11.1.Органы государства: понятие
и виды.
Орган государства – это самостоятельное подразделение
аппарата государственной власти, а также
юридически оформленная, экономически
и организационно обособленная часть
государственного механизма, которая
наделена государственно-властными полномочиями
и имеет все необходимые средства для
реализации задач и функций государства
в пределах своих полномочий. Виды государственных органов разделяют
на несколько групп в зависимости:
- от порядка их формирования;
- объема выполняемых полномочий;
- широты компетенции;
- характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
- числа государственных гражданских служащих;
- времени функционирования.
В зависимости от порядка
формирования государственные органы делят:
- на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
- производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема
выполняемых полномочий выделяют:
- высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
- центральные, в частности министерства;
- местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
- органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
- органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа
государственных гражданских служащих
существуют органы:
- коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
- единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера
организационно-правовых форм деятельности
различают:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени
функционирования:
- постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
- временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Семья религиозного
права.
На процесс формирования
системы права значительное влияние
оказывает принадлежность государства
к определенному виду правовой семьи.Под правовой семьей понимается совокупность
национальных правовых систем, обладающих
определенной общностью характерных признаков
и отличительных особенностей, проявляющихся
как в порядке их формирования, так и в
процессе регулирующего воздействия на
общественные отношения. В религиозно-традиционных
правовых семьях различают так называемые
религиозные (еврейское право, мусульманское
право, индусское право) и традиционные
(право стран Дальнего Востока, ряда стран
Африки, Мадагаскара) правовые группы.
Еврейское право. Одной из характерных особенностей еврейского права является то, что несмотря на значительный исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало - право было сохранено. Реальная роль современного еврейского права в системе израильского законодательства определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. В целом его позиция сводится к следующим требованиям. Закон прежде всего должен учитывать существующие в стране отношения. Он должен базироваться на положениях существующих в стране юрисдикционных норм, еврейском праве и международном праве. При возникающих юридических коллизиях предпочтение в большей степени отдается положениям еврейского права.
Каноническое (церковное) право. Как самостоятельная специфическая разновидность и подвид конфессионального права, распространяющего свое действие на верующих, оно имеет обособленный характер. Это определяется высокой степенью ее разработанности как системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в том числе и церковным судом. Современное каноническое право отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни.
Мусульманское право. Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине.
Индусское право. Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.
Содержание
правовых отношений.
Понятием "правовые отношения"
обозначается индивидуальное волевое взаимодействие между субъектами
права. Правоотношения обладают материальным
и юридическим содержанием. Материальное
содержание - это фактическое поведение,
которое управомоченный может, а правообязанный
должен совершить. Иными словами, - это
те фактические общественные отношения,
которые урегулированы нормами права.
Юридическое содержание правоотношения
- это субъективные права и юридические
обязанности субъектов правоотношения.
Субъективное право и юридическая обязанность
определяют конкретную меру юридической
свободы в осуществлении интересов и регулировании
поведения участников правоотношения.
Субъективное право - предусмотренная
юридической нормой мера возможного поведения
участника правоотношения. Первая и самая
главная черта, которая характеризует
субъективное право, - это возможность
использования его по собственному усмотрению. Юридически возможное поведение имеет
две формы своего проявления. Во-первых,
юридически возможным является любое
поведение личности, если только такое
поведение не запрещено законом. Это не
регулируемое правом поведение. В правовом
государстве вмешательство и государства,
и его органов в жизнедеятельность общества,
и особенно в индивидуальную свободу граждан,
имеет четко очерченные границы. Юридическое
дозволение - эта сфера незапрещенного.
Существует множество поступков человека,
которые не регулируются правом. Они подпадают
под действие принципа, применяемого к
гражданам в правовом государстве: "Все,
что не запрещено, дозволено". Юридическая обязанность - это предусмотренная
нормой права мера должного поведения
участника правоотношения. В отличие от
субъективного права нельзя отказаться
от исполнения юридической обязанности.
Отказ от исполнения юридической обязанности
является основанием для юридической
ответственности. Ответственность возникает
и в том случае, если субъект недобросовестно
относится к исполнению обязанностей,
действует вразрез с требованиями правовой
нормы.
12.1.Формы и методы осуществления функций
государства
Функции государства - это основные направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное назначение,
цели и задачи государства по управлению
обществом в присущих ему формах и присущими
ему методами. Формой осуществления функций
государства называют деятельность органов государства,
посредством которой реализуются его
функции.
Различают правовые и
организационные формы осуществления
функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства и права,
обязанность государства действовать
при выполнении своих функций на основе
права и в рамках закона. Кроме того, они
показывают, как государственные органы
и должностные лица работают, какие юридические
действия они совершают.
Обычно выделяют три
правовые формы осуществления функций
государства - правотворческую, управленческую
или правоприменительную и правоохранительную.
Правотворческая
деятельность (компетенция законодательной власти)
заключается в подготовке и издании нормативно-правовых
актов, без которых реализация других
функций государства практически невозможна.
Например, как осуществлять социальную
функцию без кодифицированного социального
законодательства, социального права?
От правоприменительной (управленческой) деятельности (компетенция
исполнительной власти) зависит тот факт,
будут ли законы и другие нормативные
акты реализованы или они останутся лишь
благими пожеланиями законодателя. Основное
бремя по исполнению правовых норм лежит
на исполнительно-распорядительных органах
управления - министерствах, ведомствах,
комитетах и пр., возглавляемых правительством
страны. Это повседневная работа по разрешению
разнообразных вопросов управленческого
характера в различных областях общественной
жизни.
Правоохранительная
деятельность (компетенция судебной власти), представляет
собой властную оперативную и правоприменительную
деятельность по охране правопорядка,
прав и свобод граждан и т.д. Включает в
себя принятие мер по предупреждению правонарушений,
разрешение юридических дел, привлечение
к юридической ответственности и др.
Организационные - охватывают большой объем организационно-подготовительной
работы в процессе осуществления функций
государства, и не связана с юридически
значимыми действиями, влекущими за собой
правовые последствия. К ним относят создание
органов государственной власти, их материально-техническое
и информационное обеспечение. Включает
в себя также, например, подготовительную
работа по сбору, оформлению и изучению
различной информации, касающейся проблем
в общественной жизни страны, ознакомление
с письмами и заявлениями граждан, обработку
социологических данных и т. п.
Методы реализации функций
государства
Под методами осуществления функций государства
понимают совокупность способов и приемов,
с помощью которых органы государства
реализуют его функции. Среди подобных
методов выделяют:
- Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
- Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.
- Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.
- Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.
Правотворчество:
понятие, принципы и виды.
Правотворчество понимается в двух смыслах:
1) в узком, когда правотворчество является непосредственным
процессом создания правовых норм уполномоченными
соответствующими органами;
2) в широком, когда в процесс правотворчества включается
все от правотворческого замысла до практической
реализации юридической нормы – подготовка,
принятие, опубликование и т. д.