Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:20, курсовая работа
Согласно Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью ее граждан. В настоящее время происходит планомерное сокращение вооруженных сил. Причины этого разные: и окончание холодной войны, когда отпала необходимость поддерживать паритет между противостоящими блоками (фактически между СССР и США), и тяжелое состояние экономики России, из-за чего наша страна просто не в состоянии содержать большую армию. Но, несмотря на все сокращения, Вооруженные Силы остаются существенной частью общества, а военнослужащие - неотъемлемой частью народа.
ВВЕДЕНИЕ 3
(1. Пенсии за выслугу лет 5
(2. Пенсии по инвалидности 17
(3. Пенсии по случаю потери кормильца 25
(4. Случаи получения нескольких пенсий 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ 3
(1. Пенсии за выслугу лет 5
(2. Пенсии по инвалидности 17
(3. Пенсии по случаю потери кормильца 25
(4. Случаи получения нескольких пенсий
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
В В Е Д Е Н И Е
Согласно Конституции РФ, защита Отечества
является долгом и обязанностью ее граждан.
В настоящее время происходит планомерное
сокращение вооруженных сил. Причины этого
разные: и окончание холодной войны, когда
отпала необходимость поддерживать паритет
между противостоящими блоками (фактически
между СССР и США), и тяжелое состояние
экономики России, из-за чего наша страна
просто не в состоянии содержать большую
армию. Но, несмотря на все сокращения,
Вооруженные Силы остаются существенной
частью общества, а военнослужащие - неотъемлемой
частью народа.
Пенсионное обеспечение военнослужащих
и членов их семей занимает особое место
в системе пенсионного обеспечения. Специфика
работы военнослужащих состоит в особо
сложных зачастую условиях труда, повышенном
риске. Поэтому вполне логичным является
обеспечение военнослужащих дополнительными
социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие
вправе рассчитывать на дополнительную
заботу со стороны общества и государства,
в которой они особенно нуждаются в условиях
экономического кризиса, инфляции, роста
цен1.
С повышенным риском связано и дополнительное
пенсионное обеспечение членов семей
военнослужащих, которое неотделимо от
социальной защиты самих военнослужащих.
Все вышеизложенное и объясняет актуальность
данной курсовой работы. Структурно данная
работа будет состоять из четырех параграфов.
В первом будут рассмотрены вопросы, связанные
с назначением, исчислением и выплатой
основной пенсии военнослужащих - пенсии
за выслугу лет. Второй будет посвящен
той категории военнослужащих, которые
стали инвалидами на военной службе или
вскоре после нее, соответственно, получили
право на пенсию по инвалидности. Военная
служба, как уже подчеркивалось выше, связана
с особым риском, военнослужащий может
не только получить травму, но и погибнуть.
В таком случае члены его семьи получают
право на пенсию по случаю потери кормильца,
которая будет рассмотрена в третьем параграфе.
Общий принцип пенсионного обеспечения
в РФ заключается в том, что все имеют право
только на одну пенсию. Однако, из этого
правила существуют некоторые исключения,
которые будут рассмотрены мной в четвертом
параграфе.
(1. Пенсии за выслугу лет.
Основным законом, регулирующим право
военнослужащих на пенсионное обеспечение,
является Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей" от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Вместе с тем, необходимо отметить, что
право лиц, получающих пенсию, назначенную
до 1 февраля 1993 г. по по Закону СССР "О
пенсионном обеспечении военнослужащих",
принятому в 1990 г., не пересматривается
(п. 2 постановления от 12 февраля 1993 г.).
Всем пенсионерам, имеющим право на более
высокую пенсию по Закону от 12 февраля
1993 г., произведен ее перерасчет.
Пенсионное обеспечение по Закону "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу..." осуществляется в
зависимости от последнего места службы
Министерством обороны, Министерством
внутренних дел и Федеральной службой
безопасности РФ (ст. 11).
Круг лиц, на которых распространяется
действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
достаточно широк (ст. 2, 3). Условия, нормы
и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные
этим Законом, распространяются на лиц,
проживающих в РФ, а при определенных условиях
и за ее пределами (ст. 1).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих
на территории РФ, которые проходили военную
службу и службу в органах внутренних
дел в государствах, как являющихся, так
и не являющихся участниками СНГ, а также
семей этих лиц осуществляется в порядке,
предусмотренном заключенными с этими
государствами договорами (соглашениями).
Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
предусматривает три основных вида пенсии:
за выслугу лет, по инвалидности и в случае
потери кормильца. Лицам, имеющим одновременно
право на различный государственные пенсии,
назначается одна пенсия по их выбору
с учетом исключения, установленного Законом.
Кроме того следует отметить, что родители
погибших военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву, получают пенсию
по случаю потери кормильца не по данному
закону, а по общему Закону РФ "О государственных
пенсиях" от 20 ноября 1990 г. № 340-1.
Помимо военнослужащих, право на пенсионное
обеспечение по Закону РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу..." имеют еще некоторые категорий
приравненных к ним лиц. Здесь необходимо
отметить, что часть из них предусматривается
самим законом "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу...",
а часть - другими нормативными актами,
что, на мой взгляд, является не совсем
логичным. К первой категории лиц относятся:
служащие МВД, ФСБ и органов уголовно-исполнительной
системы. Ко второй - сотрудники органов
налоговой полиции, органов прокуратуры
и таможни.
Пенсия за выслугу лет - особый вид пенсий
в нашем законодательстве. В отличие от
пенсий по старости основанием для назначения
пенсии в данном случае является не достижение
трудящимся определенного возраста, а
наличие определенного стажа работы.
Пенсии за выслугу лет предусмотрены не
только Законом РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу...",
но и Законом РФ "О государственных
пенсиях" для таких категорий лиц, как
учителя, врачи, артисты, летчики гражданской
авиации, спасатели и др. Однако, в отличие
от Закона РФ "О государственных пенсиях",
для Закона РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
пенсии за выслугу лет являются основным
видом пенсий.
Пенсия за выслугу лет служит формой материального
обеспечения таких категорий работников,
которые в силу особого характера профессии
не могут продолжать свою трудовую деятельность
в силу особых требований к состоянию
здоровья, предъявляемых для работы по
данной профессии, либо в силу определенных
возрастных изменений, делающих невозможным
продолжение данной деятельности, либо
в силу высокой вероятности, в случае продолжения
такой деятельности, наступления необратимых
последствий для здоровья или наступления
инвалидности2. Пенсия по выслуге лет назначается
с целью освободить лицо от продолжения
работы, компенсировать в значительной
степени утраченный заработок в связи
с переходом на другую работу или полным
прекращением трудовой деятельности3.
Право на пенсию за выслугу лет по Закону
РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу..." приобретают:
- лица, указанные в статье 1 настоящего
Закона, имеющие на день увольнения со
службы выслугу на военной службе, и (или)
на службе в органах внутренних дел, и
(или) на службе в учреждениях и органах
уголовно - исполнительной системы 20 лет
и более;
При наличии выслуги требуемой продолжительности
пенсия может быть назначена независимо
от возраста на день увольнения со службы.
Так, при льготном исчислении сроков выслуги
право на пенсию может быть приобретено
в возрасте 35 лет и даже ранее (п. "а"
ст. 13);
- лица, указанные в статье 1 настоящего
Закона, уволенные со службы по достижении
предельного возраста пребывания на службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно
- штатными мероприятиями и достигшие
на день увольнения 45-летнего возраста,
имеющие общий трудовой стаж 25 календарных
лет и более, из которых не менее 12 лет
шести месяцев составляет военная служба,
и (или) служба в органах внутренних дел,
и (или) служба в учреждениях и органах
уголовно - исполнительной системы (п.
"б" ст. 13). Лицам, уволенным со службы
по иным основаниям, а также не достигшим
на день увольнения 45 лет, пенсия при неполной
выслуге не может быть назначена.
Порядок исчисления выслуги лет военнослужащих
определяется Правительством РФ. Правительством
РФ принято 22 сентября 1993 г. Постановление
№ 941 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту
в качестве солдат, матросов, сержантов
и старшин либо службу в органах внутренних
дел, и их семьям в РФ". Данное постановление
устанавливает исчерпывающий перечень
служебной деятельности, засчитываемой
лицам рядового и начальствующего состава
в выслугу лет, с указанием видов службы,
засчитываемой на льготном основании;
определяет порядок исчисления денежного
довольствия; разрешает некоторые другие
вопросы.
Пенсия устанавливается в следующих размерах:
- лицам, имеющим выслугу 20 и более лет,
за 20 лет выслуги - 50% соответствующих сумм
денежного довольствия; за каждый год
выслуги свыше 20 лет - 3% сумм денежного
довольствия, но всего не более 85% этих
сумм;
- лицам, имеющим общий трудовой стаж 25
календарных лет и более, из которых не
менее 12 лет 6 месяцев составляет военная
служба и (или) служба в органах внутренних
дел, и (или) служба в учреждениях уголовно-исполнительной
системы, за 25-летний общий трудовой стаж
- 50% соответствующих сумм денежного довольствия;
за каждый год стажа свыше 25 лет - 1% указанных
сумм (ст.14).
Пенсия за выслугу лет не может быть менее
установленного законодательством РФ
минимального размера пенсии по старости.
Инвалидам вследствие военной травмы
пенсия за выслугу лет увеличивается на
сумму минимального размера пенсии по
инвалидности, предусмотренного данным
Законом для инвалидов соответствующей
группы.
К пенсии за выслугу лет (в том числе исчисленной
в минимальном размере) начисляются следующие
надбавки:
- на уход за пенсионером-инвалидом 1 группы
либо достигшим 80-летнего возраста, а также
пенсионерам, которые по состоянию здоровья
в соответствии с заключением лечебного
учреждения нуждаются в постоянном постороннем
уходе (помощи, надзоре). Размер надбавки
составляет две трети минимального размера
пенсий по старости, устанавливаемого
законодательством РФ.
- неработающим пенсионерам, достигшим
55-летнего возраста либо являющимися инвалидами
и имеющим на своем иждивении нетрудоспособных
членов семьи, указанных в ст. ст. 29, 31, 33
и 34 Закона. Размер этой надбавки составляет
две трети, а если член семьи - инвалид
III группы, то 50 % минимального размера
пенсии по старости на каждого. Надбавка
начисляется при условии, если иждивенцы
не получают трудовой или социальной пенсии.
Лицам, прослужившие определенный срок
в Вооруженных силах, но не имеющим права
на пенсию по выслуге лет, назначается
пенсия по общим основаниям, установленным
Законом РФ "О государственных пенсиях".
При этом военная служба подлежит включению
только в общий трудовой стаж.
Вместе с тем, Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" предусматривает существенные
социальные выплаты ежемесячного характера
при увольнении военнослужащих без права
на пенсию. Если военнослужащие, проходившие
военную службу по контракту, увольняются
по достижении предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными
мероприятиями без права на пенсию, имея
общую продолжительность военной службы
менее 15 лет, за ними в течение одного года
после увольнения сохраняется выплата
оклада по воинскому званию. Указанным
военнослужащим, имеющим общую продолжительность
военной службы от 15 до 20 лет, выплачивается
ежемесячное социально пособие. Размер
которого при общей продолжительности
военной службы в 15 лет составляет 40% суммы
оклада денежного содержания и увеличивается
на 3% этого оклада за каждый год службы
свыше 15 лет (ч. 4 ст. 23 Закона).
Практика показывает, что наибольшие сложности
у бывших военнослужащих возникают при
исчислении пенсий за выслугу лет. Денежное
довольствие для исчисления пенсии учитывается
по правилам ст. 43 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу...", а также п. 8-12 постановления
Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. В
него включаются оклады по должности,
воинскому и специальному званию (без
учета повышения окладов за службу в отдаленных,
высокогорных местностях и в других особых
условиях) и процентная надбавка за выслугу
лет, а также выплаты в связи с индексацией
денежного довольствия. Учитывается также
месячная стоимость соответствующего
продовольственного пайка. Определенное
таким образом денежное довольствие принимается
во внимание при исчислении пенсии полностью,
если оно не превышает 10-кратного при исчислении
пенсии полностью, установленного законодательством.
Часть денежного довольствия, превышающая
10-кратный минимум оплаты труда учитывается
в размере 50 %.
Таким образом, исчисление пенсии за выслугу
лет можно производить по следующей формуле:
? = a + b + c + d,
где: а - оклад по воинскому званию,
в - должностной оклад,
с - процентная ставка за выслугу лет,
d - стоимость продовольственного пайка.
Дальнейший расчет пенсии осуществляется
следующим образом:
Е = + 10 min размеров оплаты труда,
где Е - пенсия военнослужащего, которую
ему определяет финансовый орган военного
комиссариата4.
Исчисленная таким образом пенсия периодически
индексируется по мере увеличения денежного
довольствия кадровым военнослужащим.
Заявления о назначении пенсий представляются
в пенсионные органы (органы социальной
защиты населения) вместе с соответствующими
документами, необходимыми для решения
данного вопроса.
Заявления и поступившие вместе с ними
документы для назначения пенсий лицам,
имеющим право на получение пенсии по
Закону "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу...", рассматриваются
пенсионными органами не позднее десяти
дней со дня поступления заявления либо
не позднее десяти дней после поступления
недостающих документов, не представленных
при подаче заявления. Днем обращения
за назначением пенсии считается день
подачи в соответствующий пенсионный
орган заявления о назначении пенсии со
всеми необходимыми документами, а при
пересылке заявления и документов по почте
- дата их отправления (ст. 54).
Пенсионерам, проживающим в местностях,
где к заработной плате рабочих и служащих
устанавливаются районные коэффициенты,
пенсии, надбавки и повышения, исчисленные
по правилам Закона (кроме повышений, предусмотренных
ст. 45), исчисляются с применением соответствующего
районного коэффициента, установленного
в данной местности для рабочих и служащих
непроизводственных отраслей5. Порядок
учета районного коэффициента для военнослужащих
определяется п. 16-1 Постановления Правительства
РФ № 941, внесенным в него Постановлением
Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 434
"О внесении изменений и дополнений
в решения Правительства РФ по вопросам
пенсионного обеспечения лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, налоговой полиции, и их семей".
Кроме того Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
предусматривает дополнительное повышение
пенсий за выслугу лет, по инвалидности
и потере кормильца для некоторых категорий
пенсионеров, таких как: Герои Советского
Союза, РФ, участники Великой Отечественной
войны, незаконно репрессированные и др.
на сумму от 50 % минимальной пенсии по старости
или 15 % пенсии до 50 % пенсии, но не меньше,
чем 100 % минимальной пенсии по старости
(ст. 45).
Следует отметить, что ст. 45 в Закона РФ
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу..." достаточно неудачно
формулирует правило о повышении пенсий
указанным категориям граждан. Если в
отношении пенсий за выслугу лет и по инвалидности
все понятно, то с исчислением пенсии по
случаю потери кормильца на практике возникают
вопросы. Так, Лелюх обратилась в суд с
жалобой на действия военного комиссара
Новосибирской области, сославшись на
то, что ей и двоим ее несовершеннолетним
детям (1993 и 1994 года рождения) - членам семьи
погибшего 1 января 1995 г. Лелюха И., которому
Указом Президента РФ от 7 декабря 1995 г.
присвоено посмертно звание Героя РФ,
в нарушение требований закона отказано
в повышении назначенной по случаю потери
кормильца пенсии на 50 процентов. Октябрьский
районный суд г. Новосибирска в удовлетворении
жалобы Лелюх отказал. Разрешая жалобу
Лелюх и отказывая в ее удовлетворении,
суд исходил из того, что право на увеличение
размера пенсии, назначенной в соответствии
с названным Законом, принадлежит Герою
РФ, а не членам семьи погибшего Героя,
получающим пенсию по случаю потери кормильца.
В итоге, после долгих судебных разбирательств
жалоба Лелюх была удовлетворена Судебной
коллегией по гражданским делам Верховного
Суда РФ6. При этом Судебная коллегия Верховного
Суда, указав в определении, что повышению
на 50 % подлежит пенсия по случаю потери
кормильца не только для Героев РФ, но
и для членов его семьи, исходила скорее
из духа, чем из буквы закона, который такого
положения не содержит. Исходя из содержания
п. "а" ст. 45 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу..." пенсии повышаются на 50 % только
их получателям, являющимся Героями РФ.
Получателем же пенсии по случаю потери
кормильца естественно могут являться
только члены его семьи.
Пенсии выплачиваются по месту жительства
пенсионеров пенсионными органами Министерства
обороны РФ, Министерства внутренних дел
РФ и Министерства безопасности РФ через
соответствующие учреждения (филиалы)
Сберегательного банка РФ путем зачисления
сумм пенсии во вклады либо через предприятия
связи с доставкой на дом. По решению соответствующего
министерства, согласованному с Министерством
финансов РФ, пенсии могут выплачиваться
и в ином порядке (в том числе соответствующими
учреждениями и организациями на договорных
началах).
Особенностью постсоветского пространства
является значительное количество пенсионеров,
работавших долгое время на территории
других союзных республик, но по тем или
иным причинам переехавшим на постоянное
место жительства в РФ, и наоборот, граждан,
имеющих право на получение пенсий по
российским законам, но проживающим за
пределами РФ. Среди них значительное
число составляют военные пенсионеры.
Министерством обороны РФ осуществляется
пенсионное обеспечение проживающих постоянно
на территории России военнослужащих,
уволенных с военной службы из вооруженных
сил (армий, войск) и иных созданных в соответствии
с законодательством воинских формирований
других государств - участников Содружества
Независимых Государств и государств,
не входящих в состав этого Содружества,
с которыми РФ либо бывшим СССР заключены
соглашения (договоры) о социальном обеспечении
членов семей этих военнослужащих и пенсионеров
из их числа.
В настоящее время из числа государств
- участников Содружества Независимых
Государств такое соглашение с РФ заключили
Республика Армения, Республика Беларусь,
Республика Казахстан, Республика Кыргызстан,
Республика Молдова, Республика Таджикистан,
Туркменистан, Республика Узбекистан
и Украина7.
Особый порядок предусмотрен в отношении
выплат пенсий бывшим военнослужащим,
выехавшим за пределы РФ.
Законом РФ от 2 июля 1993 г. № 5381-1 "О выплате
пенсий гражданам, выезжающим на постоянное
жительство за пределы РФ", введенным
в действие с 1 июля 1993 года, предусмотрено,
что при выезде пенсионеров из РФ на постоянное
жительство в другие государства сумма
назначенной пенсии может переводиться
за границу в иностранной валюте по курсу
рубля, устанавливаемому Центральным
банком России на день совершения операции.
Принятым в соответствии с этим Законом
постановлением Правительства РФ от 19
августа 1994 г. № 981 утверждено Положение
о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим
на постоянное жительство за пределы РФ,
которым определен порядок их пенсионного
обеспечения перед выездом и в период
проживания за границей, включая оформление
документов для перевода им пенсий в иностранной
валюте.
Установленный названными Законом и Положением
порядок выплаты назначенных в России
пенсий гражданам, выехавшим за пределы
РФ, распространяется на пенсионеров из
числа военнослужащих и членов их семей,
получающих пенсии от Министерства обороны
РФ, при выезде их после 1 июля 1993 года на
постоянное жительство за границу.
Постановлением Конституционного Суда
РФ от 15 июня 1998 г. ? 18-П признаны не соответствующими
Конституции РФ статьи 2, 5 и 6 Закона РФ
от 2 июля 1993 г. "О выплате пенсий гражданам,
выезжающим на постоянное место жительства
за пределы РФ" в той мере, в какой допускается
лишение пенсионеров права на получение
назначенных им пенсий, если они выехали
на постоянное место жительства за границу
до 1 июля 1993 года либо после этой даты,
но не проживали непосредственно перед
выездом на территории РФ.
Таким образом, в настоящее время установленный
указанными выше Законом и постановлением
порядок выплаты назначенных пенсий пенсионерам,
выехавшим на постоянное жительство за
пределы РФ, распространяется и на пенсионеров
из числа военнослужащих и членов их семей,
получающих пенсии от Министерства обороны
РФ, при выезде их на постоянное жительство
за границу до 1 июля 1993 года с территории
РФ и после 21 августа 1991 года из государств
Балтии. При этом выплата пенсий указанным
лицам осуществляется по месту фактического
проживания за границей либо на территории
РФ путем зачисления во вклад в учреждениях
Сбербанка России8.
В случаях выезда пенсионеров из числа
военнослужащих и членов их семей (включая
проживавших в прибалтийских государствах)
на постоянное жительство за границу в
государства СНГ, с которыми 15 мая 1992 года
заключено Соглашение о порядке пенсионного
обеспечения военнослужащих и их семей
и государственного страхования военнослужащих,
их пенсионные дела направляются в соответствующие
военные комиссариаты этих государств
для продолжения выплаты пенсии. Пенсионные
дела пенсионеров, выехавших на постоянное
жительство в государства Балтии, высылаются
в соответствующие отделы социального
обеспечения при посольствах РФ в этих
государствах.
Для пенсионеров, бывших военнослужащих
Вооруженных сил СССР, проживающих в настоящее
время в странах Балтии, в соответствии
с постановлением Правительства РФ от
26 августа 1996 г. № 1006 "О возмещении расходов
по оплате жилья и коммунальных услуг
пенсионерам из числа военнослужащих
и членов их семей, проживающих в Латвийской
республике, Литовской республике и Эстонской
республике" в связи с высокой стоимостью
жилья в этих республиках выплачивается
дополнительно к пенсии соответственно:
25 лат, 125 лит и 550 крон9.
Пенсионерам, выехавшим на временное жительство
за границу либо выехавшим в другие государства
для оказания им технической и иной помощи,
для работы в учреждениях РФ за границей
или международных организациях, пенсии
выплачиваются в РФ на общих основаниях.
При выезде пенсионера за границу после
1 июля 1993 года выплата пенсии возобновляется
со дня прекращения выплаты военным комиссариатом
на территории России либо со дня обращения
с выплатой за прошлое время, но не более
чем за три года перед обращением.
(2. Пенсии по инвалидности
Право на пенсию по инвалидности имеют
лица, предусмотренные Законом РФ "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу...", если инвалидность
наступила в период прохождения службы
или не позднее трех месяцев после увольнения
со службы либо независимо от срока, прошедшего
после увольнения, но вследствие ранения,
контузии, увечья или заболевания, полученных
в период прохождения службы (ст. 19).
Действующее законодательство предусматривает
одно исключение, когда инвалидность наступила
до истечения трех месяцев со дня увольнения
с военной службы, хотя и не связана с ее
прохождением.
Офицер Семенов А.А., уволенный 10 ноября
1998 года, 5 февраля 1999 года попал в автокатастрофу
и получил травму, вследствие которой
признан инвалидом. Пенсия ему будет назначена
Министерством обороны, поскольку он стал
инвалидом до истечения трех месяцев после
увольнения с военной службы10.
Однако такие случаи редки. Как правило,
чаще всего инвалидность наступает в период
прохождения военной службы либо позже,
но вследствие ранения, контузии, увечья
или заболевания, полеченных в период
ее прохождения.
Следует отметить, что в прошлом обеспечение
военнослужащих рядового, сержантского
и старшинского состава срочной службы
осуществлялось в соответствии с Законом
СССР "О государственных пенсиях",
а пенсионное обеспечение генералов, адмиралов,
офицеров, военнослужащих рядового, сержантского
и старшинского состава сверхсрочной
службы и приравненных к ним лиц - в порядке
и размерах, устанавливаемых Советом Министров
СССР. В связи с этим кадровые военнослужащие
не могли получать пенсию по общему союзному
закону, для них действовала особая пенсионная
система.
Теперь ситуация изменилась. Все категории
военнослужащих могут обеспечиваться
пенсией по инвалидности как в соответствии
с Законом РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу...",
так и по Закону РФ "О государственных
пенсиях", если им это выгодно11.
Статья 21 Закона РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
предусматривает две категории инвалидов.
Принадлежность к той или иной из них сказывается
на уровне пенсионного обеспечения. К
первой категории относятся инвалиды
вследствие военной травмы. Это лица, ставшие
инвалидами вследствие ранения, контузии
или увечья, полученных при защите Родины
или при исполнении иных обязанностей
военной службы (служебных обязанностей),
либо вследствие заболевания, связанного
с пребыванием на фронте или прохождением
службы за границей в государствах, где
велись боевые действия. К инвалидам вследствие
военной травмы относятся также бывшие
военнослужащие, ставшие инвалидами следствие
ранения, контузии, увечья или заболевания,
полученных во время пребывания в плену
(при условии, если пленение не было добровольным
и военнослужащий, находясь в плену, не
совершил преступления против Родины)
либо во время пребывания; в действующей
армии в качестве воспитанников и юнг
(п. "а" ст. 21).
Термин "инвалидность вследствие военной
травмы" ("военная травма") был
впервые введен российским пенсионном
законом 1990 г. Он соответствует термину
"инвалидность вследствие ранения,
контузии или увечья, полученные при защите
СССР или при исполнении иных обязанностей
военной службы, либо вследствие заболевания,
связанного с пребыванием на фронте".
Наряду с обязанностями военной службы
военная травма может быть получена и
при исполнении "служебных обязанностей".
Последнее связано с тем, что некоторым
категориям граждан (служащим МВД, налоговой
полиции и др.) пенсии назначаются на равных
основаниях с военнослужащими.
При обращении к законодательству необходимо
учитывать смысловое различие между такими
понятиями как "инвалид Великой Отечественной
войны" и "инвалид вследствие военной
травмы". Каждый инвалид Великой Отечественной
войны является и инвалидом вследствие
военной травмы, но не наоборот. В пенсионном
обеспечении это имеет существенное значение.
Различия состоят в надбавках и повышении
пенсии12.
Ко второй категории относятся инвалиды
вследствие заболевания, полученного
в период военной службы. Под таким заболеванием
понимается увечье, полученное в результате
несчастного случая связанного с исполнением
обязанностей военной службы (служебных
обязанностей), либо заболевание, не связанное
с пребыванием на фронте или с прохождением
службы за границей в государствах, где
велись боевые действия (п. "б" ст.
21). В прошлом вместо причины инвалидности
"заболевание, полученное в период военной
службы", указывалось "увечье не связано
с исполнением обязанностей военной службы"
или "заболевание, не связано с пребыванием
на фронте".
Более детальное представление об исполнении
обязанностей военной службы дает ст.
37 Закона "О воинской обязанности и
военной службе". Этим понятием охватывается
как участие в боевых действиях, в учениях
и похода кораблей, выполнение приказа,
распоряжения или задачи, отданных или
поставленных командиром (начальником),
и т.п., так и, например, следование к месту
службы, лечения и обратно, нахождение
в положении заложника или интернированного,
оказание помощи правоохранительным органам
в обеспечении законности и правопорядка,
иные, помимо предусмотренных Законом,
действия военнослужащего, призванные
судом совершенными в интересах общества
и государства. Не признается исполняющим
обязанности военной службы военнослужащий,
например, добровольно приведший себя
в состояние наркотического или токсического
опьянения, совершающий предусмотренное
уголовным законом общественно опасное
деяние, совершающий самоубийство или
покушение на самоубийство, если эти действия
не были вызваны болезненным состоянием
или доведением до самоубийства, в других
случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 37 названного
Закона.
Партизаны Великой Отечественной и гражданской
войн, как уже отмечалось выше, считаются
военнослужащими, их пенсионное обеспечение
осуществляется как военнослужащих. Как
партизанам пенсии по инвалидности назначаются
членам подпольных организаций, боровшихся
с немецко-фашистскими захватчиками на
временно оккупированной территории СССР
в период Великой Отечественной войны
(разъяснение Госкомтруда СССР от 13 апреля
1981 г. №2).
Пенсия по инвалидности назначается независимо
от продолжительности военной службы,
службы в органах внутренних дел или учреждениях
уголовно-исполнительной системы. Однако
назначается и выплачивается она после
увольнения со службы (ст. 6 Закона РФ "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу..."). Пенсия устанавливается
в следующих размерах:
- инвалидам вследствие военной травмы
I и II групп - 85 %, III группы - 50% соответствующих
сумм денежного довольствия;
- инвалидам вследствие заболевания, полученного
в период военной службы, I и II групп - 75%,
III группы - 30% соответствующих сумм денежного
довольствия (ст. 22 этого Закона).
Пенсия вследствие военной травмы инвалидов
I и II групп не может быть ниже 300 %, а инвалидов
III группы - 150 % установленного законодательством
минимума пенсии по старости,
Для инвалидов I и II групп вследствие заболевания,
полученного в период военной службы,
минимум пенсии составляет 130%, а для инвалидов
III группы - 100% минимума пенсии по старости.
Вопросы назначения пенсий по инвалидности
призваны решать военно-врачебные комиссии
(ВВК) и бюро медико-социальной экспертизы
(бывшие ВТЭК).
Вопросы определения причин и группы инвалидности
бывших военнослужащих регулируются несколькими
нормативными актами, среди которых следует
прежде всего отметить Положение о военно-врачебной
экспертизе, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 390.
В соответствии с Положением о военно-врачебной
экспертизе военнослужащие перед увольнением,
как правило, направляются на освидетельствование
в ВВК, где определяется степень их годности
к военной службе, а в случае нарушения
здоровья устанавливается связано ли
это с прохождением службы.
ВВК выносит одно из следующих постановлений:
а) годен к военной службе;
б) годен к военной службе с незначительными
ограничениями;
в) ограниченно годен к военной службе
(что может служить основанием для увольнения
в запас по состоянию здоровья);
г) временно не годен к военной службе;
д) не годен к военной службе (что является
основанием для увольнения в запас по
состоянию здоровья);
е) подлежит обследованию с последующим
освидетельствованием.
При выявлении нарушений здоровья, препятствующих
дальнейшему прохождению службы или ограничивающих
годность к ней, ВВК устанавливает причинную
связь заболевания (увечья, ранения, травмы
или контузии).
По этому поводу ВВК выносит одно из следующих
постановлений:
а) военная травма:
б) заболевание получено в период прохождения
военной службы:
в) заболевание получено при исполнении
обязанностей военной службы (служебных
обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской
АЭС:
г) общее заболевание:
Заключение о причинной связи увечья ВВК
выносит в соответствии со справкой о
травме, выданной командиром воинской
части, в которой гражданин проходил службу
(военные сборы) в момент получения травмы.
Свидетельские показания могут быть приняты
ВВК во внимание только при наличии у потерпевшего
явных телесных повреждений и при условии,
что показания даны двумя и более свидетелями,
проходившими военную службу вместе с
ним. Факт прохождения совместной службы
заверяется командиром воинской части
или военным комиссариатом по месту жительства
свидетелей13.
При приеме на учет военнослужащего, уволенного
с военной службы по состоянию здоровья,
военный комиссариат обязан выдать ему
на руки свидетельство о болезни и направить
через соответствующее лечебное учреждение,
в котором он состоит на учете, на освидетельствование
в бюро медико-социальной экспертизы,
которое выносит заключение о группе его
инвалидности и сроке очередного переосвидетельствования.
При решении вопроса о причинной связи
инвалидности военнослужащих, уволенных
по состоянию здоровья и имеющих свидетельства
о болезни, бюро медико-социальной экспертизы
строго руководствуется заключениями
ВВК, зафиксированными в свидетельствах
о болезни, изменять которые оно не вправе.
Датой установления инвалидности считается
день поступления в бюро медико-социальной
экспертизы заявления бывшего военнослужащего
о признании его инвалидом с необходимыми
военно-медицинскими документами.
Инвалидность устанавливается до первого
числа месяца, следующего за тем месяцем,
на который назначено переосвидетельствование.
Бессрочно инвалидность устанавливается
мужчинам старше 60 лет и женщинам старше
55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими
дефектами и некоторым другим категориям.
В случае несогласия военнослужащего
с заключением медико-социальной экспертизы
он может обжаловать его в вышестоящее
бюро, решение которого является окончательным.
По общему правилу пенсии по инвалидности
уволенным военнослужащим назначаются
и выплачиваются в течение всего периода,
на который установлена инвалидность.
Военнослужащие с заявлениями о назначении
пенсии и документами обращаются в военные
комиссариаты районов по месту жительства.
Для назначения пенсии военный комиссариат
района оформляет и представляет в военный
комиссариат области (края, республики)
следующие документы:
- заявление установленной формы;
- расчетную книжку или заменяющий ее документ;
- выписку из акта освидетельствования
в бюро медико-социальной экспертизы об
установлении группы и причины инвалидности;
- личное дело военнослужащего или выписку
из находящегося в личном деле приказа
об увольнении с военной службы и копию
послужного списка, а на военнослужащего,
уволенного по состоянию здоровья, еще
и копию свидетельства о болезни.
На военнослужащих, уволенных по другим
основаниям, не имеющих свидетельства
о болезни, дополнительно представляются
военно-медицинские документы, послужившие
основанием для установления причины
инвалидности.
Кроме того, на военнослужащих, имеющих
право на надбавки и повышения к пенсии
по инвалидности, представляются соответствующие
документы, подтверждающие их право на
эти надбавки и повышения (выписка из паспорта,
справки из жилищно-эксплуатационных
организаций о составе семьи, копии удостоверений
и свидетельств о праве на льготы и др.)
(3. Пенсии по случаю потери кормильца
Законодательство о социальной защите
военнослужащих предусматривает не только
широкие выплаты самим военнослужащим,
связанные с повышенным риском прохождения
военной службы, но и значительные гарантии
членам их семей, потерявшим кормильца.
Выплата пенсий по случаю потери кормильца
регулируется помимо раздела IV Закона
РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу...", разделом IV Закона
РФ "О государственных пенсиях".
Пенсия по Закону РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
назначается, если кормилец умер (погиб)
во время прохождения службы или не позднее
трех месяцев со дня увольнения со службы
либо позднее этого срока, но вследствие
ранения, контузии, увечья или заболевания,
полученных в период прохождения службы.
Семьям пенсионеров пенсия назначается,
если кормилец умер в период получения
пенсии или не позднее пяти лет после прекращения
выплаты ему пенсии. Семьи бывших военнослужащих,
умерших во время пребывания в плену, если
пленение не было добровольным и военнослужащий,
находясь в плену, не совершил преступления
против Родины, а также семьи военнослужащих,
пропавших в период военных действий,
приравниваются к семьям погибших на фронте.
По общему правилу право на пенсию по случаю
потери кормильца имеют нетрудоспособные
члены семьи, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
- дети, братья, сестры и внуки, не достигшие
18 лет или старше этого возраста, если
они стали инвалидами до достижения 18
лет, а проходящие обучение в образовательных
учреждениях с отрывом от производства
(кроме учебных заведений, обучающиеся
в которых считаются состоящими на военной
службе или на службе в органах внутренних
дел), до окончания обучения. Но не долее
чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Братья, сестры и внуки имеют право на
пенсию, если у них нет трудоспособных
родителей (п. "а" ст. 29);
- отец, мать и супруг, если они достигли
возраста: мужчины - 60 лет, женщины -55 лет
либо являются инвалидами (п. "б" ст.
29);
- супруг или один из родителей либо дед,
бабушка, брат или сестра независимо от
возраста и трудоспособности, если он
(она) занят уходом за детьми, братьями,
сестрами или внуками умершего кормильца,
не достигшими 14-летнего возраста (п. "в"
ст. 29);
- дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые
по закону обязаны их содержать (п. "г"
ст. 29).
Закон предусматривает также право на
пенсию на льготных условиях. Матерям
и женам лиц, умерших вследствие военной
травмы (т.е. от причин, предусмотренных
п. "а" ст. 21), пенсия назначается по
достижении ими 50-летнего возраста. Жены
лиц, умерших вследствие тех же причин,
занятые уходом за детьми умершего, не
достигшими 8 лет, имеют право на пенсию
независимо от возраста, трудоспособности
и от того, работают они или нет (ст. 30).
Закон содержит также нормы о праве на
пенсию усыновителей наравне с родителями,
а усыновленных, пасынков и падчериц -
наравне с родными детьми, о праве на пенсию
за отчима и мачеху наравне с отцом и матерью
при условии, если они воспитывали или
содержали умершего пасынка или падчерицу
не менее пяти лет, а также о том, что пенсия,
назначенная супругу умершего, выплачивается
и при вступлении в новый брак (ст. ст. 33-35).
Из общего правила о том, что пенсия назначается
нетрудоспособным членам семьи, находившимся
на иждивении умершего, закон делает исключения.
Независимо от нахождения на иждивении
кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным
детям; нетрудоспособным родителям и супругу,
если они после смерти кормильца утратили
источник средств к существованию; супругу,
одному из родителей или другому члену
семьи из предусмотренных в п. "в"
ст. 29. Независимо от факта иждивенства
назначается также пенсия нетрудоспособным
родителям и супругу кормильца, умершего
вследствие военной травмы.
Пенсия устанавливается:
- в размере 40% денежного довольствия кормильца
на каждого нетрудоспособного члена семьи,
если кормилец умер вследствие военной
травмы. По таким же нормам устанавливается
пенсия семьям умерших пенсионеров, независимо
от причин их смерти, если на день смерти
они были инвалидами вследствие военной
травмы, а также на их детей, потерявших
обоих родителей (п. "а" ст. 36);
- в размере 30% денежного довольствия кормильца
на каждого нетрудоспособного члена семьи,
если он умер вследствие заболевания,
полученного в период военной службы (п.
"б" ст. 36).
Семьям пенсионеров пенсия исчисляется
из денежного довольствия кормильца, из
которого ему была исчислена (пересчитана)
либо подлежала перерасчету пенсия (ст.
44).
Минимальные размеры пенсий по случаю
потери кормильца составляют: исчисленные
в соответствии с п. "а" ст. 36 Закона
- 150 % установленного законодательством
минимального размера пенсии по старости
на каждого нетрудоспособного члена семьи;
исчисленные в соответствии с п. "б"
ст. 36 Закона - 100 % названного размера.
К пенсии, в том числе начисленной и в минимальном
размере, может быть начислена надбавка
на уход, если член семьи является инвалидом
I группы, достиг 80-летнего возраста либо,
не относясь к таковым в соответствии
с заключением лечебного учреждения нуждается
в постоянном постороннем уходе (помощи,
надзоре). Надбавка устанавливается в
таких же размерах, как к остальным видам
пенсий. Возможно также повышение пенсии
по случаю потери кормильца в соответствии
со ст. 45 Закона.
В случае гибели (смерти) военнослужащих,
наступившей при исполнении ими обязанностей
военной службы (на военных сборах), либо
их смерти, наступившей до истечения одного
года со дня увольнения с военной службы
(окончания военных сборов) в результате
увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания,
полученных ими при исполнении обязанностей
военной службы (на военных сборах), членам
семей военнослужащих - женам (мужьям),
детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте
до 23 лет) либо старше этого возраста, если
они стали инвалидами до достижения 18
лет, а также отцам и матерям выплачивается
(в равных долях на каждого) единовременное
пособие в размере 120 окладов денежного
содержания военнослужащего (п. 2 ст. 18
Закона "О статусе военнослужащих").
Пенсионное обеспечение родителей погибших
военнослужащих, проходивших военную
службу по призыву до недавнего времени
осуществлялось в соответствии с Законом
РФ "О пенсионном обеспечении родителей
погибших военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву". Однако,
с 1 января 2000 г. этот закон утратил силу,
и его нормы были перенесены в Закон РФ
"О государственных пенсиях". Данные
пенсионные нормы распространяются на
родителей лиц, проходивших действительную
срочную военную службу в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин. Такая служба
в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе" именуется военной службой
по призыву, в отличие от военной службы
по контракту. К военнослужащим по призыву
относятся также курсанты военных образовательных
учреждений до заключения ими контракта;
лица, призванные на военные сборы в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин;
лица из числа рядового, сержантского
и старшинского состава, мобилизованные
на службу в годы войны.
Закон не связывает право на пенсию со
смертью военнослужащего вследствие военной
травмы. Важно, чтобы она приходилась на
период военной службы по призыву (срочной
службы). Причиной же могут быть любая
травма и любое заболевание. Исключение
составляют случай смерти военнослужащего
вследствие его противоправных действий.
На такой случай данные положения не распространяются.
Это не значит, что в таком случае родители
военнослужащего, погибшего во время прохождения
военной службы по призыву вообще лишаются
права на пенсию по случаю потери кормильца.
Она может быть им назначена, но лишь, на
общих основаниях.
Если же в период военной службы смерть
наступила от противоправных действий
не пострадавшего, а других лиц, включая
и военнослужащих, пенсия может быть назначена
по специальным нормам14.
Семьи безвестно отсутствующих граждан
приравниваются к семьям умерших, если
безвестное отсутствие кормильца удостоверено
в установленном порядке. При этом семьи
военнослужащих, пропавших без вести в
период военных действий, приравниваются
к семьям погибших вследствие военной
травмы.
Закон РФ "О государственных пенсиях"
предусматривает возможность назначения
пенсии даже и в случае смерти кормильца
после увольнения с военной службы, но
при наличии причинной связи между смертью
и военной травмой. Понятие военной травмы
содержится в ст. 41 Закона РФ "О государственных
пенсиях". Травма признается военной,
если она получена в период прохождения
военной службы, в том числе в качестве
юнг, сыновей (воспитанников) полков, и
если она является следствием ранения,
контузии, увечья, полученных при защите
СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей
военной службы либо в результате заболевания,
связанного с пребыванием на фронте. Более
широкое понятие военной травмы содержится
в Законе РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу..."
и уже рассматривалось мною выше. Правда
в ст. 2 этого Закона предусмотрено, что
пенсионное обеспечение лиц, проходивших
военную службу по призыву, и семей этих
лиц военнослужащих осуществляется в
соответствии с Законом РФ "О государственных
пенсиях". Однако, на мой взгляд, очевидно,
что в данном случае речь идет о праве
на пенсию, а не о содержащихся в данном
Законе понятиях. В таких условиях правомерно
руководствоваться общими положениями
о бланкетных нормах закона и пользоваться
понятиями, ранее сформулированными законодателем
с учетом более поздних решений.
Для целей пенсионного обеспечения не
имеет значения, сколько времени прошло
от получения военной травмы и (или) от
увольнения с военной службы до смерти
кормильца. Важно, чтобы имелась причинная
связь между этой травмой и смертью.
Пенсия по случаю потери кормильца родителям
погибших (умерших) военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву, устанавливается
каждому из родителей в размере трех минимальных
размеров пенсии по старости (ст. 68-1).
Закон РФ "О государственных пенсиях"
предоставляет право на данную пенсию
по достижении отцом 55, матерью - 50 лет,
причем независимо от того, состояли ли
они на иждивении погибших (умерших) военнослужащих.
Не имеет значения, достигли ли родители
указанного возраста после смерти военнослужащего,
сколько времени прошло с момента смерти
(гибели, пропажи без вести) до достижения
родителями соответствующего возраста.
(4. Случаи получения нескольких пенсий
По общему правилу граждане РФ имеют право
на получение только одной пенсии. Тем
не менее законодательство знает несколько
исключений из этого правила.
Во первых, такое исключение предусмотрено
для граждан, ставших инвалидами вследствие
военной травмы. Им предоставляется право
получать две пенсии, назначаемые в соответствии
с Законом "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу...":
пенсию по инвалидности вследствие военной
травмы и пенсию по старости либо за выслугу
лет. Таким образом, если инвалид вследствие
военной травмы, имеющий право на пенсию
по этому закону, достиг пенсионного возраста
и хочет получать пенсию по старости одновременно
с пенсией по инвалидности, он может это
сделать, только перейдя на пенсию по инвалидности
по линии органов социальной защиты населения.
Это же касается и лиц, имеющих право на
пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии
с Законом "О государственных пенсиях"
(например, в связи с работой в гражданской
авиации, педагогической деятельностью
в школах и других учреждениях для детей,
лечебной и иной работой по охране здоровья
населения и др.). Если же речь идет о пенсии
за выслугу лет в соответствии с Законом
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу...", то она одновременно
с пенсией по инвалидности не назначается.
Вместо этого инвалиду вследствие военной
травмы пенсия за выслугу лет повышается
в связи с инвалидностью.
Федеральным законом от 1 июня 1999 г. ? 110-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ "О государственных пенсиях
в РФ" и в Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей", который вступил в силу
с 1 января 2000 года, родителям лиц, указанных
в статье 1 Закона "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу...",
умерших (погибших) вследствие военной
травмы (далее - родители умерших (погибших)
военнослужащих), предоставлено право
получать две пенсии: пенсию по старости
(по инвалидности, за выслугу лет, социальную)
и пенсию по случаю потери кормильца.
Поскольку Федеральным законом от 1 июня
1999 г. № 110-ФЗ улучшается пенсионное обеспечение
лиц, получающих в настоящее время, только
одну пенсию, а также предоставляется
право на пенсионное обеспечение от Минобороны
России лицам, которые ранее таким правом
не обладали, военным комиссариатам поручено
провести совместно с органами социальной
защиты населения с привлечением средств
массовой информации и общественных организаций
ветеранов военной службы соответствующие
мероприятия по разъяснению указанного
Федерального закона.
С введением в действие данного Закона
родителям умерших (погибших) военнослужащих
предоставлено право на одновременное
получение с 1 января 2000 года двух государственных
пенсий от различных органов:
- пенсии по старости (по инвалидности;
за выслугу лет, социальной) в соответствии
с Законом РФ "О государственных пенсиях
в РФ" - от органов социальной защиты
населения;
- пенсии по случаю потери кормильца в
соответствии с Законом РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" - от Минобороны
России или иных федеральных органов исполнительной
власти, в которых указанные военнослужащие
и лица проходили военную службу (службу).
При этом родители умерших (погибших) военнослужащих
права на одновременное получение двух
пенсий от Минобороны России (пенсии за
выслугу лет (пенсии по инвалидности) и
пенсии по случаю потери кормильца), назначаемых
в соответствии с Законом "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу...", не имеют15.
В целях усиления социальной защиты членов
семей военнослужащих и сотрудников органов
внутренних дел, непосредственно участвовавших
в борьбе с терроризмом на территории
Республики Дагестан и погибших (пропавших
без вести) при выполнении служебных обязанностей,
Правительством РФ 25 августа 1999 года принято
постановление ? 936, которым определен
ряд дополнительных прав и льгот для членов
семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих.
Этим постановлением Министерству обороны
РФ, Министерству внутренних дел РФ, другим
федеральным органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов
РФ поручено обеспечить своевременную
выплату предусмотренных законодательством
РФ страховых сумм, социальных пособий
и реализацию социальных гарантий и прав
членов семей военнослужащих, непосредственно
участвовавших в борьбе с терроризмом
и погибших (пропавших без вести) при выполнении
служебных обязанностей16.
Наконец, право получать две пенсии согласно
п. "в" ст. 5 Закона РФ "О государственных
пенсиях", предусматривается в отношении
родителей погибших военнослужащих срочной
службы. Данный пункт закона предусматривает
за ними право получать две пенсии: пенсию
по старости (по инвалидности, за выслугу
лет, социальную пенсию), а также пенсию
по случаю потери кормильца. Это означает,
что, если родители погибшего военнослужащего
уже получают пенсию по старости либо
другую пенсию, они могут обратиться за
назначением второй пенсии - по случаю
потери кормильца. Если же родителям ранее
уже была назначена пенсия по случаю потери
кормильца - военнослужащего срочной службы,
они могут на основании данного Закона
претендовать на назначение им второй
пенсии - по старости, по инвалидности,
в том числе и при неполном стаже.
Пенсионное законодательство, не предусматривает
возможности назначения одному лицу пенсии
по случаю потери двух и более кормильцев.
Если родители имеют право на пенсию за
нескольких детей, пенсия может быть назначена
лишь за одного из них, по их выбору. При
этом пенсия отцу может быть назначена
за одного, а матери - за другого.
При этом следует учитывать, что на пенсии,
начисленные в соответствии с Законом
РФ "О государственных пенсиях" распространяется
правило, установленное п. "ж" ст.
7 данного закона: при получении пенсионером
одновременно двух пенсий общая их сумма
после увеличения в соответствии с настоящей
статьей не может превышать 1,2 среднемесячной
заработной платы в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, когда ценности общества
стали объектом критического анализа,
когда вопросы социальной защиты военнослужащих
и лиц, уволенных с военной службы постоянно
обсуждаются во всех уровнях государственной
власти, когда постоянно совершенствуется
законодательство по указанным вопросам,
бывает очень сложно даже специалисту
разобраться во всех хитросплетениях
законодательных актов.
В этих условиях каждому гражданину должно
быть очевидно, что в РФ, несмотря ни на
какие трудности, постоянно проявляется
забота о тех, кто трудился, служил, воевал,
отмечен государственными наградами,
самоотверженно выполнял задания по оказанию
интернациональной помощи народам других
стран, кто, исполняя долг гражданина своего
Отечества, подвергал себя риску, потерял
здоровье или погиб.
В этом плане важным представляется правовое
регулирование прав бывших военнослужащих
на пенсионное обеспечение. Однако, право
мало обеспечить на бумаге. Реализация
его должна быть подкреплена соответствующими
гарантиями. Известно, какая ситуация
сложилась вокруг принятого с популистскими
целями закона "О ветеранах", реализация
которого оказалась не всегда возможной
по финансовым причинам. Чтобы бывшим
военнослужащим не приходилось снова
доказывать свои права в различных инстанциях,
нормы законодательства о социальном
обеспечении должны быть четкими и однозначными
и иметь реальные гарантии их соблюдение.
На решение некоторых из этих проблем
и была направлена эта работа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нормативные акты
Конституция РФ.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от
8 января 1997 года № 1-ФЗ.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.
Федеральный закон "О воинской обязанности
и военной службе" от 28 марта 1998 г. №
53-ФЗ.
Федеральный закон "О ветеранах"
от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.
Федеральный закон "О внутренних войсках
МВД РФ" от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ.
Федеральный закон "Об органах федеральной
службы безопасности" от 3 апреля 1995
г. № 40-ФЗ.
Федеральный закон "О прокуратуре РФ"
от 17 января 1992 г.
Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон РФ "О государственных
пенсиях в РФ" и в Закон РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" от 1 июня 1999 г. №
110-ФЗ.
Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР"" от 14 января 1997 г.
№ 19-ФЗ.
Закон РФ "О государственных пенсиях"
от 20 ноября 1990 г. № 340-1.
Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей" от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Закон РФ "О выплате пенсий гражданам,
выезжающим на постоянное жительство
за пределы РФ" от 2 июля 1993 г. № 5381-1.
Закон РФ "О федеральных органах налоговой
полиции" от 24 июня 1993 г.
Закон РФ "О службе в таможенных органах
РФ" от 21 июля 1997 г.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября
1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту
в качестве солдат, матросов, сержантов
и старшин либо службу в органах внутренних
дел, и их семьям в РФ".
Постановление Правительства РФ от 20 февраля
1995 г. № 155 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, походившим службу в федеральных
органах налоговой полиции, и их семьям".
Постановление Правительства РФ от 26 августа
1996 г. № 1006 "О возмещении расходов по
оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам
из числа военнослужащих и членов их семей,
проживающих в Латвийской республике,
Литовской республике и Эстонской республике".
Постановление Правительства РФ "О
дополнительных мерах по социальной защите
членов семей военнослужащих и сотрудников
в органов внутренних дел по, непосредственно
участвовавших в борьбе с терроризмом
на территории республики Дагестан и погибших
(пропавших без вести) при исполнении служебных
обязанностей" от 25 августа 1999 года
№ 936.
Концепция реформы пенсионного обеспечения
в РФ, утвержденная Постановлением Правительства
РФ от 7 августа 1995 г. № 790 "О мерах по
реализации концепции реформы пенсионного
обеспечения в РФ".
Положение о порядке выплаты пенсий гражданам,
выезжающим на постоянное жительство
за пределы РФ, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 19 августа 1994 г. №
981.
Положение о военно-врачебной экспертизе,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 20 апреля 1995 г. № 390.
Постановление Конституционного суда
РФ от 16 октября 1995 года № 11-П.
Постановление Конституционного Суда
РФ от 15 июня 1998 г. № 18-П.
Определение Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда РФ от 29 мая 1998 г.
Приказ от 17 сентября 1998 г. МВД РФ № 581 и
Министерства юстиции РФ № 126 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших службу в
уголовно-исполнительной системе Министерства
юстиции РФ".
Классификации и временные критерии, используемыми
бюро медико-социальной экспертизы, утвержденные
постановлением Министерства труда и
социального развития и Министерства
здравоохранения РФ от 29 января 1997 года
№ 1/30.
Специальная литература:
Азарова Е.Г. Новое в законодательстве
о пенсионном обеспечении. М., 1994.
Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева
С.И. Право социального обеспечения. М.,
1997.
Вдовин В.И. Социальная защита военнослужащих
и лиц, уволенных с военной службы // Пенсия,
1998, № 7.
Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел и членов их семей".
Текст и комментарий Э.Н. Рудакова. М., 1993.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Практический
и научный комментарий к Закону РФ "О
государственных пенсиях в РФ" М., 1997.
Коновалов М.Я. О военных пенсионерах РФ,
проживающих в странах Балтии // Пенсия,
1998, № 7.
Котляр А.И., Боченков С.Г. Справочник по
пенсиям для военнослужащих. М., 1976.
Марков А.В. Районный коэффициент: как
сохранить размер пенсии, исчисленный
с его применением // Пенсия, 1998, № 11.
О порядке выплаты пенсий военным пенсионерам,
выехавшим на постоянное место жительства
за границу // Пенсия, 1999, № 12.
Право на две пенсии // Пенсия, 1999, № 10.
Практика назначения и выплаты пенсий
// Пенсия, 1998, № 9.
Советское пенсионное право / Под ред.
Захарова М.Л. М., 1974.
Социальная защита военнослужащих. М.:
Анкил-воин, 1995.
Социальная защита членов семей военнослужащих,
непосредственно участвовавших в борьбе
с терроризмом на территории республики
Дагестан // Пенсия, 1999, № 10.
Суханов А. Офицер стал инвалидом // Пенсионное
обеспечение, 1999, № 7.
1 Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел и членов их семей".
Текст и комментарий Э.Н. Рудакова. М., 1993.
С. 3. 2 Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева
С.И. Право социального обеспечения. М.,
1997, с.27. 3 Советское пенсионное право /
Под ред. Захарова М.Л. М., 1974, с. 245. 4 Социальная
защита военнослужащих. М.: Анкил-воин,
1995, с. 14-15. 5 Марков А.В. Районный коэффициент:
как сохранить размер пенсии, исчисленный
с его применением // Пенсия, 1998, № 11, с.
21. 6 Определение Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда РФ
от 29 мая 1998 г. 7 Практика назначения и выплаты
пенсий // Пенсия, 1998, № 9, с. 15. 8 О порядке
выплаты пенсий военным пенсионерам, выехавшим
на постоянное место жительства за границу
// Пенсия, 1999, № 12, с. 29. 9 Коновалов М.Я. О
военных пенсионерах РФ, проживающих в
странах Балтии // Пенсия, 1998, № 7, с. 38. 10
Суханов А. Офицер стал инвалидом // Пенсионное
обеспечение, 1999, № 7, с. 29. 11 Захаров М.Л.,
Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий
к Закону РФ "О государственных пенсиях
в РФ" М., 1997, с. 175. 12 Захаров М.Л., Тучкова
Э.Г. Практический и научный комментарий
к Закону РФ "О государственных пенсиях
в РФ" М., 1997, с. 204. 13 Суханов А. Офицер
стал инвалидом // Пенсионное обеспечение,
1999, № 7, с. 31-32. 14 Азарова Е.Г. Новое в законодательстве
о пенсионном обеспечении. М., 1994, с. 81. 15
Право на две пенсии // Пенсия, 1999, № 10, с.
45. 16 Социальная защита членов семей военнослужащих,
непосредственно участвовавших в борьбе
с терроризмом на территории республики
Дагестан // Пенсия, 1999, № 10, с. 47. 13 2
Информация о работе Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей