Таким образом, если женщина
обратилась к работодателю с письменным
требованием о предоставлении ей неполного
рабочего дня (сокращенного рабочего времени)
в связи с уходом за ребенком, не достигшим
возраста трех лет, отказать ей в этом
работодатель не вправе.
Задание 4. Решите
задачу
Возчик не
вышел на работу. Лошадь простояла в конюшне весь день. Доярки,
которых возчик должен был везти на дневную
дойку, идти пешком отказались. В результате
надои за этот день были меньше обычных
на 100 кг. Администрация удержала из зарплаты
доярок стоимость 100 кг. молока, а из зарплаты
возчика – стоимость однодневного содержания
лошади.
Правомерны
ли действия администрации? Дайте полный
правовой анализ ситуации.
Из начисленной работникам
организации заработной платы, оплаты
труда по трудовым договорам, договорам
подряда и по совместительству производят различные удержания, которые
можно разделить на три группы: обязательные
удержания, удержания по инициативе организации,
удержания по инициативе члена трудового
коллектива.
Обязательными удержаниями
являются налог на доходы физических
лиц, по исполнительным листам и надписями нотариальных
контор в пользу юридических и физических
лиц.
К удержаниям по инициативе
работодателя относятся возмещение
материального ущерба и погашение
задолженности перед работодателем.
Порядок удержаний за причиненный
организации материальный ущерб зависит
от того, как оформлены отношения между
работниками и организацией.
Если работник выполняет
работу на основании договора гражданско-правового
характера, то ущерб возмещения в
соответствии с нормами гражданского
законодательства. Гражданское законодательство
предусматривает полное возмещение причиненного
ущерба, а также недополученного дохода.
Если с работником
заключен трудовой договор, то ущерб
возмещается в соответствии с
трудовым законодательством. Трудовой
кодекс определяет случаи полной и ограниченной
материальной ответственности только
в размере прямого действительного ущерба,
причиненного виновным противоправным
поведением (действием или бездействием).
Неполученные доходы взысканию с работника
не подлежат.
Таким образом, администрация поступила не правомерно,
так как в соответствии со ст. 238 работник обязан возместить работодателю лишь прямой действительный ущерб. Недополученные работодателем доходы (упущенная выгода), в отличие от гражданского законодательства, работник возмещать не должен.
Задание 5. Каков
порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности государственных служащих?
Основанием для привлечения
государственного служащего к дисциплинарной
ответственности является дисциплинарный
проступок, то есть противоправное, виновное
нарушение дисциплины, которое не влечет
за собой уголовной ответственности
Сущность
дисциплинарного проступка состоит в неисполнении
или ненадлежащем исполнении государственным
служащим возложенных на него обязанностей.
Средством
привлечения к дисциплинарной ответственности
является дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарные
взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых
актах и налагаемые компетентными, специально
уполномоченными субъектами линейной
власти на служащих, совершивших проступок
в связи с исполнением служебных обязанностей
или совершивших иные деяния, влияющие
на их особый правовой статус.
Цель
их применения двоякая: с одной стороны
- наказать виновного, с другой - общая
и частная превенция правонарушений,
- достигается как содержанием, так
и процедурой их назначения. Применение
взысканий к виновным лицам не
только принуждает нарушителя к соблюдению
норм служебной дисциплины, но и побуждает
их к сознательному исполнению служебного
долга, оказывая при этом общепредупредительное
воздействие не только на самого нарушителя,
но и на других служащих.
Характерным
для всех видов государственной службы является
наличие "общих" санкций, таких как:
замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение
о неполном служебном соответствии, увольнение.
Однако для отдельных видов службы установлены
иные виды санкций.
При
наложении дисциплинарного взыскания должны быть
учтены следующие факторы:
1)
тяжесть совершенного проступка;
2)
обстоятельства, при которых он
был совершен;
3)
неисполнение обязанностей на
протяжении всей службы и поведение
служащего.
Так,
например, для сотрудников ОВД
предусмотрено "понижение в должности",
а для военнослужащих предусмотрены "свои"
специфические виды взысканий, таких как
"лишение очередного увольнения из
расположения воинской части", "назначение
вне очереди в наряд на работу", "лишение
нагрудного знака" и некоторые другие.
Для тех и других существуют взыскания
в виде "снижения в специальном звании
на одну ступень", а для таможенной службы
и службы в органах Госнаркоконтроля эти
виды санкций вообще не предусмотрены.
Очень
важным является вопрос о механизме
привлечения к дисциплинарной
ответственности, порядке наложения и
приведения в исполнение дисциплинарного
взыскания для государственных служащих.
Здесь имеется ряд особенностей.
Во-первых,
для гражданских государственных
служащих, военнослужащих, а также
для сотрудников ОВД, таможенных
органов и органов Госнаркоконтроля этот
механизм тщательно разработан, а для
судебных приставов его практически нет.
Вплоть до настоящего времени сотрудники
Федеральной службы судебных приставов
Минюста России привлекаются к дисциплинарной
ответственности на основании и в порядке,
предусмотренном нормами Трудового кодекса
РФ.
Во-вторых,
правом применения дисциплинарного
взыскания на гражданской государственной
службе обладает представитель нанимателя,
которым, как правило, является руководитель государственного
органа, а на правоохранительной государственной
службе взыскание назначает прямой начальник.
На военнослужащих же дисциплинарные
взыскания могут налагаться не только
вышестоящим по должности, но и по званию,
в соответствии с дисциплинарной властью
командира.
В-третьих,
решение о привлечении к ответственности
должно быть реализовано на гражданской
службе непосредственно после обнаружения
дисциплинарного проступка, но не позднее
одного месяца со дня его обнаружения.
Аналогичный порядок предусмотрен и для
сотрудников таможенных органов. А на
военной службе, службе в органах внутренних
дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее
10 суток со дня, когда командиру (начальнику)
стало известно о совершенном проступке.
В-четвертых,
запрещается за один и тот же проступок
налагать несколько дисциплинарных взысканий
или соединять одно взыскание с другим.
В-пятых,
на военной службе запрещено налагать
взыскание на весь личный состав подразделения.
В-шестых,
наложение дисциплинарного взыскания
за проступки, совершенные
военнослужащим во время несения службы
в составе суточного наряда, производится
после смены или замены другим военнослужащим.
В-седьмых,
по отношению к лицам, находящимся
в состоянии алкогольного опьянения,
дисциплинарные взыскания могут
применяться только
после вытрезвления.
В-восьмых,
состояние наказанности для военнослужащих
не прекращается автоматически, как
для других государственных служащих
по истечении определенного срока
(как правило - один год со дня
наложения взыскания), так как
Дисциплинарным
уставом ВС РФ установлено, что взыскание
может быть снято приказом только в порядке
поощрения.
Для
тех государственных служащих, на
кого распространяется Положение о
службе в ОВД РФ, и сотрудников
органов Госнаркоконтроля установлены
сроки для снятия взысканий
в зависимости от того, каким порядком
они были объявлены. Устные снимаются
через месяц со дня наложения, а объявленные
в приказе, через год.
Это
лишь некоторые особенности применения
дисциплинарных взысканий для отдельных
видов государственной службы.
Последнее,
на чем хотелось бы заострить внимание
- это возможность применения мер
дисциплинарной ответственности к
военнослужащим, лицам, призванным на
военные сборы, а также сотрудникам
органов внутренних дел, органов
уголовно-исполнительной системы, Государственной
противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля
и таможенных органов за совершение административных
правонарушений. В соответствии со ст.2.5
КоАП РФ данные категории государственных
служащих "несут ответственность за
административные правонарушения в соответствии
с дисциплинарными уставами" и "нормативными
правовыми актами, регламентирующими
порядок прохождения службы в указанных
органах".
Исключения
составляют нарушения законодательства
о выборах и референдумах, в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, правил режима
Государственной границы РФ, пограничного
режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу, правил дорожного
движения.
Список использованной
литературы
1. Кошкарова Е.С.
Дисциплинарная ответственность государственных
служащих / Е.С. Кошкарова // Правоведение.
- 2006. - №6. - с.189-191.
2.
Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность
государственных служащих: общее
и особенное/И.В. Кулешов // Чиновникъ.
- 2005. - №2 (36) - с.47-51.
3.
Макарова Н.И. К вопросу о
правовом статусе государственного
служащего/Н.И. Макарова // Вестник
ОмГУ, 2008. Вып.1. - с.85-87.
4.
Одинцов А.А. Государственное
и муниципальное управление. Введение
в специальность: Учебник/А.А.
Одинцов. - М.: Экзамен, 2007.
- 414с.
5.
Положение о службе в ОВД
Российской Федерации. Утверждено
постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 23 декабря
2002 №4202. - 1 // СПС Гарант. - 2008. - №16.
6.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е., Дисциплинарная
ответственность гражданских
служащих: проблемы нормативной определенности
и справедливой дифференциации / М.В. Пресняков,
С.Е. Чанов // Трудовое право. - 2009. - №8. -
с.10-15.
7.
Смоленский М.Б. Административное
право / М.Б. Смоленский. - Ростов -
на - Дону: "Феникс", 2005. - 346с.
8.
Федеральный закон от 27.07.2004 г.
№79 - ФЗ "О государственной гражданской
службе Российской Федерации"
// СПС Гарант - 2008. - №16.
9.
Чиркин, В.Е. Государственное и
муниципальное управление/ В.Е. Чиркин.
- М.: Юристъ, 2005. - 320с.
10. Конституция Российской
Федерации. - М.: Экмос, 2000.
11. Трудовой кодекс
РФ. - М.: Юрист, 2002.
12. Полный сборник кодексов
РФ. - М.: Информэкспо, 2001.
13. Закон РФ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности» - М.: Ось-89, 2001.
14. Закон РФ «О коллективных
договорах и соглашениях» - М.: Ось-89,
2001.
15. Закон РФ «О занятости
населения в Российской федерации»
- М.: Ось-89, 2001.
16. Основы законодательства
РФ об охране труда. - М.: Ось-89,
2001.
17. Закон РФ «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров» - М.: Ось-89,
2001.
18. Закон РФ «Об основах
государственной службы РФ» -
М.: Ось-89, 2001.
19. Горбачева
Ж.А. Комментарий к Трудовому
кодексу РФ (вводный). - М.: Книжный
мир, 2002.
20. Лившиц
Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право
России - М.: Статут, 2001.
21. Лыгин Р.Н.,
Толмачев А.П. Трудовое право (конспект
лекций). - М.: Приор, 2001.
22. материалы с сайта http://www.chat.ru/~kuraguga