Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:10, контрольная работа
Классификация профсоюзных функций может быть осуществлена по ряду критериев. Исходя из прав профсоюзов, уставных целей и задач их деятельности можно выделить такие функции Профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций, как:
- функция представительства и защиты социально-трудовых прав;
- функция нормотворчества;
- контрольная функция;
- функция соуправления;
- организаторская функция;
- обучающая функция;
- функция самоуправления.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗА
Классификация профсоюзных функций может быть осуществлена по ряду критериев. Исходя из прав профсоюзов, уставных целей и задач их деятельности можно выделить такие функции Профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций, как:
- функция представительства и
защиты социально-трудовых
- функция нормотворчества;
- контрольная функция;
- функция соуправления;
- организаторская функция;
- обучающая функция;
- функция самоуправления.
Реализация функций Профсоюза на уровне первичной профсоюзной организации регулируется объемом полномочий, которыми она наделена в соответствии с Положением о первичной профсоюзной организации.
В рамках каждой функции формируются конкретные направления деятельности, которые отражают как правовые возможности профсоюзной организации, так и сложившуюся практику и традиции, которые имеются в организации.
Краткая характеристика основных общих функций.
ФУНКЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ЗАЩИТЫ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ
Защитная деятельность профсоюзов в сфере труда во всем мире охватывает три основных направления: занятость, оплата труда и условия труда.
Представительство и конкретные формы защиты работников образования через Профсоюз и его организации на уровне субъектов РФ и муниципальных образований является одним из эффективных способов реализации защитной деятельности.
Степень реализации этой функции – главный критерий оценки деятельности профсоюзных организаций и их выборных органов.
На практике деятельность профсоюзных комитетов несет на себе, в первую очередь, отпечаток защитной деятельности, а потому профсоюзный актив должен осознавать, что каждый член профсоюзного комитета рассматривается, прежде всего, как представитель и защитник интересов человека труда и, какой бы участок профсоюзной работы он ни возглавлял, представительство и защита социально-трудовых прав членов Профсоюза - его главная функция.
Наиболее заметно - защитная деятельность профсоюзного комитета, его постоянных комиссий проявляется в разрешении конкретных жизненных проблем, которые возникают у учителей и других работников образования в процессе трудовой деятельности.
Можно выделить следующие характерные жизненные ситуации, в разрешении которых принимает участие профсоюзная организация:
- в ситуации ущемления трудовых прав члена Профсоюза;
- в ситуации неправомерного наложения взыскания;
- в ситуации нарушения трудового законодательства со стороны администрации школы;
- в ситуации ущемления социальных прав;
- в ситуации невыплаты заработной платы;
- в ситуации защиты заработной платы членов Профсоюза;
- в ситуации ущемления прав при тарификации;
- в ситуации сокращения рабочих мест;
- в ситуации назначения социальных пособий;
- в ситуации оформления пенсии по старости и по выслуге лет;
- в ситуации неправильного назначения пособий по болезни;
- в ситуации нарушения
прав в ходе медицинского
- в ситуации нарушений
при ведении
- в ситуации необходимости стационарного или курортного лечения;
- в ситуации индивидуального трудового спора;
- в ситуации коллективного трудового спора;
- в ситуации ущемления гарантий выборных профсоюзных работников;
- в ситуации ущемления
общих и особенных прав
- в ситуации ущемления права на переговоры и заключение коллективного договора или соглашения;
- в ситуации ущемления права на объединение в профсоюзную организацию и участие в забастовке.
Функция представительства и защиты социально-трудовых прав членов Профсоюза, решение конкретных жизненных ситуаций реализуется в различных формах работы профсоюзного комитета. Это:
- участие профкома, председателя
профсоюзной организации в
- участие в законотворческом процессе на всех уровнях законодательной власти через подготовку и внесение предложений и поправок в действующее законодательство о труде, об образовании, о профсоюзах;
- организация изучения
и разъяснения трудового и
отраслевого законодательства, локальных
нормативных актов среди
- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проведение консультаций с администрацией в случае несогласия или внесения предложений по совершенствованию проекта локального нормативного акта;
- формирование
- подготовка и направление соответствующих документов (по необходимости) в государственную инспекцию труда или в суд для обжалования локального нормативного акта, принятого без согласия или без согласования с профсоюзным комитетом;
- осуществление комплекса мер о начале процедуры коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ;
- организация и проведение (по необходимости) той или иной коллективной акции в рамках коллективного трудового спора;
- осуществление проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективным договором;
- участие в формировании состава комиссии по трудовым спорам;
- инициирование рассмотрения
индивидуальных трудовых
- регулярное рассмотрение проектов документов и формирование профсоюзным комитетом своего мнения по тем или иным управленческим решениям (приказам) работодателя (директора), в случаях, предусмотренных ТК РФ и колдоговором (например, привлечение к сверхурочным работам (ст. 99 п.5) ТК РФ, наложение дисциплинарного взыскания (ст.193), работа в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113), размеры повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых работах (ст.147), повышение оплаты труда за работу в ночное время (ст.154) и др.);
- рассмотрение проектов
приказов и формирование
- рассмотрение документов и формирование профсоюзным комитетом своего мнения по проектам тех или иных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (например, разделение рабочего дня на части (ст.105), установление системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144), формы расчетного листка (ст.136) и др.) и др.
ФУНКЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА. Возможность влияния на защитную деятельность на стадии формирования той или иной правовой нормы, касающейся трудовых отношений в школе, представляется особо важной и ценной для Профсоюза.
В условиях, когда профсоюзы не имеют ( по российскому законодательству) права на законодательную инициативу, они активно реализуют свое участие а процессе нормотворчества через предложения и поправки в проекты законов, которые направляются в Комитеты ГД РФ, через РТК, через объединение профсоюзов России (ФНПР) и др.
Профсоюзные органы от ЦК Профсоюза до профсоюзного комитета школы) участвуют в пределах своих полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, через формирование предложений и поправок в проекты законов, отраслевых локальных правовых актов, локальных нормативных актов образовательного учреждения и др.
Реализуя эту функцию профсоюзные комитеты, формулируя мотивированное мнение по тому или иному локальному правовому акту образовательного учреждения, осуществляет по существу экспертизу и глубокий его анализ, что бы защитить членов Профсоюза от негативных последствий введения нормативного акта в жизнь.
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ. В соответствии с законодательством РФ профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст.370 ГК РФ работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзному органу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Для осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ЦК Профсоюза, территориальные комитеты профсоюза имеют сегодня правовые и технические инспекции труда с широкими полномочиями, предусмотренными соответствующими положениями.
Профсоюзные правовые и технические инспекторы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в учреждении образования имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, норм охраны труда, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, действуя от имени профсоюзных организаций и профсоюзных комитетов, имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую
экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности
- принимать участие в
расследовании несчастных
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и
интересы членов
- предъявлять работодателям
требования о приостановке
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке законов и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в
разработке проектов
- обращаться в соответствующие
органы с требованием о
ФУНКЦИЯ СОУПРАВЛЕНИЯ.
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ (ст. 52 (глава 8). Кроме того, это право регулируется иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Ст. 53 ТК РФ устанавливает лишь основные формы участия работников в управлении организацией, а, следовательно, могут быть и иные, не основные. К тому же перечень основных форм, приведенный в статье 53, не является исчерпывающим, поскольку в ч. 1 ст. 53 говорится, что могут предусматриваться и «иные» формы. В то же время ч.4 ст.82 прямо предусматривает право сторон в коллективном договоре устанавливать иной порядок участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.
Основными формами участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения образования являются: учет мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение консультаций с работодателем (администрацией) по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.