Механизм защиты права на труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении проблем, возникающих при реализации принципа свободы труда.
Для достижения основной цели работы, нам необходимо решить ряд промежуточных задач:
рассмотреть принцип свободы труда в его историко-правовом аспекте.
определить государственные гарантии реализации данного принципа.
рассмотреть механизм защиты права на труд.
выделить проблемы реализации принципа свободы труда в современной России и предложить свободы их решения на законодательном уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3-4
Глава 1. Свобода труда: сущность, нормативно-правовые основы….……5
1.1 Принцип свободы труда в историко-правовом аспекте…………..….5-13
1.2 Общетеоретическая характеристика принципа свободы труда…….14-16
Глава 2. Механизм защиты права на труд……………………………….…17
2.1 Роль международных организаций труда в механизме защиты права и свобод в сфере трудовых отношений………………………………….....17-23
2.2 Проблемы повышения эффективности ответственности работодателя за нарушение принципа свободы труда………………………………….….23-29
Заключение……………………………………………………………….…30-32
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Адель.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эти важнейшие международно-правовые акты провозглашают право на труд, как право, предполагающее обеспечение государством возможности человеку реализовать свои способности к труду и гарантии этих прав. Следовательно, по своей структуре модель конституционной и иной законодательной нормы о праве на труд должна содержать норму о праве человека иметь возможность трудиться по свободно избранной профессии и нормы, призванные обеспечить эту возможность.

Очевидно, что нормы ст. 37 Конституции РФ, в которой текстуально не закреплено право на труд как самостоятельное право, указанным важнейшим международно-правовым актам не соответствуют, так как не закрепляют ни самого права на труд, ни таких его компонентов, как обеспечение возможности трудиться и ее гарантии. Видимо, с учетом этого в Трудовом кодексе Российской Федерации, в ст. 2 употребляется понятие «право на труд», которого нет в Конституции РФ. А чтобы не возникло противоречие с нормой ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, право на труд обозначено в качестве компонента свободы труда в закрепленном в ст. 2ТК РФ принципе, сформулированном как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Но почему тогда то, что в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ определяется как свобода труда, что общепризнано, в ст. 2 ТК РФ определяется как право на труд, что совершенно некорректно, поскольку отсутствуют обязательные, в соответствии с международными стандартами в сфере труда, компоненты права на труд: право каждого зарабатывать на жизнь трудом и гарантии данного права. Это разные по своему содержанию понятия, частично совпадающие друг с другом. 
           В связи с этим верно замечание А.Ф. Нуртдиновой, что нельзя согласиться с тем, что принцип запрещения принудительного труда в ст. 2 ТК РФ, который по существу создает гарантии свободы труда, сформулирован таким образом, как будто он непосредственно связан с принципов запрета дискриминации.4 Действительно, это неудачное соединение в ТК РФ разнородных принципов. Принцип свободы труда должен дополняться принципом запрета принудительного труда, а принцип запрета дискриминации должен дополнять принцип равенства дискриминации должен дополнять принцип равенства прав и возможностей работников. По мнению В.Н. Толкуновой, свобода труда скорее включает запрет принудительного труда и дискриминацию в труде, а обеспечение права на труд – самостоятельный принцип.5

Основной смысл свободы труда заключается в свободе от труда, т. е. от обязанности трудиться, в запрете принудительного труда, а затем уже, если есть возможность реализовать свои способности к труду, в выборе рода занятий и профессии. Если возможность зарабатывать себе на жизнь трудом как необходимый элемент права на труд не закреплено, то свобода выбора профессии – юридическая фикция. Поэтому совершенно обоснованно, как видно из норм основополагающих международных актов о труде, в них сначала провозглашается право на труд как таковое, как, прежде всего, право каждого человека зарабатывать на жизнь трудом, а уже затем право на свободный выбор работы. И указанная конструкция нормы ст. 2 ТК РФ, не содержащая в себе названных необходимых элементов, логически самостоятельна.

Свобода труда – это свобода человека распоряжаться своими способностями к труду, т. е. возможность принимать решение: работать или не работать, а если работать, то выбирать род занятий и профессию, а также запрет принудительного труда. И не более того. Именно такой объем содержания этого понятия определен в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, и в нем нет обязательных элементов, образующих право на труд. Поэтому как уже было отмечено, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ не предусматривает право на труд.

Следовательно, «право на труд» и «свобода труда» - это разные понятия. Уместно в связи с этим отметить, что не только важнейшие международно-правовые акты, но и некоторые российские нормативно-правовые акты разделяют право на труд и свободу труда. Так, Декларация прав и свобод человека и гражданина (ст. 23) предоставляет право каждому:

    • право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
    • право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий.

Это еще одно подтверждение автономности содержания понятий «право на труд» и «свобода труда», которые не совпадают друг с другом, и совершенно обоснованно указываются здесь как разными по содержанию. Как автономные они употребляются и в ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Где в п. 5 речь идет об обеспечении равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

К сожалению, так оно и получилось и в Конституции РФ и в Трудовом кодексе РФ. Л. Ю. Бугров обоснованно указывал на необходимость усиления обязанностей государства по созданию условий реализации права на труд. И с этой целью предлагал включить в Конституцию РФ в качестве обязанности государства указание на то, что оно обеспечивает проведение «политики содействия полной, продуктивной и свободно-избранной занятости» (ст. 5ФЗ «О занятости населения в РФ»).

 

1.2 Общетеоретическая характеристика принципа свободы труда

Принцип свободы труда выводит труд на широкий, общеправовой «простор», открывает возможности использования всей мощи юридического инструментария правовой системы для развития и защиты одной из основополагающих ценностей человеческого бытия.

Однако на фоне масштабности использования в юридической практике и текстах нормативных правовых актов категория «принцип свободы труда» остается малоисследованным объектом.6 В понимании сущности и содержания данного феномена нет надлежащей ясности, его статус необоснованно принижен, роль в механизме правового регулирования в полной мере не оценена.

Существенным пробелом является отсутствие единого методологического подхода к изучению принципа свободы труда. Этим во многом объясняется тот факт, что в общественном сознании и в преобладающем числе доктринальных позиций принцип свободы труда прочно ассоциируется с правом на труд. Отдельные авторы находят для принципа свободы труда иную «пару», отмечая, что «в трудовом праве свобода труда как принцип преобразуется в свободу трудового договора, которая предполагает добровольный характер заключения данного соглашения».7 Другие ученые указывают на самостоятельный характер принципа свободы труда и принципа свободы договора.

Важность общеправового анализа принципа свободы труда заключается и в том, что это один из «фундаментов» гражданского общества. Порой забывают, что «говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед ним моральную или иную ответственность за свои действия».

Принцип свободы труда - ведущий компонент формирования свободного и единого экономического пространства России. Недооценка его значения вызывает неполноту, а порой дезорганизацию всего механизма правового регулирования в экономической сфере. Среди первоочередных сегодня выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения. Существенное значение имеет усиление государственного контроля инвестиционной и инновационной активности,

Практическая реализация принципа свободы труда обременяется рядом не традиционных для правоприменительной практики проблем.

Одной из острых проблем в сфере трудовой детальности остается низкая эффективность государственной системы занятости населения, которая в современных условиях не позволяет максимально полно использовать трудовые ресурсы. Важный компонент совершенствования этой системы - разработка средств и методов стимулирования конкретных видов трудовой деятельности. В частности, как отметил Президент России В.В. Путин, еще только предстоит «создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, - те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат».8

Эти и другие обстоятельства вызывают необходимость проведения специального монографического исследования принципа свободы труда, его реализации в современной России, анализа сопутствующих этому процессу условий и следствий.

Анализ имеющихся научных трудов, теоретических разработок, обзор научно-правовой литературы свидетельствует о том, что сформулированная в диссертационной работе проблема не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета общетеоретического исследования. В научных кругах, в выступлениях российских ученых и практиков проблемы реализации принципа свободы труда подвергаются дискуссионному обсуждению лишь в рамках отраслевых направлений юриспруденции, вне единого общеправового, концептуального подхода.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм защиты права на труд

2.1 Роль международных  организаций труда в механизме  защиты права и свобод в  сфере трудовых отношений

Одним из самых важных международных органов в сфере защиты трудовых прав является Международная организация труда (МОТ) как специализированное учреждение ООН.

Созданная Международной организацией труда система контроля за соблюдением прав и свобод в сфере труда является важнейшим механизмом защиты этих прав в современном мире. Эта организация имеет полномочия разрабатывать международные стандарты в форме конвенций, рекомендаций и протоколов в сфере труда в различных направлениях деятельности: свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налагают на государства-члены, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. Со времени основания МОТ было принято более 370 конвенций и рекомендаций и протоколов.

Суть и смысл контрольного механизма за соблюдением прав и свобод в сфере труда, гарантированных конвенциями и иными международными актами, состоит в установлении того, как это происходит в законодательстве страны и на практике. Он был задуман как серия процедур юридического свойства, призванных установить степень соответствия принимаемых национальных мер для достижения целей отдельных конвенций и оказания помощи странам в выявлении проблем применения, его слабых мест. И, как следствие этого - внесения предложений о мерах по устранению проблем.

В рамках контрольного механизма Международной Организации Труда имеются две группы процедур - общие (постоянно действующий механизм регулярного контроля) и специальные (действуют при определенных обстоятельствах). В основе деятельности в рамках регулярного контроля лежит обязательство государств - членов МОТ, присоединившихся посредством ратификации к какой-либо конвенции, периодически представлять доклады о мерах, принятых правительством во исполнение тех обязательств, которые содержатся в этом акте, что вытекает из ст. 22 Устава Международной Организации Труда.

В рамках общих процедур (регулярно действующий механизм) к контрольным органам относятся Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет Конференции по применению международных норм.

Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций был образован в соответствии с резолюцией, принятой на Восьмой сессии Международной конференции труда в 1926 г. На него была возложена ответственность за проведение регулярного контроля за соблюдением государствами-членами своих обязательств, вытекающих из норм.

Основополагающими принципами работы Комитета провозглашены: независимость, беспристрастность и объективность при определении того, в какой мере деятельность (меры, мероприятия) того или иного государства по обеспечению трудовых прав, гарантированных Конвенциями и другими международными актами, соответствует положениям и обязательствам, принятым им в рамках Устава МОТ.

Комитет имеет полномочия рассматривать доклады, представляемые согласно ст. 22 Устава, о мерах, предпринимаемых государствами-членами по приданию силы положениям Конвенций, к которым они присоединились. Он рассматривает информацию и доклады, касающиеся конвенций и рекомендаций, представляемые государствами в соответствии со ст. 19 Устава о применении нератифицированных конвенций и рекомендаций. Результатом рассмотрения Комитетом упомянутых докладов (согласно ст. 22 Устава) являются выводы о том, что состояние с правами в сфере труда удовлетворительно, либо этот орган вырабатывает и принимает комментарии, которые могут быть двух видов - прямые запросы и замечания.

Доклад Комитета в первую очередь представляется Административному совету. Окончательные заключения принимают форму общего доклада, в котором содержатся, в том числе, замечания в адрес конкретных государств-членов относительно регулирования и защиты прав и свобод в сфере труда, гарантированных международными актами этой организации.

Комитет Конференции по применению международных норм (Комитет Конференции) является другим важным органом в рамках общей процедуры регулярного контроля за соблюдением прав и свобод в трудовой сфере. Данный Комитет как постоянный орган Конференции создан согласно ст. 7 Регламента Конференции. Он является трехсторонним органом, включающим представителей правительств, работодателей и работников. Этот орган рассматривает меры, принятые государствами-членами по регулированию и защите трудовых прав во исполнение положений Конвенций, к которым они присоединились, а также информацию, представленную государствами-членами, относительно результатов проведенных инспекций; информацию и доклады, касающиеся Конвенций и Рекомендаций, представленные странами в соответствии со ст. 19 Устава. Комитет Конференции непосредственно готовит доклад для внесения на рассмотрение Конференции.

Информация о работе Механизм защиты права на труд