Понятие и виды источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.
Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники права".
Из источников права практика черпает сведения о юридических нормах, их содержании и действии.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды источников трудового права.docx

— 20.86 Кб (Скачать файл)

Понятие и  виды источников трудового права  

При изучении трудового права  важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы  облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие  формы (способы) государственного выражения  и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники  права".

Из источников права практика черпает сведения о юридических  нормах, их содержании и действии.

В трудовом праве, как и  в других отраслях российского права, функции источников права выполняют  нормативные акты, издаваемые компетентными  государственными органами, иногда с  учетом мнения профсоюзных органов.

Термин "источник права" в этом специфическом понимании  во многом схож с терминами "законодательство", "нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений", "форма права". Все они отражают нормотворческую деятельность государственных  органов, но уже в конкретной форме  закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).

Нами термин "источник права" используется в названном  смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти.

Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений  правительства, всевозможных ведомственных  актов и внутриорганизационных  актов локального регулирования. Все  они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда  и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового  права.

Изучение источников трудового  права позволяет отметить некоторые  особенности формирования трудового  законодательства и иных нормативных  актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные  акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам трудового  права.

Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое  место принадлежит актам, исходящим  от функционального органа (Министерства труда и социального развития РФ).

В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники  либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при  создании централизованного трудового  законодательства, в том числе  социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.

В-пятых, трудовое законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

В свете изложенного под  источниками трудового права  следует понимать результаты правотворческой  деятельности компетентных органов  государственной власти, а также  совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права  составляют определенную систему, которая  включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

 

  1. Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.
  2. Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
  3. Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.
  4. Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума
  5. Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.
  6. В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Базовой классификацией источников трудового  права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового  права расположена следующим  образом в соответствии со ст. 5 Трудового  кодекса РФ:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
  • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
  • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы  источников трудового права России является наличие в системе актов  социального партнерства, которые  в соответствии с уровнями, обозначенными  в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут  находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

 


Информация о работе Понятие и виды источников трудового права