Лекции по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:18, курс лекций

Описание работы

Понятие трудового права как науки, отрасли права и учебной дисциплины
§ 1. Понятия труда, его общественной организации, предмета и Отрасли трудового права

Файлы: 1 файл

труд код -реф. шпоры.doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все  трудовые споры делятся на:

1)   споры   из   трудовых   правоотношений   (их   абсолютное большинство);

2)   споры из правоотношений  по трудоустройству (например, не  принятого по брони инвалида или другого лица, с которым  ' работодатель обязан заключить трудовой договор);

3)   споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

4)   споры из правоотношений  по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;

5)   споры из правоотношений  по возмещению материального ущерба работником предприятию;

6) споры из правоотношений  по возмещению работодателем  ущерба работнику в связи с  повреждением его здоровья на  работе или нарушением его права трудиться;

7)   споры из правоотношений  профкома с работодателем по  вопросам труда, быта, культуры;

8)   споры из правоотношений  коллектива работников с работодателем;

9)   споры из социально-партнерских  правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Причины и условия  трудовых споров хотя и связанные  категории, но их надо различать.

Причины трудовых споров — это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Условия возникновения  трудовых споров — это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров «выявляет  и обобщает причины и условия  возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению» (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику.

Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

1)   отставание индивидуального  сознания от общественного, отклонение  его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную  дисциплину,   небрежно   относящихся   к   вверенному имуществу  предприятия,  требующих  не заработанной оплаты или не полагающихся им благ);

2)   незнание или  плохое знание трудового законодательства  как отдельными руководителями  производства, так и многими работниками  и их представителями, т. е.  низкая правовая культура, правосознание.

Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчества — принятием норм права, поэтому-то по отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, но уже объективная причина — это возникший и продолжающийся тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.

Условия производственного  характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрасли, например неритмичность работы или плохую организацию труда. В юридических вузах США, Англии и других стран изучается теория конфликтов (конфликтология), в США есть социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.

Условия трудовых споров правового  характера — это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм законодательства от бурно развивающейся практики организации труда и распределения.

Если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при наличии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не возникает. Профилактика трудовых правонарушений, т. е. предупреждение с учетом конкретных условий и личности работника,— это одновременно и профилактика трудовых споров, обязанность для администрации, профсоюзных органов и юридических служб предприятия.

 

 

 

 

Вопрос 85. Подведомственность и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

 

 

§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры,— это тесно связанные  понятия, но не идентичные и неравнозначные.

Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т. д.).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность — это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному  органу можно разделить на следующие  группы:

1)   рассматриваемые  в общем порядке, когда КТС  является обязательной первичной  стадией, после которой спор  может поступить на рассмотрение суда;

2)   рассматриваемые  непосредственно судом;

3)   рассматриваемые  вышестоящим органом в случаях,  установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4)   новая появившаяся  по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);

5)   коллективные  трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями,  посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС  рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):

по заявлению работника  о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

•  споры рабочих  и служащих тех предприятий, учреждений, организаций,  где КТС не избираются  (например споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних   работниц,    работников,    работающих   у   работодателя — физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного  на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей   детей   в   возрасте   до   3   лет,   одинокой   матери   (отца),  имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно  в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в судя решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая  администрация) вправе и обязаны  рассматривать любые поступившие  от работников жалобы на действия нижестоящих  органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.

Споры судей рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи — Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории работников не лишены права обратиться к судебной защите.

Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых  индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т. е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных исковых, и неисковых споров.

Действия государственных  инспекций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа — в суд по месту жительства.

Подведомственность коллективных трудовых споров — единая по всем спорам (как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников) — определена Законом о коллективных трудовых спорах. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.

§ 5. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Порядок рассмотрения трудового  спора — это установленная  для данного юрисдикционного  органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу. Необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять право-восстанавливающие действия, но различным порядком.

Информация о работе Лекции по "Трудовое право"