Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:01, доклад
Конституция Российской Федерации закрепляет широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В их число входят также и важнейшие права в сфере труда и социального обеспечения, а именно:
(статья 37 конституции РФ)
-свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);
-право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3);
-право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3);
Конституционные гарантии трудовых и социальных прав граждан
Конституция Российской
Федерации закрепляет широкий перечень
основных прав и свобод человека и
гражданина, признание, соблюдение и
защита которых является обязанностью
государства. В их число входят также
и важнейшие права в сфере
труда и социального
(статья 37 конституции РФ)
-свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);
-право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3);
-право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3);
-право на защиту от безработицы (статья 37, часть 3);
-право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку (статья 37, часть 4);
-право каждого на отдых, которое гарантируется всем работающим по трудовому договору установлением федеральным законом продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, ежегодного оплачиваемого отпуска (статья 37, часть 5);
-право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (статья 30, часть 1);
-право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом (статья 39, часть 1).
(Статья 7 конституции РФ)
1. Российская
Федерация является социальным
государством. Главная задача социального
государства - достижение такого
общественного развития, которое
основывается на закрепленных
правом принципах социальной
справедливости, всеобщей солидарности
и взаимной ответственности.
Следует отметить,
что объявление России социальным государством
не означает возвращение страны к
тоталитарному государству, обещавшему
своим гражданам всеобщее благосостояние
за счет создания экономической системы,
полностью управляемой и
Социальное государство
стремится обеспечить каждому своему
гражданину достойный человека прожиточный
минимум. При этом оно исходит
из того, что каждый взрослый должен
иметь возможность зарабатывать
на себя и на содержание своей семьи.
Вмешательство государства
Провозглашенные
в Конституции цели политики Российской
Федерации как социального
Указанные права статья 2
Кодекса законов о труде
Такая защита осуществляется
Конституционным Судом как в
процедуре так называемого
Вышеперечисленные права
относятся к категории
Кроме того осуществление
гражданами многих экономических и
социальных прав невозможно без соответствующих
финансовых затрат со стороны государства.
Поэтому определение
Вместе с тем закрепление
на конституционном уровне экономических
и социальных прав и свобод обязывает
государство делать все необходимое
для того, чтобы эти права не
были лишь пустой декларацией. В Международном
пакте об экономических, социальных
и культурных правах подчеркивается
обязанность каждого
Обеспечивая защиту от неконституционных законов в сфере труда и социального обеспечения, Конституционный Суд при вынесении решений основывается не только на положения тех статей Конституции Российской Федерации, в которых закрепляются основные трудовые и социальные права, но и на иных конституционных нормах и принципах и, в первую очередь, учитывает:
положение статьи 1 о том, что Российская Федерация является правовым государством, что предполагает обеспечение господства права и правовых законов, равной для всех свободы, формального (правового) равенства, гарантированность государством прав и свобод человека и гражданина;
положение статьи 2 о высшей
ценности человека, его прав и свобод
и обязанности государства
положения статьи 7, устанавливающие, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляющие основные направления деятельности государства в социальной сфере, по социальной защите граждан, нуждающихся в поддержке общества и государства;
положения статьи 15 о приоритете
правил международных договоров
Российской Федерации в случае их
расхождения с нормами
положение статьи 18 о том,
что права и свободы человека
и гражданина определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
законодательной и
положения статьи 19 о равенстве всех перед законом и судом и о равенстве прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, запрете дискриминации по каким-либо основаниям;
положения статьи 45, предусматривающие, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также статьи 46 о гарантиях судебной защиты прав и свобод;
положения статьи 55, в соответствии с которыми в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничения прав и свобод могут устанавливаться лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод в сфере труда и социального обеспечения уже достаточно обширна. Судом рассмотрен ряд дел, связанных, в частности, с защитой от дискриминации в трудовых отношениях по возрастному признаку, обеспечением доступа к правосудию при разрешении трудовых споров, необоснованными запретами проведения забастовок для отдельных категорий работников при коллективных трудовых конфликтах, ограничением права на социальное обеспечение в случае болезни в период безработицы, лишением пенсий граждан, осужденных к лишению свободы по приговору суда, а также граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Анализ принятых решений позволяет делать некоторые обобщения правовых позиций Суда о содержании конкретных трудовых и социальных прав, закрепленных в Конституции, о степени свободы законодателя в регламентации этих прав, о возможностях и пределах защиты отдельных прав и свобод в области труда и социального обеспечения посредством конституционного судопроизводства, а также о влиянии решений Конституционного Суда на развитие законодательства в этой сфере.
Мне хотелось бы проиллюстрировать сказанное некоторыми примерами из практики Конституционного Суда, рассказать о конкретных делах, рассмотренных Судом и связанных с защитой трудовых и социальных прав.
В 1995 году в Конституционный
Суд обратились несколько граждан,
осужденных к лишению свободы
и находящихся в исправительно-
При рассмотрении любого дела
Конституционный Суд должен сначала
выявить содержание оспариваемой нормы,
принимая во внимание не только ее буквальный
смысл, но и смысл, придаваемый ей
официальным или иным толкованием,
а также сложившейся
Информация о работе Конституционные гарантии трудовых и социальных прав граждан