Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Срочный трудовой договор - это один из видов трудовых договоров, заключаемый на определенный срок по инициативе работника или работодателя. Как правило, срочные договора заключаются на срок не превышающий пяти лет. Срок срочного трудового договора может превышать указанный лишь в случаях, установленных ТК РФ и (или) иными федеральными законами (см. ст. 58 ТК РФ).

Файлы: 1 файл

контрольная по трудовому праву укороченный вариант.docx

— 51.90 Кб (Скачать файл)

1) в связи  с отстранением от должности  руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи  с принятием уполномоченным органом  юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;

3) по иным  основаниям, предусмотренным трудовым  договором. Если же руководитель желает досрочно расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, то он должен предупредить об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц, а не за две недели, как остальные работники.

Особенности регулирования  труда государственных гражданских  служащих

        Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная , правоохранительная и государственная гражданская служба.

        Военная и правоохранительная службы являются разновидностями федеральной государственной службы и поэтому регулируются исключительно федеральным законодательством.

     Государственная гражданская служба делится на:

- федеральную государственную  гражданскую службу, регулируемую  федеральным законодательством;

- государственную гражданскую  службу субъекта РФ, регулируемую  совместно Российской Федерацией  и ее субъектами. Поэтому ее  регулирование осуществляется как  федеральным законодательством,  так и соответствующим ему  законодательством субъектов РФ.

         Закон N 79-ФЗ является базовым федеральным законодательным актом о государственной гражданской службе. Именно он определяет предмет любого комплексного законодательного акта субъектов РФ в области правового регулирования гражданской службы.

     Поступление на государственную службу

      Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13 Закона N 79-ФЗ).

     Пунктом 1 ст. 21 Закона N 79-ФЗ установлены общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы: на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям,

установленным настоящим Федеральным  законом. Квалификационными 

требованиями в соответствии со ст. 12 Закона N 79-ФЗ являются требования к:

- уровню профессионального образования;

- стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу  (опыту) работы по специальности;

- профессиональным знаниям и  навыкам, необходимым для исполнения  должностных обязанностей.

      Но в Законе N 79-ФЗ также содержатся ограничения (ст. 16) и основания для отказа в приеме или прохождении службы (ст. 17). Например, родственные и свойственные отношения (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим в случае непосредственной подконтрольности или подотчетности являются причиной, по которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

      В ст. 22 Закона N 79-ФЗ закреплено положение, согласно которому замещение любых должностей государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе.

    Сама процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации". Согласно Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденному этим Указом, конкурс проводится в два этапа.

      Служебный контракт

     Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя (им может быть руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, представитель указанных руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ (ст. 1 Закона N 79-ФЗ)) и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Он заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ N 159 <3>.

       При заключении служебного контракта особое внимание уделяется существенным условиям, указанным в ст. 24 Закона N 79-ФЗ:

- наименование замещаемой должности  гражданской службы с указанием  подразделения государственного  органа;

- дата начала исполнения должностных  обязанностей;

- права и обязанности гражданского  служащего, должностной регламент  (в Законе N 79-ФЗ не содержится  определения должностного регламента, установлено только, что в соответствии  с ним осуществляется профессиональная  служебная деятельность гражданского  служащего (п. 1 ст. 47), причем утверждается  должностной регламент представителем  нанимателя);

- виды и условия медицинского  страхования гражданского служащего  и иные виды его страхования;

- права и обязанности представителя  нанимателя;

- условия профессиональной служебной  деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную  служебную деятельность в тяжелых,  вредных и (или) опасных условиях;

- режим служебного времени и  времени отдыха (если он для  гражданского служащего отличается  от служебного распорядка государственного  органа);

- условия оплаты труда (размер  должностного оклада гражданского  служащего, надбавки и другие  выплаты, в том числе связанные  с результативностью его профессиональной  служебной деятельности);

- виды и условия социального  страхования, связанные с профессиональной  служебной деятельностью.

       Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Примечание. Служебный контракт заключается  на основе приказа (распоряжения) государственного органа о назначении на должность  гражданской службы (ст. 26 Закона N 79-ФЗ) в отличие от трудовых отношений, при которых приказ о приеме на работу издается на основании заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ).

         При достижении гражданским служащим, с которым заключен служебный контракт на неопределенный срок, возраста 60 лет указанный контракт перезаключается на срок от года до пяти лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет не допускается. Но с такими гражданскими служащими по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина можно заключить срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

       Испытательный срок для госслужащих

      При издании приказа (распоряжения) о назначении на должность необходимо указать условие об испытании. Такое условие также должно быть зафиксировано и в служебном контракте (ст. 27 Закона N 79-ФЗ). Если в приказе отсутствует условие об установлении испытательного срока, это означает, что он не установлен и гражданский служащий принят на государственную службу без испытания.

     Одной из особенностей испытательного срока для государственных служащих является его продолжительность. Срок испытания может быть от трех месяцев до года. Для гражданских служащих, назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, испытание может устанавливаться на срок от трех до шести месяцев.

     Испытание не устанавливается:

- для беременных женщин - гражданских  служащих;

- для граждан, окончивших обучение  в образовательных учреждениях  профессионального образования  и впервые поступающих на гражданскую  службу в соответствии с договором  на обучение с обязательством  последующего прохождения гражданской  службы;

- для граждан и гражданских  служащих при замещении должностей  гражданской службы категорий  "руководители" и "помощники  (советники)", которые замещаются  на определенный срок полномочий;

- для государственных служащих, назначенных на должности гражданской  службы в порядке перевода  в связи с реорганизацией или  ликвидацией государственного органа  либо сокращением должностей  гражданской службы;

- в иных случаях, предусмотренных  другими федеральными законами.

        По окончании испытательного срока при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин согласно ст. 11 Закона N 79-ФЗ.

       Если результаты испытания не удовлетворяют представителя нанимателя, он либо предоставляет гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы, либо до истечения срока испытания расторгает служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

       Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта

      Представитель нанимателя вправе в связи с изменением профессиональной служебной деятельности в государственном органе в одностороннем порядке изменить существенные условия служебного контракта гражданскому служащему при продолжении им профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей (ст. 29 Закона N 79-ФЗ). О таком изменении условий контракта представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего не позднее чем за два месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.

      Если от замещения иной должности государственной службы служащий отказывается, то представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ ("отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта").

        Прекращение служебного контракта

        Прекращение служебного контракта с государственными служащими основано на тех же принципах, которые заложены в ТК РФ:

- исчерпывающий перечень возможных  оснований для расторжения служебного  контракта;

- неравенство сторон служебного  контракта в решении вопроса  о его прекращении (возможности  представителя нанимателя ограничены  по сравнению с гражданским  служащим);

- обязанность представителя нанимателя  информировать выборный профсоюзный  орган о расторжении служебного  контракта по отдельным основаниям.

       Как видно, прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы - это не равнозначные понятия.

В ст. 33 Закона N 79-ФЗ установлены общие  основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской  службы, то есть такие основания, которые  могут быть применены ко всем гражданским  служащим независимо от замещаемой ими  должности гражданской службы, ее категории и группы.

      При переводе государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности, прежний служебный контракт с ним прекращается, но с гражданской службы он не увольняется, потому что с ним заключается новый служебный контракт на основании акта о переводе в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

  1. Регулирование труда педагогических работников; лиц, работающих по совместительству; сезонных и временных работников.

Информация о работе Особенности регулирования труда отдельных категорий работников