Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:37, реферат
В широком смысле под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
1.Понятие охраны труда по трудовому праву 3
2. Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению безопасности и гигиены труда 4
3.Правила и инструкции по охране труда 5
4.Специальные правила охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах 7
5.Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью 8
6.Мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда 10
7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве 11
Библиографический список: 13
Исполнение администрацией обязанности обеспечить здоровые и безопасные условия труда требует от нее активных действий, проведения организационно-технических мероприятий. Это необходимо в частности, при изменении технологии, в связи с амортизацией станков, механизмов, сооружений, а также средств техники безопасности и т.д. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний. Повседневная текущая работа должна проводиться по обеспечению нормального функционирования вентиляции, отопительных систем, по снабжению рабочих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, водой, мылом, по проведению инструктажей по технике безопасности и производственной санитарии.
Все это требует организации работы в области охраны труда.
Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.
Для организации работы по охране труда на предприятии, в учреждении, организации создаются в случае необходимости соответствующие службы или привлекаются специалисты на договорной основе.
Структура и численность работников такой службы определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.
На предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателя, профсоюзных и иных уполномоченных работниками органов.
Для проведения работы по охране труда необходимы денежные средства, которые выделяются в установленном законом порядке и могут расходоваться в соответствии с планами мероприятий по охране труда строго по назначению. Планирование и финансирование таких мероприятий являются составными частями экономического механизма обеспечения охраны труда (ст. 16 Основ законодательства об охране труда).
Финансирование охраны труда осуществляется за счет бюджетных ассигнований, а также из фондов охраны труда. Такие фонды создаются на федеральном, территориальном уровнях и на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями. Средства, направляемые в фонд охраны труда, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий труда.
Организации, использующие средства фонда охраны труда не по назначению, должны полностью возместить затраченные средства в указанный фонд и уплатить штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100% средств, затраченных не по назначению.
На предприятиях могут разрабатываться и утверждаться после обсуждения и одобрения трудовыми коллективами комплексные планы улучшения условий работы, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Конкретный перечень мероприятий по охране труда включается в коллективный договор с учетом состояния условий труда, имеющихся денежных средств и материальных ресурсов, а также предложений работников, органов государственного надзора и органов по труду федерации и ее субъектов.
Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных в коллективном договоре, осуществляет администрация организации при активном участии и под контролем трудового коллектива и профсоюза.
Для выявления и устранения причин и условий, способствующих нарушениям правил охраны труда, для обеспечения интересов работника, утратившего трудоспособность в результате трудового увечья, важное значение имеют расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев несет работодатель.
Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. В соответствии с этим Положением расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Ее состав утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток.
При расследовании групповых
несчастных случаев и несчастных
случаев с тяжкими
Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот. Каждый несчастный случай, вызвавший нетрудоспособность работника по своей основной работе не менее чем на один рабочий день, оформляется специальным актом (форма Н-1) в 2 экземплярах на каждого пострадавшего. Один из них выдается пострадавшему или родственникам погибшего по их требованию не позднее трех дней после окончания расследования. Второй экземпляр вместе с материалами расследования хранится по месту работы в течение 45 лет.
При несчастных случаях групповых и с указанными выше тяжкими последствиями оформляются также материалы расследования (в том числе протоколы опросов и объяснения пострадавших и других лиц, экспертные заключения специалистов, медицинское заключение и др.). На их основе составляется акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со смертельным исходом по установленной форме. Этот акт вместе с материалами расследования и актом по форме Н-1 Направляется в 3-дневный срок после оформления работодателем в прокуратуру, в государственную инспекцию труда субъекта федерации, а также в орган государственного надзора (по его требованию), если несчастный случай произошел на подконтрольном ему объекте. Кроме того акт расследования (без материалов) и копия акта по форме Н-1 — направляются в федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ.
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом.
Акты по форме Н-1 регистрируются в специальном журнале, а несчастные случаи, оформленные такими актами, включаются в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме.
Омск-2012