Ответственность за нарушения законодательных актов и нормативных документов по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда. В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ОХРАНА РЕФЕРАТ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.

Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность  за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:

- для должностных лиц - наложение  административного штрафа в размере  от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, - наложение административного  штрафа в размере от десяти  до двадцати минимальных размеров  оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- для юридических лиц - наложение  административного штрафа в размере  от ста до двухсот минимальных  размеров оплаты труда или  административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в  соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются  государственными органами по энергетическому  надзору

Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.

КоАП РФ предусмотрена также  административная ответственность  для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:

«Статья 19.4. Неповиновение законному  распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль)

1. Неповиновение законному распоряжению  или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан  в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного  предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Невыполнение в установленный  срок законного предписания (постановления,  представления, решения) органа (должностного  лица), осуществляющего государственный  надзор (контроль), об устранении  нарушений законодательства -

влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию  на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное  представление в государственный  орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено  законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда». Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:

должностные лица федеральных инспекций  охраны труда в соответствии с  пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора  в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим  состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена  ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так частью 1 данной статьи установлена  ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:

для граждан - предупреждение или наложение  административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

для должностных лиц - наложение  административного штрафа в размере  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда;

 для лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

 для юридических лиц - наложение  административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Во второй части статьи предусмотрена  ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:

для граждан - в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

 для должностных лиц - от  двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

 для юридических лиц - от  двухсот до трехсот минимальных  размеров оплаты труда.

Частью 3 данной статьи предусматривается  ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:

 для граждан - в размере  от пятнадцати до двадцати  минимальных размеров оплаты  труда;

 для должностных лиц - от  тридцати до сорока минимальных  размеров оплаты труда;

 для юридических лиц - от  трехсот до четырехсот минимальных  размеров оплаты труда.

В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:

 для граждан - в размере  от трех до пяти минимальных  размеров оплаты труда;

 для должностных лиц - от  пяти до десяти минимальных  размеров оплаты труда;

 для юридических лиц - от  пятидесяти до ста минимальных  размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают  в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный  пожарный надзор.

При разграничении административного  правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное  лицом, на котором лежали обязанности  по соблюдению этих правил, если это  повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ. 
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

УК РФ предусмотрена ответственность  за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда можно отнести следующие:

 статья 143 УК РФ нарушение  правил охраны труда;

 статья 215 УК РФ Нарушение  правил безопасности на объектах  атомной энергетики;

 статья 216 УК РФ. Нарушение правил  безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;

 статья 217 УК РФ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;

 статья 218 УК РФ. Нарушение правил  учета, хранения, перевозки и использования  взрывчатых, легковоспламеняющихся  веществ и пиротехнических изделий;

 статья 219 УК РФ. Нарушение правил  пожарной безопасности.

Спецификой уголовной ответственности  является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной  ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым  относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

Статья 143 УК РФ:

«1 Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере  до двухсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по  неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы  на срок до трех лет с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Субъектами (виновными лицами) по данному  преступлению могут быть лица, на которых  в силу их служебного положения или  по специальному распоряжению, непосредственно  возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года №1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ»).

К таким лицам относятся:

 индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;

 руководитель организации, его  заместители,

 должностные лица организаций  или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.

За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай.

Руководители организации, должностные  лица в подобных случаях могут  быть привлечены к ответственности  за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ).

Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которых  при нарушении правил охраны труда  был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности. Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью – если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Разграничение таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ) и преступлений, предусмотренных  статьями 285, 293 УК РФ должна проводиться  исходя из обязанностей, возложенных  на конкретное должностное лицо Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. А субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.

Информация о работе Ответственность за нарушения законодательных актов и нормативных документов по охране труда