Государственная политика в борьбе с безработицей на современном этапе: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:32, доклад

Описание работы

Проблема безработицы является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно для российского рынка труда. Согласно методологии Международной Организации Труда к безработным относится та часть населения, которая не имеет занятия, но активно его ищет. По данным комитета статистики России общая численность безработных на июнь 2011 г. составила 4,6 млн. чел., или 6,1% экономически активного населения. В качестве безработных в государственных службах занятости населения на июнь 2011 г. зарегистрировано 1,4 млн. человека. Безработица может быть самых различных видов.

Файлы: 1 файл

Государственная политика в борьбе с безработицей на современном этапе проблемы и перспективы развития.docx

— 22.30 Кб (Скачать файл)

Государственная политика  в борьбе с безработицей на современном этапе: проблемы и  перспективы развития

Шеленга Н.А., старший преподаватель ТФ НОУ ВПО «МИПП»

Тудорович М.М., студентка ТФ НОУ ВПО «МИПП»

 

 

        Проблема безработицы является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно для российского рынка труда. Согласно методологии Международной Организации Труда к безработным относится та часть населения, которая не имеет занятия, но активно его ищет. По данным комитета статистики России общая численность безработных на июнь 2011 г. составила 4,6 млн. чел., или 6,1% экономически активного населения. В качестве безработных в государственных службах занятости населения на июнь 2011 г. зарегистрировано 1,4 млн. человека.

        Безработица может быть самых различных видов.

        По  форме проявления безработица может быть:

- фрикционной, то есть  связанной с добровольным оставлением  одного рабочего места и поисками  другого. На время этого поиска  человек остается безработным;- структурной,  вызванной переменами в технологии, вследствие чего старые производства  отмирают и часть рабочей силы  увольняется;

-сезонной, которая определяется  колебанием спроса на рабочую  силу в различные промежутки  времени в некоторых  отраслях (сельском хозяйстве, строительстве);-циклической,  порождаемой циклическим развитием   рыночной экономики, т.е. чередованием  периодов подъема и спада производства;

- скрытой (латентной), когда  рабочая сила используется не  полностью, но и не увольняется.  Фрикционная и структурная безработица  входят в группу естественной безработицы, а циклическая безработица считается еще  и вынужденной безработицей.

       Существует два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости, что значит:                     

1.обеспечение правовой защищенности наемных работников;

2.использование альтернативных форм занятости;

3.развитие системы страхования от безработицы;

4.усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы;

5.создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.

        Важнейшей задачей  партнерства является устранение конфликтных ситуаций, поскольку партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, а это в свою очередь приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

        В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году он повысился. «В 2012 году безработному, открывшему свое дело, гарантировалось получить все те же 58 800 рублей,  кто  в дальнейшем  создал дополнительные рабочие места и принял на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатили еще 58 800 рублей.

         Максим Топилин, – Министр труда и социальной защиты РФ утверждает, что в 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель.        

       Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011стала организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

        Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек. Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.

Таблица усреднённых  статистических данных о безработице  в России по годам

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень безработицы,%

2012

75 600 000

71 300 000

4 300 000

5,70

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17

2004

72 950 000

67 275 000

5 675 000

7,78

2003

72 391 000

66 432 000

5 959 000

8,23

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58


      По мнению  Дмитрия Медведева, данная проблема носит абсолютно индивидуальный характер: нет абстрактной безработицы — есть конкретная безработица, когда конкретный человек лишается работы.

       Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

       Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

        Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.

        Российское государство берёт на себя проблему само-занятости с целью предотвращения безработицы. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым и самым молодым.

        На данный момент существуют различные методы для помощи молодёжи:                                                     • экономическое стимулирование молодежной занятости,

• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых  наиболее высоки.

       Важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице.

         Считается, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.

        В целях рационального выбора сферы трудовой деятельности важно следить за ситуацией на рынке труда соответствующей вашему выбору отрасли (наличие свободных мест, популярность тех или иных профессий, средний уровень оплаты труда, требования к квалификации, условия труда, социальная поддержка работника и др.). Вам предоставляется возможность в условиях рынка использовать экономическую свободу для выбора наиболее соответствующего вашим способностям и возможностям варианта приложения своего труда. При этом можно узнать о деятельности государственных органов и служб по вопросам занятости вашего региона (города, района, области), осуществляющих помощь в трудоустройстве, знакомстве с региональными особенностями профессионального самоопределения молодёжи. Это повысит обоснованность выбора вами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда. Если вы устроились на работу, но цена вашего труда оказалась ниже той, на которую вы рассчитывали, постарайтесь проанализировать экономические причины этого расхождения и найти правильный вариант поведения в этой ситуации: смена сферы деятельности, получение дополнительных знаний и умений и т. п. Важно быть готовыми к изменениям спроса на рынке труда и необходимости менять работу. Для этого советуем овладеть несколькими смежными специальностями по своей профессии, знать новые профессиональные требования к работнику, повышать свою квалификацию и развивать навыки самообразования.

 

 

 


Информация о работе Государственная политика в борьбе с безработицей на современном этапе: проблемы и перспективы развития