Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 02:17, контрольная работа
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов.
Прием (назначение, избрание) руководителя организации является правом собственника производства. Руководитель организации имеет свой трудоправовой статус. Он обладает правом приема, перевода, наложения дисциплинарных взысканий, увольнения.
Основные (статутные) трудовые права и обязанности работодателя предусмотрены Кодексом.
Работодатель имеет право15:
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
Работодатель обязан:
обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
Поскольку действие Кодекса и других нормативных правовых актов трудового права распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан16, лиц без гражданства, организаций, ими созданных или учрежденных, или с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, то иностранец и лицо без гражданства могут быть как работниками, так и работодателями со всеми их правами и обязанностями.
Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием "лица", подразделяются на три группы. Первая - физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.
Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъективности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими льготами в гражданском правоотношении по сравнению с другими "не властными" его участниками они не пользуются. Российское законодательство, последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей и защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях.
Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные
округа, а также городские, сельские
поселения и другие муниципальные
образования выступают в
В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты, обладающие полномочиями по осуществлению властных функций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Правовой статус государственного органа очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности) составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.
Должностные лица органов
также наделяются законом определенным правом статусом в рамках своей
компетенции и обязаны действовать в его пределах.
Правосубективность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в уставе.
Поскольку цели и задачи организации, выступающих юридическими лицами, чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, договор дает возможность оговорить сторонам особые условия трудовых взаимоотношений, характерных для определенного вида деятельности, в то же время не может противоречить трудовому законодательству. Эту возможность является правосубъективностью работодателя, то есть его способность своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности18.
Заключение
Новое трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.
Вместе с тем, было бы преждевременно «захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.
Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.
Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других отраслей права (бюджетного, налогового и др.).
Литература:
Задача:
На судоремонтном заводе «Балтийский
ветер» действует две профсоюзные
организации и совет
Каковы должны быть действия сторон при заключении коллективного договора на заводе? Дайте мотивированный ответ юриста.
Ответ:
В соответствии с п..2 ст. 30 Конституции РФ («Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем») на заводе правомочно существование любого количества объединений работников, в том числе профсоюзов.
В соответствии со ст. 13. п.1 Федерального
закона «О профессиональных союзах их
правах и гарантиях деятельности»
от 12.01.1996 г. в ред. от 30.12.2008 г. «В случае,
если в организации действует
несколько первичных
Если нет единого
1 Бриллиантова А. В., Киселев Н. А. Трудовое право. – М.: Проспект, 1998.- С. 107.
2 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд., доп., испр. – М.: Юристъ, 1999. – С. 56.
3 Трудовое право. Под ред. О. В. Смирнова. – М.: 1999 г. с. 41
4 Сыроватская Л. А. Трудовое право. – М.: Юристъ 1998 г. с. 54
5 Толкунова В. Н. Трудовое право России М. 1995 с. 32
6 Лившиц В. А. Трудовое право России. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998 г. с. 68
7 Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники. // Государство и право. 1996.- № 1.- С 43-44.
8 Трудовое право России. Учебник для вузов. / Отв. ред. Р.З.Лившиц, Ю.П. Орловский. – М.: ИНФРА-НОРМА-М, 1998.- С. 90.
9 Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.- С. 47.
10 Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.43.
11 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 20.
12 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 63.
13 Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 37.
14 Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.46.
15 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 22.
16 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст. 11.
17 Гражданский кодекс Российской Федерации, ч 1. От 30.11.1994- Ст.124.
18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст. 56.
Информация о работе Источники, субъекты трудового права в переходный период к рыночной экономике