Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:50, реферат
Развернутое содержание термина "несчастный случай на производстве" дается в ст. 227 ТК РФ, однако в качестве основного квалифицирующего признака НС установлено исполнение трудовых обязанностей или выполнение какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершенных в его интересах.
Введение. 3
1. Понятие и сущность несчастного случая. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. 4
2. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. 8
3. Порядок расследования несчастных случаев. 10
4. Оформление материалов расследования. 19
Заключение. 24
Список используемой литературы. 26
Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве.
Несчастные случаи, произошедшие
с профессиональными
Акт формы Н-1 (Н-1ПС) составляется комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве, в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1 (Н-1 ПС). При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1 (Н-1 ПС) составляются на каждого пострадавшего отдельно.
Если несчастный случай на производстве произошел с работником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт о несчастном случае на производстве составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с документами и материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит (состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.
Акты формы Н-1 (Н-1ПС) подписываются всеми членами комиссии, проводившими в установленном порядке расследование несчастного случая, и заверяются печатью, а также регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
Все зарегистрированные в организации (у работодателя — физического лица) несчастные случаи на производстве включаются в годовую форму федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве, утверждаемую Государственным комитетом РФ по статистике и направляемую в органы статистики в установленном порядке.
Содержание акта формы Н-1 (Н-1ПС) должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.
По результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом (за исключением несчастных случаев, происшедших с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, либо в результате аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты) составляется акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 4 в двух экземплярах, которые подписываются всеми лицами, проводившими в установленном порядке его расследование.
Оформленные и подписанные акты о расследовании несчастного случая и(или) составленные в установленных случаях акты формы Н-1 (Н-1 ПС) вместе с материалами расследования направляются председателем комиссии или государственным инспектором труда, проводившим расследование, для рассмотрения работодателю (его представителю), с которым в момент несчастного случая фактически состоял в трудовых отношениях пострадавший либо в производственной деятельности которого он участвовал, обеспечивающему учет данного несчастного случая на производстве.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве и получения материалов расследования обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1 ПС) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — доверенным лицам пострадавшего (по их требованию).
При отсутствии у работодателя — физического лица печати, его утверждающая подпись в акте по форме Н-1 заверяется в установленном порядке.
Второй экземпляр
При страховых случаях третий экземпляр утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1ПС) работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя).
Акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту, и копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае — также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах), в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.
По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган государственного надзора, о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя) сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев.
О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (уполномоченный им представитель) сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях — в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального надзора, — в эти органы.
Если при осуществлении надзорн
Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.
Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.
Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 Кодекса федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих профессиональных союзов.
Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами федеральной инспекции труда.
В своей работе я старался наиболее подробно рассказать об особенностях и порядке расследования и учёта несчастных случаев на производстве, при расследовании которых наиболее часто возникает самое большое количество проблем на практике.
Освещая все стороны правового регулирования расследования производственных несчастных случаев, теоретически изучив нормативные документы, периодическую литературу, я пришёл к выводу, что, несмотря на серьёзные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий и охраны труда, обновления нормативно - правовой базы, на практике, ещё в недостаточной мере устраняются первопричины как тяжёлых и смертельных несчастных случаев, так и распространения профессиональных заболеваний.
Сегодня
более половины субъектов
На мой взгляд, причина неудовлетворительной организации охраны труда, а, следовательно, и травматизма заключается в том, что не созданы эффективные методы управления охраной труда, способствующие кардинальному улучшению условий и охраны труда, не обеспечивается полнота и достоверность государственной статистической отчётности, до настоящего времени законодательно не урегулирован процесс взаимодействия многочисленных контрольно-надзорных органов, осуществляющих свои функции в организациях. Также не внедряется на должном уровне зарубежный опыт в нашу отечественную практику.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: положение с реализацией конституционного права граждан на безопасные условия труда не отвечает предъявляемым требованиям. Уровень травматизма и профессиональных заболеваний продолжает оставаться высоким. Реорганизация системы управления охраной труда, повсеместное сокращение финансирования, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение безопасности труда, отсутствие должного взаимодействия с органами власти и управления, правовой нигилизм и некомпетентность многих руководителей в вопросах охраны труда привели к тому, что на производствах по-прежнему гибнут десятки и сотни работников.