Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить понятие источников трудового права; выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России; определить влияние международных норм трудового права.
Объект исследования: трудовое право РФ.
Предмет исследования: источники трудового права РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ, ИХ ОСНОВНЫЕОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2. КЛАССТФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ
2.1 Конституция РФ
2.2 Законы РФ
2.3 Указы и распоряжения Президента РФ
2.4 Постановления Правительства РФ
2.5 Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда
2.6 Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ
2.7 Соглашения
2.8 Локальные нормативные акты
ГЛАВА 3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 Место норм международного права в системе источников российского трудового права
3.2 Применение международных норм в труде
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

trudovoe_pravo.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение  четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации  палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших  разногласий, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон  считается принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало  не менее двух третей от общего числа  депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный  закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования. Президент  РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает  и обнародует закон, либо отклоняет  его. При отклонении закона Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают  данный закон. Если при повторном  рассмотрении федеральный закон  будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение  семи дней и обнародованию.

Статьей 108 Конституции РФ предусмотрена особая процедура  принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается  принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует  различать среди источников трудового  права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние (то есть республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законом. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди законов субъектов  РФ в сфере труда также следует  различать конституционные и  обычные (текущие) законы. Все они  принимаются соответствующими органами государственной власти — законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими  местными органами государственной  власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как  источники трудового права России по органам их принятия и юридической  силе можно классифицировать на следующие  три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

Важнейшее место среди  нормативных актов в области  трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий ТК РФ принят 30 декабря 2001 г.

 

2.3 Указы и распоряжения  Президента РФ

 

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обязательны для  исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам.

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, включая  политику в области правового  регулирования рынка труда, трудовых и социальных отношений. Реализуя эти  свои полномочия, например, Президент  РФ издал указ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной  нетрудоспособности», в котором  подчеркивается, что новый размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной  нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии со ст. 80 Конституции  РФ Президент является главой государства. С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства  Российской Федерации, ему предоставлено  право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимать решение  об отставке Правительства Российской Федерации. Исходя из такого высокого правового положения Президента РФ сделаю вывод, что характерной особенностью указов Президента как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства  Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  законам и указам Президента РФ. Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следует рассматривать  в качестве источников права (в том  числе источников трудового права). Такое значение имеют только указы  нормативного характера, то есть те из них, которые содержат правовые нормы  — общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный  характер и источниками права  не являются. К их числу можно  отнести, например, указы о награждении  работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.

 

2.4 Постановления Правительства  РФ

 

Постановления Правительства  Российской Федерации как источники  трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления правительства издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти РФ, в том числе и для реализации законодательных положений. Так, Законом об охране труда предусматривалось, что Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим Законом Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 утвердило Положение о Федеральной инспекции труда.

В юридической иерархии источников права постановления Правительства  стоят вслед за законами РФ и указами  Президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых  единолично, Постановления Правительства  — акты коллегиального органа, поскольку  Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и  федеральных министров. Процедура  коллективного принятия постановлений  Правительства, как и порядок  его деятельности вообще, определяется федеральным конституционным законом.

Постановления Правительства  Российской Федерации обязательны  к исполнению на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  законам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В системе источников трудового  права постановления Правительства  РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового  права. Обычно постановления Правительства  принимаются во исполнение законов  РФ и указов Президента в целях  их конкретизации, уточнения и реального  проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в  развитие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента, постановления  Правительства РФ не теряют своего значения как источника трудового права, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их.

Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных  категорий работников и устанавливающих  посредством утверждения специальных  «Положений» юридический статус отдельных органов и категорий  работников. К их числу можно отнести, например, Положение о целевой  контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.

Постановления Правительства  РФ принимаются большинством голосов  от общего состава его членов и  подписываются Председателем Правительства  РФ. Как законы РФ и указы Российской Федерации, постановления Правительства  РФ публикуются в едином официальном  издании — Собрании законодательства Российской Федерации.5

 

2.5 Постановления, инструкции  и разъяснения Министерства труда

 

Эти акты Минтруда РФ относятся  к специфической разновидности  источников трудового права, поскольку  исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного  полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о  труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства  РФ. Постановления, инструкции и разъяснения  Минтруда РФ издаются в целях обеспечения  правильного единообразного толкования и применения законов о труде  и актов вышестоящих органов  государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере  труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных  государственных отраслях народного  хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.

Акты Минтруда РФ как источники  трудового права по юридической  силе относятся к подзаконным  актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам  РФ и постановлениям Правительства  РФ. Если такие противоречия все  же имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их. Учитывая, что акты Минтруда РФ касаются регулирования  труда различных категорий наемных  работников, занятых в организациях различных министерств и ведомств, их следует рассматривать как  межведомственные источники трудового  права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых  других министерств, например Министерства социальной защиты РФ, Министерства экономики, Министерства торговли. Министерства финансов, если они получили на то поручение  Правительства РФ или принятие таких  актов предусмотрено в Положениях о соответствующих министерствах.

Нормативные акты Минтруда РФ, а также других министерств  и ведомств подписываются министром  и публикуются соответственно в  Бюллетене Министерства труда Российской Федерации и Бюллетене нормативных  актов министерств и ведомств Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и  не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции  Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации  и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

 

 

2.6 Нормативные акты органов  власти и управления субъектов  РФ

 

Наряду с федеральными нормативными актами органов государственной  власти и государственного управления к числу источников трудового  права относятся и акты органов  власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

 

2.7 Соглашения

 

В последние годы в связи  с переходом на рыночные формы  ведения народного хозяйства  появились качественно новые  источники трудового права —  генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Это — договорные акты, заключаемые на двусторонней или  трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства  между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях может  выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.

Соглашения как специфические  договорные источники трудового  права характеризуются тем, что  они исходят не от органов государственной  власти и управления, а от субъектов  общественных трудовых отношений и  их представителей. Государственные  органы здесь могут лишь участвовать  в качестве третьей стороны, обеспечивая  социальное партнерство между работниками  и работодателями. При этом государство  уполномочивает социальных партнеров  на договорное нормотворчество в  сфере труда.

Рассмотренные выше соглашения могут предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучения работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. При этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Информация о работе Источники трудового права