- осуществляет государственный
надзор и контроль за соблюдением работодателями
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, посредством проверок, обследований,
выдачи обязательных для исполнения предписаний
об устранении нарушений, составления
протоколов об административных правонарушениях
в пределах полномочий, подготовки других
материалов (документов) о привлечении
виновных к ответственности в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
- анализирует обстоятельства
и причины выявленных нарушений, принимает
меры по их устранению и восстановлению
нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации
рассмотрение дел об административных
правонарушениях;
- направляет в установленном
порядке соответствующую информацию в
федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, правоохранительные органы
и в суды;
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- обобщает практику применения,
анализирует причины нарушений трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, готовит соответствующие предложения
по их совершенствованию;
- анализирует состояние и причины
производственного травматизма и разрабатывает
предложения по его профилактике, принимает
участие в расследовании несчастных случаев
на производстве или проводит его самостоятельно;
- принимает необходимые меры
по привлечению в установленном порядке
квалифицированных экспертов в целях
обеспечения применения положений трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, относящихся к охране
здоровья и безопасности работников во
время их работы, а также получения информации
о влиянии применяемых технологий, используемых
материалов и методов на состояние здоровья
и безопасность работников;
- запрашивает у федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, органов прокуратуры,
судебных органов и других организаций
и безвозмездно получает от них информацию,
необходимую для выполнения возложенных
на них задач;
- ведет прием и рассматривает
заявления, письма, жалобы и иные обращения
граждан о нарушениях их трудовых прав,
принимает меры по устранению выявленных
нарушений и восстановлению нарушенных
прав;
- осуществляет информирование
и консультирование работодателей и работников
по вопросам соблюдения трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
- информирует общественность
о выявленных нарушениях трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, ведет разъяснительную
работу о трудовых правах граждан;
- готовит и публикует ежегодные
доклады о соблюдении трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в установленном
порядке представляет их Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской
Федерации; иные полномочия в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Наиболее эффективным способом
защиты трудовых прав является судебная
защита, которая регулируется ст.381, 390
- 397 ТК РФ и Гражданским процессуальным
кодексом (ГПК) РФ.
Заключение
Женщины и лица с семейными
обязанностями являются специальными
субъектами международного трудового
права, которым принадлежат как неотъемлемые
права человека и гражданина, основные
права в сфере труда, так и специальные
права и гарантии, закрепленные рядом
международных актов и Российским законодательством.
Необходимость специального
правового регулирования труда женщин,
обусловлена их физиологическими особенностями,
а также масштабами и длительностью периодов
женской безработицы, ростом числа домохозяйств,
возглавляемых женщиной. Потребность
в специальных нормах, регламентирующих
труд лиц с семейными обязанностями и
опекунов (попечителей) несовершеннолетних,
обусловлена положением рассматриваемой
категории среди иных претендентов на
рабочие места на рынке труда, сложностью
их трудоустройства, необходимостью построения
трудового процесса с учетом выполняемых
ими семейных и опекунских обязанностей.
В результате проведенного
анализа норм, содержащихся в статьях
Трудового кодекса Российской Федерации,
была выявлена неточность в определении
лиц с семейными обязанностями. Понятие
"лица с семейными обязанностями"
должно быть определено следующим образом.
Это "лица, состоящие в родстве или свойстве,
связанные личными неимущественными и
имущественными правами и обязанностями,
вытекающими из факта наличия детей, необходимости
осуществления ухода за больным членом
семьи в соответствии с медицинским заключением,
а также обязанности материального содержания
члена семьи".
Наряду с одинокой матерью (с
учетом требования равносопоставимости
понятий) одинокий отец и одинокое лицо,
усыновившее ребенка, должны быть наделены
гарантиями при расторжении трудового
договора.
Необходимо усилить антидискриминационную
направленность при регулировании процедуры
приема на работу. Для этого предложено
законодательно закрепить требования
о недопустимости указания пола работника
в объявлениях о найме на работу; обязать
работодателя принимать на работу лиц
наименее представленного в организации
пола; процедуру отбора кадров упорядочить
путем применения научно-обоснованных
тестов профессиональных возможностей
и квалификации.
Среди норм о предоставлении
льгот и гарантий исследуемой категории
работников существуют противоречия.
В связи с этим необходимо закрепить за
работниками, вне зависимости от пола,
возможность использования таких льгот
и гарантий (установление запрета отказа
в приеме на работу по мотиву наличия детей
претендентам вне зависимости от пола;
ограничение направления в командировки,
привлечения к сверхурочным работам; использование
перерыва для кормления ребенка, отпуска
по уходу за больным ребенком на дому,
некоторые другие случаи).
Рекомендовано с целью совершенствования
нового для российского законодательства
положения о возможности расторжения
трудового договора по инициативе работодателя
с женщинами, имеющими детей в возрасте
до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими
ребенка в возрасте до четырнадцати лет
(ребенка-инвалида до восемнадцати лет),
другими лицами, воспитывающими указанных
детей без матери: исключить из перечня
оснований увольнения несоответствие
работника занимаемой должности или выполняемой
работе вследствие состояния здоровья
в соответствии с медицинским заключением,
в случае необходимости применять институт
простоя; случай, когда виновные действия,
дающие основание для утраты доверия либо
аморальный проступок совершены работником
не по месту работы и не в связи с исполнением
им трудовых обязанностей, исключить из
числа оснований увольнения по инициативе
работодателя; уточнить такое основание
увольнения, как предоставление работником
заведомо ложных сведений при заключении
трудового договора, путем указания на
отношение предоставленных ложных сведений
к сведениям, определяющим условия выполнения
трудовой функции.
Возможно применение в российском
трудовом законодательстве ряда зарубежных
норм, целесообразно применение аналогичных
мер воздействия на рынок труда: установление
продолжительности оплачиваемого отпуска
по беременности и родам в зависимости
от очередности ребенка в семье; установление
удлиненного отпуска по беременности
и родам одиноким матерям; использование
отпусков по уходу за ребенком для снятия
давления на рынок труда.
Список использованных
источников
- Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г) [Текст]: офиц. текст // СЗ РФ. - 2008.
- Трудовой кодекс Российской
Федерации [Текст]: [принят Государственной
Думой 21 декабря 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию
на 22 сентября 2009 г. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 188
с. - (Кодексы Российской Федерации). - 12
000 экз. - ISBN 978-5-370-01658-5.
- Федеральный закон № 81-ФЗ от
19 мая 1995 г. "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей" (в ред. от
22 декабря 2006г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009.
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 06.02.93 № 105 “О
новых нормах предельно допустимых нагрузок
для женщин при подъеме и перемещении
тяжестей вручную" (в ред. от 22 июля 2006г)
[Текст] // СЗ РФ. - 2009.
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 25.02.00 № 162 “Об
утверждении Перечня тяжелых работ и работ
с вредными или опасными условиями труда,
при выполнении которых запрещается применение
труда женщин” (в ред. от 9 декабря 2008г)
[Текст] // СЗ РФ. - 2009.
- Постановление Правительства
РФ № 6 от 8 января 1996 г. "О концепции
улучшения положения женщин в Российской
Федерации" (в ред. от 25 декабря 2006 г)
[Текст] // СЗ РФ. - 2008.
- Постановление Правительства
РФ N 172 от 21 марта 2007 г. "О федеральной
целевой программе "Дети России"
на 2007 - 2010 годы" (с изменениями от 23 июля
2009 г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009.
- Анисимов Л.Н. Особенности регулирования
труда отдельных категорий работников
в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г.
№ 90-ФЗ [Текст] / Л.Н. Анисимов. // Трудовое
право. - 2006. - N12. - С.26 - 33.
- Ванюхин В. Беременность по
закону [Текст] / В. Ванюхин. // Корпоративный
юрист. -2007. - N11. - С.16 - 17.
- Егоров, В. Бремя беременности
[Текст] / В. Егоров. // "эж-ЮРИСТ". - 2009. - N30. - С.15 - 23.
- Желтов О.Б. Охрана труда лиц с семейными обязанностями по трудовому законодательству РФ [Текст] / О.Б. Желтов. // Охрана прав несовершеннолетних и развитие законодательства о семье. Материалы конференции 19 декабря 2008 г. - 2009. - С.21 - 25.
- Ильина О.Ю. К вопросу о равенстве
мужчины и женщины в семейных правоотношениях
[Текст] / О.Ю. Ильина. // Современное право.
- 2007. - N8. -С.75 - 79.
- Колосовский А.В. Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение [Текст] / А.В. Колосовский. // Трудовое право. -2008. - N3. - С.42 - 47.
- Петров А.Я. Изменение трудового
договора [Текст]: вопросы теории и практики,
совершенствование главы 12 Трудового
кодекса РФ / А.Я. Петров. // Законодательство
и экономика. - 2009. - N5. - С.5 - 11.
- Петров А.Я. Особенности правового
регулирования труда работников нефтегазовой
отрасли [Текст] / А.Я. Петров. // Трудовое
право. - 2008. - N5. - С.50 - 59.
- Петров А.Я. Особенности правового
регулирования трудовых отношений отдельных
категорий работников и система российского
трудового права [Текст] / А.Я. Петров. //
Трудовое право. - 2007. - N10. - С.16 - 31.
- Петров А.Я. Особенности правового
регулирования трудовых отношений отдельных
категорий работников и система российского
трудового права [Текст] / А.Я. Петров. -
// Трудовое право. - 2008. - N10. - С.16 - 32.
- Петрушина С.Н. Особая охрана
труда женщин и лиц с семейными обязанностями
[Текст] / С.Н. Петрушина. // Труды филиала
МГЮА в г. Вологде. - Вып.7. - Вологда, 2008. - С.143 - 155.
- Решетникова А. Защита прав
женщин в сфере трудовых отношений [Текст]
/ А. Решетникова. // Юрист. - 2008. - N5. - С.23 -
26.
- Сонин А.И. По итогам I полугодия
2008 года Государственной инспекцией труда
выявлено более 76 тысяч различных нарушений
[Текст] / А.И. Сонин. // Журнал российского
права. - 2008. - N10. - С.21 - 27.
- Суняева Р.Л. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями [Текст] / Р.Л. Суняева. // Гражданин и право. - 2007. - N6. - С.58 - 70.
- Ташбекова И.Ю. Государственная политика России в конце ХХ века в регулировании труда несовершеннолетних и женщин [Текст] // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. - М.: Юрист, 2008, вып.8 Т.2. - С.737 - 740.
- Шептулина Н.Н. Защита материнства
нормами трудового права [Текст] / Н.Н. Шептулина.
// Журнал российского права. - 2008. - N9. - С.68
- 76.
- Шептулина Н.Н. Особенности
регулирования труда отдельных категорий
работников [Текст] / Н.Н. Шептулина. // Трудовое право. - 2004. - N6. -С.21.