Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;
- охарактеризовать Президента РФ - как главу государства;
- охарактеризовать органы государственной власти с особым статусом;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Критерии классификации государственных органов 5
Глава 2. Понятие органов государства 7
Глава 3. Органы государственной власти по принципу разделения властей 10
3.1. Законодательные органы государственной власти 10
3.2. Органы исполнительной власти 15
3.3. Судебные органы 26
Глава 4.Органы государственной власти с особым статусом 29
Заключение 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Органы государственной власти.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

При всем многообразии подходов к формированию судебной системы в различных странах общим для них является принцип пожизненного назначения судей па занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.15

Конституция устанавливает важнейший, можно сказать, основополагающий принцип деятельности судей - их независимость и подчинение только закону. Независимость судей - основная гарантия и условие функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защитить права и интересы человека и гражданина. Независимость и суда в целом, и судьи обеспечивается тем, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Принцип независимости судей помимо Конституции РФ закреплен в ряде Федеральных конституционных и Федеральных законов РФ: “О статусе судей РФ”; “О Конституционном Суде Российской Федерации”; “Об арбитражных судах Российской Федерации”; Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.1 Содержание данного принципа правосудия состоит в стремлении государства обеспечить такие условия, в которых суд может иметь реальную возможность принимать

ответственные решения на прочной основе предписаний закона, и только закона, без вмешательства, давления или иного воздействия извне.

Опыт многих десятилетий и даже столетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся всегда в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все, так или иначе заинтересованы в результатах судебного разбирательства конкретных дел.

Поэтому возникает искус оказания воздействия на суды. Избежать этого позволяет комплекс мер, среди которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” провозгласил принцип единства и федеральности судебной власти, ее централизованной сплоченности. Единство судебной системы страны обеспечивается путем: 16

- установления судебной  системы Российской Федерации  Конституцией Российской Федерации  и данным Федеральным конституционным  законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и судами субъектов Федерации установленных федеральными законами правил судопроизводства

- применения всеми судами  Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных  принципов и норм международного права и

международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 4.ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

 

Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти, К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл, 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций. 17

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 5 октября 2002 г.), который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.18

Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной думе на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует

с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.19

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 10 июля 2002 г., с изменениями от 24 декабря 2002 г.) в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность

расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции 12 июня 2002 г.). Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.20

Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

- все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их компетенцию;

- орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов, а  также обладает властными полномочиями;

- государственные органы  тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого служат обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы законодательной ветви власти формируются путем избрания их населением страны.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

- являются составной частью  системы органов государственной  власти;

- порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

- обладают специальным  правовым статусом, закрепляемым  в установленном порядке нормативным  правовым актом;

- обладают определенной  организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

- для них характерна  определенная самостоятельность  деятельности;

- всегда действуют от  имени государства;

- наделяются специальной  компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

- их деятельность носит  исполнительно-распорядительный характер.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев А.В. Теория государства и права. — М., 2010.

2. Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России. - М., 2010.

3. Любашин В.Я. и др. Теория государства и права. — М., 2012.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. — М., 2013.

5. Протасов В.И. Теория права и государства. — М., 2011.

6. Малько А.В. Матузов Н.И. Теория государства и права. — М., 2012.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право – М .,2012г.

8. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 05.04.2005). – Справочная система гарант.

Информация о работе Органы государственной власти