Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Выполнила
Студентка 2 курса
Заочной формы обучения Ершова Ю. А.
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Тюмень 2014
Регистрационный номер
________________
Регистрационный номер (кафедра)
________________
Работа выполнена на кафедре трудового права и предпринимательства Института государства и права, ТюмГУ
по направлению «Юриспруденция»
по дисциплине «Трудовое право»
Допущено к защите: |
_____________2014 _________________ (подпись) |
Защищена Оценка______________ |
_____________2014 _________________ (подпись) |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Политика содействия занятости является одним из самых приоритетных направлений государственной политики России. Обеспечение предприятия рабочей силой - важнейший и один из самых сложных элементов управления организацией.
Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах. Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"1 (далее Закон о занятости). Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:
«Безработица в нашей стране своеобразная. С одной стороны мы имеем достаточно неплохую ситуацию с безработицей по стране в целом, она планомерно снижалась и позволяла нам не держаться за сохранение неэффективных рабочих мест, с другой стороны, у нас есть города и даже целые регионы, в которых ситуация с занятостью очень тяжелая.»
Российская Федерация гарантирует гражданам свободу выбора деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу, а безработным - обеспечение социальной поддержки, бесплатную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и т. д. ст.12 Закона о занятости.
Конституционные принципы обеспечения свободы труда и занятости, обеспечения права на труд и защиты от безработицы являются юридическими гарантиями права на труд.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса государственной политики занятости, постоянном поддержании на определенном уровне занятости населения. Что обусловлено необходимостью разработки действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ.
Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является социально-трудовые отношения в области обеспечения занятости. Предметом исследования являются международные конвенции и соглашения в области занятости, национальные нормативно-правовые акты в области занятости, научные публикации по исследованию государственной политики в области занятости. Источниками для написания курсовой работы являются законодательные акты, научные труды.
Глава 1 Общая характеристика государственной политики в области содействия занятости населения
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных проблем, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.2
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Признаками занятости является:
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
К числу занятых Закон о занятости относит следующих граждан:
Следовательно, существуют следующие виды занятости:
Формы обеспечения занятости, которыми Государственная служба занятости способствует приобретению статуса занятого: информирование о рынке труда; бесплатный поиск подходящей работы; предоставление возможности повышения квалификации, переобучения или получения новой профессии; занятость в отъезд (предоставление рабочего места в другом населенном пункте с компенсацией расходов по переезду). Данная форма способствует осуществлению территориаль-ного перераспределения рабочей силы; молодежная практика; проведение ярмарок вакансий; привлечение к общественным работам; квотирование рабочих мест; поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан.3
В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида:
1) активную государственную
2) пассивную государственную
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейший поиск работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами Правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие завышенных размеров пособий по безработице и других мер оказания материальной помощи безработным, другими словами поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.4
В Российской Федерации, учитывая утвержденный Постановлением Правительством РФ минимальный и максимальный размер пособия по безработице, неизменный с 2009 года, в 2014 году составляет соответственно 850 рублей и 4900 рублей государственная политика по обеспечению занятости является активной, потому что маленький размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Право на труд закреплено в международных правовых актах. Всеобщая декларация прав человека провозглашает « Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.» Данное право отражено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
В Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере труда и занятости. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы; Конкретизируются иные возможности в сфере занятости - право граждан трудиться в качестве государственного служащего, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Государство не вправе указывать человеку в какой сфере деятельности ему развиваться. Оно обязано лишь создать условия для свободной самореализации личности, устанавливая определенный набор гарантий. На их основе строится система правового регулирования обеспечения равных возможностей в сфере занятости Российской Федерации.
Закон о занятости в пункте 3 статьи 8 декларирует право гражданина на выбор места работы прямым обращением к работодателю, бесплатным посредничеством органа государственной службы занятости, обращением в частные организации по трудоустройству граждан. В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора.
В статье 64 ТК РФ провозглашаются гарантии гражданам, обратившимся к работодателю с предложением о трудоустройстве. Предоставляемые им гарантии основаны на положениях статей 19 и 37 Конституции РФ: все равны перед законом и судом; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации; каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав; никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника согласно части 1 и 2 статьи 3 трудового кодекса РФ.
Также каждый гражданин имеет право на
защиту от безработицы. Статьей 12 пункта
1 Закона о занятости гражданам Российской
Федерации гарантируются защита от безработицы;
осуществление мероприятий, способствующих
занятости граждан, испытывающих трудности в
Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения