Конституционные гарантии трудовых и социальных прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:01, доклад

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В их число входят также и важнейшие права в сфере труда и социального обеспечения, а именно:
(статья 37 конституции РФ)
-свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);
-право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3);
-право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3);

Файлы: 1 файл

конференция.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

 

Конституционные гарантии трудовых и социальных прав граждан

Конституция Российской Федерации закрепляет широкий перечень основных прав и свобод человека и  гражданина, признание, соблюдение и  защита которых является обязанностью государства. В их число входят также  и важнейшие права в сфере  труда и социального обеспечения, а именно:

(статья 37 конституции  РФ)

-свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);

-право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3);

-право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3);

-право на защиту от безработицы (статья 37, часть 3);

-право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку (статья 37, часть 4);

-право каждого на отдых, которое гарантируется всем работающим по трудовому договору установлением федеральным законом продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, ежегодного оплачиваемого отпуска (статья 37, часть 5);

-право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (статья 30, часть 1);

-право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом (статья 39, часть 1).

(Статья 7 конституции  РФ)

1. Российская  Федерация является социальным  государством. Главная задача социального  государства - достижение такого  общественного развития, которое  основывается на закрепленных  правом принципах социальной  справедливости, всеобщей солидарности  и взаимной ответственности. Социальное  государство призвано помогать  слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к  тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том  понимании, которое вкладывает в  него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и  к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство  стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный  минимум. При этом оно исходит  из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность  по разным причинам не может быть реализована  и потребности человека не могут  быть удовлетворены надлежащим образом.

Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяет обязанность  государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния  здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления социального государства

Указанные права статья 2 Кодекса законов о труде Российской Федерации относит к основным трудовым правам работников. Закрепление  этих прав на конституционном уровне является свидетельством не только их значимости, но и дает возможность  защищать такие права посредством  конституционного правосудия, обеспечивающего  защиту прав и свобод граждан от неконституционных законов.

Такая защита осуществляется Конституционным Судом как в  процедуре так называемого абстрактного нормоконтроля - при проверке конституционности законов и некоторых других `нормативных актов, регулирующих права граждан, по запросам Президента Российской Федерации, палат парламента или 1/5 депутатов каждой палаты, Правительства, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и при рассмотрении жалоб граждан, их объединений на нарушение прав и свобод законом, примененным или подлежащем применению в их конкретном деле, а также по запросам судов, которые обнаруживают неконституционность закона в ходе разрешения конкретных гражданских, административных и уголовных дел.

Вышеперечисленные права  относятся к категории экономических  и социальных прав (часто их называют правами "второго поколения"), которые обеспечивают свободу человека в экономической и социальной сферах и дают ему возможность  защитить свои жизненные интересы. Эти права имеют особый характер. Их отличие от классических прав (личных и политических) заключается, прежде всего, в степени гарантированности и специфическом механизме правовой защиты. Прямое действие экономических и социальных прав зачастую объективно оказывается весьма относительным, поскольку для реализации гражданином таких прав недостаточно только одного их конституционного закрепления. Может ли, например, суд общей юрисдикции удовлетворить требование гражданина о назначении ему пособия в связи с болезнью, основываясь исключительно на положении части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации о праве каждого на социальное обеспечение в случае болезни? Очевидно, что нет. Условия возникновения у определенного лица права на получение такого пособия, его размер, порядок предоставления и т.п., то есть конкретное содержание субъективного права определяется законодателем. Следовательно возможности защиты такого рода прав в значительной мере зависят от того как регулируется (конкретизируется) содержание этих прав в отраслевом законодательстве.

Кроме того осуществление  гражданами многих экономических и  социальных прав невозможно без соответствующих  финансовых затрат со стороны государства. Поэтому определение законодателем  конкретного содержания этих прав, его наполнение зависит отматериальные возможности государства обеспечить их осуществление в полном объеме, отналичие у государства необходимых  финансовых ресурсов.

Вместе с тем закрепление  на конституционном уровне экономических  и социальных прав и свобод обязывает  государство делать все необходимое  для того, чтобы эти права не были лишь пустой декларацией. В Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах подчеркивается обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая и принятие соответствующих законодательных актов.

Обеспечивая защиту от неконституционных  законов в сфере труда и  социального обеспечения, Конституционный  Суд при вынесении решений  основывается не только на положения  тех статей Конституции Российской Федерации, в которых закрепляются основные трудовые и социальные права, но и на иных конституционных нормах и принципах и, в первую очередь, учитывает:

положение статьи 1 о том, что Российская Федерация является правовым государством, что предполагает обеспечение господства права и  правовых законов, равной для всех свободы, формального (правового) равенства, гарантированность  государством прав и свобод человека и гражданина;

положение статьи 2 о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права  и свободы;

положения статьи 7, устанавливающие, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека и закрепляющие основные направления деятельности государства в социальной сфере, по социальной защите граждан, нуждающихся в поддержке общества и государства;

положения статьи 15 о приоритете правил международных договоров  Российской Федерации в случае их расхождения с нормами национального  законодательства и статьи 17 о признании  и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Следует подчеркнуть, что почти во всех своих решениях по данной категории дел Суд обращался к нормам международного права и при этом чаще всего в своей аргументации Суд ссылался на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенций МОТ, ратифицированных нашим государством;

положение статьи 18 о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием;

положения статьи 19 о равенстве  всех перед законом и судом  и о равенстве прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, запрете дискриминации по каким-либо основаниям;

положения статьи 45, предусматривающие, что в Российской Федерации гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина и каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом, а также статьи 46 о гарантиях  судебной защиты прав и свобод;

положения статьи 55, в соответствии с которыми в Российской Федерации  не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы  человека и гражданина, а ограничения  прав и свобод могут устанавливаться  лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Практика Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод в сфере труда  и социального обеспечения уже  достаточно обширна. Судом рассмотрен ряд дел, связанных, в частности, с защитой от дискриминации в трудовых отношениях по возрастному признаку, обеспечением доступа к правосудию при разрешении трудовых споров, необоснованными запретами проведения забастовок для отдельных категорий работников при коллективных трудовых конфликтах, ограничением права на социальное обеспечение в случае болезни в период безработицы, лишением пенсий граждан, осужденных к лишению свободы по приговору суда, а также граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Анализ принятых решений позволяет делать некоторые обобщения правовых позиций Суда о содержании конкретных трудовых и социальных прав, закрепленных в Конституции, о степени свободы законодателя в регламентации этих прав, о возможностях и пределах защиты отдельных прав и свобод в области труда и социального обеспечения посредством конституционного судопроизводства, а также о влиянии решений Конституционного Суда на развитие законодательства в этой сфере.

Мне хотелось бы проиллюстрировать  сказанное некоторыми примерами  из практики Конституционного Суда, рассказать о конкретных делах, рассмотренных  Судом и связанных с защитой  трудовых и социальных прав.

В 1995 году в Конституционный  Суд обратились несколько граждан, осужденных к лишению свободы  и находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, с жалобами на нарушение  их права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 Конституции  Российской Федерации, положением статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Этой статьей предусматривалось, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной ему пенсии приостанавливается. На основании данной нормы заявителям в связи с осуждением к лишению свободы была приостановлена выплата пенсий по старости и по инвалидности, наступившей вследствие военной травмы, полученной в период прохождения военной службы. Надо сказать, что норма о приостановлении выплаты пенсии в подобных случаях была установлена достаточно давно и применялась в течение многих лет. Обосновывалось существование такого правила тем, что осужденные находятся на полном государственном обеспечении - их кормят, одевают, лечат, обеспечивают работой и потому государство вправе решать следует ли им в этот период еще и платить пенсию, тем более, что эти люди совершили преступление и следовательно, сами поставили себя в такие условия.

При рассмотрении любого дела Конституционный Суд должен сначала  выявить содержание оспариваемой нормы, принимая во внимание не только ее буквальный смысл, но и смысл, придаваемый ей официальным или иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной  практикой. Толкование статьи 124 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" и практика ее применения свидетельствовали, что фактически речь шла о прекращении как начисления, так и выплаты пенсии, которую пенсионер получал до осуждения. Подобное приостановление выплаты пенсии по своей сути и правовым последствиям было равнозначно лишению пенсии на определенный период в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда и нахождением его в исправительно-трудовом учреждении.

Информация о работе Конституционные гарантии трудовых и социальных прав граждан