих мест сокращается.
В настоящее время действует закон, принятый 28 апреля 1999 г. «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае», № 119.
Настоящий закон устанавливает в Хабаровском крае режим квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Квотирование рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости населения.
В настоящем законе под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, учитывающее количество рабочих мест, на которых уже трудятся граждане указанных категорий.
Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников организации либо в единицах рабочих мест. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается главой администрации края.
Рабочие места, созданные в счет установленной квоты, предоставляются проживающим в Хабаровском крае:
инвалидам;
особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет (сиротам, выпускникам детских домов, детям из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детям из малообеспеченных семей), получившей начальное профессиональное образование, а также подросткам из малообеспеченных семей, достигшим 15-летнего возраста, оставившим образовательное учреждение до получения основного общего образования и впервые ищущим работу (далее по тексту - лица, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы);
особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы лицам, освобожденным из мест лишения свободы (далее по тексту - лица, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы).
Преимущественным
правом направления для
Квота для трудоустройства инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Организациям,
в зависимости от среднесписочной
численности работников,
Общественные
объединения инвалидов и
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели до 25 числа каждого месяца вносят в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты, установленной в статье 4 настоящего закона, в размерах, установленных Правительством Российской Федерации. Затраты на внесение обязательной платы относятся работодателем на себестоимость продукции (работ, услуг).