Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 13:12, курсовая работа
Целью данной работы является исследование причин, видов и процедур рассмотрения трудовых конфликтов и споров.
Задачи курсовой работы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение и раскрыть основные характеристики понятия трудовых споров и рассмотреть их классификацию;
- рассмотреть особенности системы защиты трудовых прав и исследовать ее составные части;
- исследовать принципы судебной защиты трудовых прав, рассмотреть дать характеристику видам производства судебной защиты трудовых прав.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ 5
1.1. Понятия и виды индивидуального трудового спора 5
1.2. Порядок принятия исковых заявлений и подсудность трудовых
cпоров 10
Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫ СПОРОВ 17
2.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 17
2.2. Примирительные процедуры 18
2.3. Забастовка, как крайняя мера разрешения коллективного
спора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. 12
2.2 Примирительные процедуры
Порядок разрешения трудового спора состоит из следующих этапов:
· рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (является обязательным);
· рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже; данная процедура применяется при не достижении согласия в примирительной комиссии.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
Если стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три дня после составления протокола разногласий.
Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам службы.
Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.
На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием.
Существует служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:
· организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров;
· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
· проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
· формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника; 13
· участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;
· утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;
· выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
· оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
· организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
· подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах Российской Федерации и принимаемых мерах по их разрешению;
· организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
· разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;
13 Смирнов О.К. Трудовое право: курс лекций / О.К. Смирнов. – Уфа. : Вост. ун-т, 2008.─ 65с.
· изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.
Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.
В результате (как и в примирительной комиссии) работы посредника стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража. Представители работников вправе отказаться от рассмотрения спора в трудовом арбитраже и приступить к организации забастовки.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.14
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной службы.
Коллективный трудовой спор с участием представителей сторон данного спора рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его начала.
Трудовой арбитраж рассматривает:
14 Куренной А.М. Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах / А.М. Куренной. – М. : Дело, 2007. ─ 1
· обращения сторон коллективного трудового спора;
· получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
· информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
· разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам данного спора в письменной форме.
2.3 Забастовка, как крайняя мера разрешения коллективного трудового спора.
Право на забастовку закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.
Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. 15
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена предупредительная часовая забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. О начале предстоящей забастовке работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
· перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
· дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;
· наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
15 Кузьмина М.Н. Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов / М.Н.Кзьмина. ─ Ставрополь, 2009. ─ 210с.
· предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур. А также обеспечить установленный минимум необходимых работ (услуг) в данной организации. При не обеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.
Забастовки являются незаконными и не допускаются в следующих случаях:
· в периоды введения военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
· в органах и организациях вооруженных сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том случае, если проведение забастовок создает угрозу для обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (в этих случаях решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской Федерации);
· если не обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в данной организации;
· если забастовка была объявлена без учетов сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим ТК РФ.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономных областей и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Информация о работе Понятие и виды коллективных трудовых споров