Коллективные трудовые споры и проблемы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Трудовые споры - это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений.
Различают два вида трудовых споров:
* Индивидуальные
* Коллективные
Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера. Индивидуальные трудовые споры искового характера возникают по вопросам нарушения права. Неискового характера трудовые споры- это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие трудового спора, общая характеристика 4
2. Понятие коллективных трудовых споров. Предмет, стороны и виды 12
3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 16
4. Забастовка. Реализация прав на забастовку. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 Центр дистанционного  образования 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Трудовое право

на тему: «Коллективные трудовые споры и проблемы их разрешения»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление: юриспруденция

 Профиль: гражданско-правовой

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

                                                СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1. Понятие трудового спора, общая характеристика    4

2. Понятие коллективных  трудовых споров. Предмет, стороны и виды   12

3. Порядок разрешения  коллективных трудовых споров  16

4. Забастовка. Реализация прав на забастовку. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке   21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   24 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«.........-Вы уволены! »- как часто в нашей сегодняшней жизни мы слышим эту фразу. Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защитить себя и отстоять свои права? 
Так бы я начала свою лекцию по теме: «Трудовое право». Но ведь и самом деле люди знают только то что хотят знать, что нужно им в данный момент, и не заинтересуй их, они отвернуться от тебя. Зачастую люди о Праве рассуждают так: «.....зачем мне нужно его знать? Ведь на это есть юристы.» Затем отвечу я этим людям, что мы живем в обществе у которого есть свои законы, которые мы сами создали, что бы жить с большой пользой для себя и не мешать окружающим, и незнание этих законов может поставить в тупиковую ситуацию или еще хуже обернуться для Вас во вред. 
Вот именно эти рассуждения подтолкнули меня написать курсовую работу на тему о трудовом праве, так как именно с трудом связана большая часть нашей жизни. В своей курсовой работе я попыталась разобраться в своих правах и обязанностях, как я могу их защитить.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие трудового спора, общая характеристика 
 
Трудовые споры - это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений. 
Различают два вида трудовых споров: 
* Индивидуальные 
* Коллективные 
Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера. Индивидуальные трудовые споры искового характера возникают по вопросам нарушения права. Неискового характера трудовые споры- это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда. 
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются: 
-комиссиями по трудовым спорам; 
-районными (городскими) народными судами. 
Статья 201 КЗОТ в ее новой редакции внесла принципиальные изменения в состав органов, рассматривающих индивидуальные споры. 
Во-первых, из состава этих органов были исключены профсоюзные комитеты предприятий, которые представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами. 
Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам. 
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде и др. Законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР. 
Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных(городских) народных судах претерпел существенные изменения. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 113 ГПК Законом РФ от 29.05.92 дела по трудовым правоотношениям, кроме дел по восстановлению на работе, во всех случаях рассматриваются судьёй единолично. 
В соответствии со ст. 6 ГПК в ее новой редакции дела о восстановлении на работу рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого, или коллегиально, если кто-либо из лиц, участвующих в деле, до начала рассмотрения дела по существу возразит против единоличного его рассмотрения. Комиссия по трудовым спорам - первая инстанция по рассмотрению трудовых споров. 
Статья 203 КЗОТ: 
«Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. 
Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции). 
Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. 
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии. 
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.» 
Ранее КТС организовывалась из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации. 
Порядок организации КТС, предусмотренный ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных и муниципальных предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий. 
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам подлежит обязательной регистрации. Не допускается отказ в приеме заявления о рассмотрения трудового спора по мотивам пропуска работником трехмесячного срока. Вопрос об уважительности и неуважительности, по которым рассматриваемый срок был пропущен, должен решать КТС на ее заседании в присутствии заинтересованного работника. Признав причины пропуска давностного срока уважительными, КТС восстанавливает его, при неуважительных причинах- отказывает в удовлетворении требований работника. 
Журнал регистрации заявлений о рассмотрении трудовых споров, поступающих в КТС, ведется в произвольной форме, однако в нем следует отмечать: 
-фамилию заявителя; 
-предмет спора; 
-дата поступления заявления; 
-дата разрешения спора; 
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно. 
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации.  
По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы. 
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов. 
Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Это мнение должно быть доведено до сведения сторон. 
Решения комиссии по трудовым спорам должны быть мотивированными и основанными на законодательстве и иных нормативных актах о труде, коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. 
Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме. В решении КТС по денежным вопросам должна быть указана точная сумма причитающаяся работнику. 
Решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия вручаются в копиях работнику и администрации. 
Решение КТС может быть пересмотрено. 
Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое. 
Решения КТС целесообразно вывешивать на видных местах для сведения трудового коллектива. 
Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд. 
Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. 
В районных(городских) народных судах рассматриваются споры: 
-по заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюза, когда они не согласны с решением КТС. 
-по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству. 
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям: 
- работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются; 
- работников о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения ниже оплачиваемой работы. 
-администрации о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации. 
-работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав. 
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу: 
-лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации; 
-молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; 
-других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор. 
Иски работников по делам о трудовых спорах предъявляются по месту нахождения предприятия. Иски предприятия к работникам о возмещении ими материального ущерба, причиненного предприятию - по месту жительства работника. 
Заявление в суд подается в трех месячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении- в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. 
Остановимся подробнее на вопросе о незаконном увольнении: 
В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор. 
При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. 
По просьбе работника орган, рассматривающий трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию. 
Также к представителю администрации вынесшее решение об увольнение могут быть представлены санкции регламентируемые в ст. 214 КЗОТ. 
Статья 214: 
« Возложение материальной ответственности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе. 
Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или если администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе. 
Размер возмещения ущерба не может превышать трех месячных окладов должностного лица.» 
Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению. 
При задержке администрацией предприятия, учреждения, организации исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, суд принявший решение о восстановлении работника на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки. 
Строгое соблюдение требований ст. 214 КЗоТ не только способствует возмещению материального ущерба, причиненного виновными действиями должностных лиц предприятию, учреждению, организации, но и является эффективным средством борьбы с незаконными увольнениями, переводами рабочих и служащих, случаями задержки исполнения решений суда о восстановлении на работе, а также мерой профилактики таких нарушений и гарантией реального осуществления гражданами России права на труд. 
Материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой работнику за время вынужденного прогула ввиду задержки администрацией исполнения решения суда о восстановлении на работе, подлежит возмещению за счет виновного должностного лица, в обязанности которого входило издание приказа о восстановлении работника и которое своевременно не исполнило эту обязанность. 
Для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного ущерба. 
Коллективные трудовые споры (конфликты) возникают между администрацией предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (подразделением коллектива) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений. Носят характер неисковых трудовых споров. Данный вид трудовых споров рассмотрим подробно в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 
 
Понятие коллективных трудовых споров. Предмет, 
стороны и виды. 
 
Общее понятие трудовых споров относится и к коллективным спорам, но с конкретизацией спорящих субъектов. Коллективными трудовыми спорами называются разрешаемые юрисдикционными органами неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Это понятие закреплено в ст. 2 Закона РФ о коллективно-трудовых спорах. 
Предметом коллективно-трудового спора являются законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух или более организаций, даже когда спорящей организацией является профсоюз, поскольку он осуществляет защитную функцию по социальной защите трудящихся. Например, разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, по вопросам состояния охраны труда и техники безопасности в организации. 
При споре трудового коллектива другой спорящей стороной может быть не только работодатель, его администрация, но и отраслевой вышестоящий орган управления, поскольку самоуправление трудового коллектива, осуществление его полномочий может ущемляться этим отраслевым органом. 
В трудовом же споре профкома другой спорящей стороной является работодатель, его администрация организации как субъект правоотношения с профкомом. 
Профком может быть и представителем интересов трудового коллектива по его уполномочию. Следовательно, профком в коллективно-трудовых спорах может выступать в двух ролях: а) как субъект спора профкома с работодателем, его администрацией и б) как представитель интересов трудового коллектива в его споре с работодателем, его администрацией или вышестоящим органом отраслевого управления. Если же спор возникает между СТК и администрацией, то он решается общим собранием трудового коллектива. 
На более высоком уровне, чем организация, сторонами коллективного трудового спора также являются работники и работодатели согласно понятию этих споров. И они, как правило, выступают уже в лице своих представителей. 
Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Например, собрание работников может уполномочить представлять их в трудовом споре Совет трудового коллектива. Таким образом, профком и вышестоящие органы профсоюзов (их объединений) уставами профсоюзов уполномочены представлять работников, в том числе и в коллективном трудовом споре. СТК же для такого представительства в споре должен быть уполномочен на это общим собранием (конференцией) работников. 
Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные уставом данной организации или иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. 
Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателем его решения об отклонении всех или части требований работников (или несообщения в письменной форме в течение трёх рабочих дней со дня получения требований решения работодателя представителю работников), а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. 
С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже. 
Коллективные трудовые споры по характеру спора делятся на два вида: 1) о применении трудового законодательства, выполнении коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или соответствующего профсоюза; 2) об установлении новых или изменении соответствующих социально-экономических условий труда и быта работников в коллективных договорах, локальных и других социально-партнёрских соглашениях. 
Например, к первому виду относятся споры по вопросам изменения организационной структуры предприятия, применения мер морального и материального поощрения за успехи в труде и т.п. Ко второму виду относятся споры по вопросам введения новых льгот для отдельных категорий работников, новых положений о премировании, новых условий коллективного договора нормативного характера и т.п. 
По уровню социально-партнёрских правоотношений, из которых они возникают, все коллективные трудовые споры можно классифицировать на шесть следующих видов: 
1. Споры на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства. 
2. Споры при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально трудовым отношениям. 
3. Споры при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения. 
4. Споры на региональном уровне субъектов Российской Федерации по социально-трудовым отношениям. 
5. Споры на профессиональном уровне по социально-трудовым отношениям. Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта Российской Федерации. 
6. Споры на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определённым территориям (Федерация, её субъект и т.д.). Но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом, районом. Это могут быть отдельные территории страны. Например, районы Крайнего Севера. 
В этих шести видах возможных коллективных трудовых спорах спорящими сторонами являются работники и работодатели, но конкретные их представители на каждом из указанных уровней различны. 
Споры, возникающие между соответствующими социальными партнёрами при проведении коллективных переговоров о заключении соглашений, являются спорами об установлении новых условий труда, а споры о выполнении принятых соглашений — это споры о применении трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок разрешения коллективных трудовых споров 
 
Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы. 
Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании. 
Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон. Комиссия для разрешения спора может в течение пяти дней заседать не один раз, поскольку может возникнуть необходимость консультироваться с трудовым коллективом, администрацией, местным органом власти, вышестоящими хозяйственными, профсоюзными и иными заинтересованными органами. Комиссия обязана использовать все имеющиеся в её распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора. 
Если в примирительной комиссии стороны не пришли к согласию, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже, как они об этом договорятся. Если по данному вопросу они не пришли к согласию, то должны приступить к созданию трудового арбитража. 
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) или независимо от неё. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Посредник определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора с его участием по соглашению со спорящими сторонами. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам, он призван помочь им достичь соглашения. Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий. 
Посредник стремится снять конфликтную ситуацию. Этому посредников должна обучать Служба: она готовит и посредников и трудовых арбитров, имеет списки тех и других. 
Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбитражу. 
Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника. 
Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. 
Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия. 
Следовательно, трудовой арбитраж — третий по отношению к спорящим сторонам орган, но создаваемый сторонами с участием службы. Они же определяют и порядок (регламент) его работы. 
Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража. 
Трудовой арбитраж в этот пятидневный срок может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. В случае необходимости он информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении. Закон не оговорил, когда такое соглашение заключается при создании трудового арбитража или после получения его рекомендаций. Думается, по соглашению сторон оно может заключаться как до рассмотрения спора трудовым арбитражем, так и после получения его рекомендаций. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его рекомендации могут быть приняты и по большинству голосов, т.е. если за них проголосовало два арбитра из трёх. 
Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях приступить к забастовке. Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора. 
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. 
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. 
Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. 
Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров. 
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами: 
— организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством РФ возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров; 
— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; 
— проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора; 
— формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника; 
— участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий; 
— утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом; 
— выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; 
— оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; 
— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур; 
— подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах РФ и принимаемых мерах по их разрешению; 
— организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров; 
— разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров; 
— изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень. 
Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров. 
 

 

Забастовка. Реализация права на забастовку. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке. 
 
Забастовка — по определению федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года "временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора". Ниже я привожу фрагмент Закона: 
« Право на забастовку 
1. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. 
2. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. 
3. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. 
4. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.» 
А что самое главное участники забастовки не должны преследоваться и « Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора» и «Таким образом, исходя из личного решения работника об участии в забастовке, время забастовки должно включаться в расчетный период для исчисления среднего заработка.» 
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. 
Право на забастовку — одно из конституционных трудовых прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом процедур. Стало широко закрепляться в конституциях в послевоенный период, однако никогда не признавалось конституциями т.н. "социалистических" стран. Право на забастовку имеет значительное число ограничений, как на уровне текущего законодательства, так и в самих текстах конституций. Как правило, права на забастовку лишены военнослужащие, сотрудники органов охраны правопорядка и служб жизнеобеспечения, иногда это право отрицается за всеми государственными служащими. Само применение права на забастовку закон обставляет, как правило, также достаточно сложными процедурами, рассматривая забастовку как исключительное средство. Конституция РФ 1993 г. закрепляет право на забастовку в ст. 37 в числе др. трудовых прав. 
Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Законодатель, учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов трудящихся, переносит акцент в регулировании коллективных трудовых отношений на недопущение социальной напряженности, на достижение согласия между работниками и предпринимателями, социальное партнерство между ними. В Законе о порядке разрешения коллективных трудовых споров подчеркивается целесообразность достижения соглашения между сторонами сначала на основе переговоров их представителей, после чего должны быть использованы определенные примирительные процедуры. 
Коллективные трудовые споры чаще всего возникают из организационно-управленческих отношений (производных от трудовых), субъектами которых являются трудовые коллективы или профсоюзы, представляющие их интересы, и администрация предприятий, учреждений и организаций. Споры эти могут касаться как вопросов установления новых условий труда, например, в связи с заключением коллективных договоров, так и применения норм трудового законодательства. В настоящее время основной причиной конфликтов является задержка или невыплата заработной платы. 
Итак, мы разобрались в правах которые мы имеем вступая в трудовые отношения. Точнее сказать, мы выяснили как их защитить. Теперь вступая в трудовые отношения, мы можем с уверенностью сказать: «Я знаю свои права и могу их отстоять».

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
1. Конституция РФ.-М., 1997 
2. Кодекс Законов О Труде РФ.-М., 1998 
3. Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Утв. постановлением правительства РФ от 15.04.96.г. № 468.// Бюллетень Минтруда РФ.— 1996. — № 5. 
4. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией. Утв. постановлением Минтруда РФ от 12.03.97г. № 11.// Бюллетень Минтруда РФ.— 1997.— № 4. 
5. Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20.10.95г.// Бюллетень Минтруда РФ.— 1995.— № 12; Российская газета.— 1995.— 5 декабря. 
6. Комментарии к Законодательству о труде (г. Пермь 1993) 
7. Курс Российского трудового права В3-ХТ. Т.1. Часть общая –СПб. Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 199 с последующим изменением и дополнением. 
8. Сыроватская Л.В. Трудовое право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999


Информация о работе Коллективные трудовые споры и проблемы их разрешения