Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:49, реферат
Особым источником права являются локальные нормативные акты. Определение локального нормативного правового акта, данное в абз. 12 ст. 1 «Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», указывает только на пределы его распространения: локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Согласно ст. 4 названного Закона установленный в нем порядок подготовки, оформления, принятия опубликования, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов не распространяется, в частности, на локальные нормативные правовые акты.
1. Понятие и виды локальных нормативных актов 3
2. Порядок принятия локальных нормативных актов 4
3. Круг вопросов, регулируемых локальными нормативными актами 8
Список использованной литературы 10
1. Понятие и виды локальных нормативных актов 3
2. Порядок принятия локальных нормативных актов 4
3. Круг вопросов, регулируемых локальными нормативными актами 8
Список использованной литературы 10
Особым источником права являются локальные нормативные акты. Определение локального нормативного правового акта, данное в абз. 12 ст. 1 «Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», указывает только на пределы его распространения: локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Согласно ст. 4 названного Закона установленный в нем порядок подготовки, оформления, принятия опубликования, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов не распространяется, в частности, на локальные нормативные правовые акты. Локальные нормативные акты занимают важное место среди источников трудового права. В «ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь» содержится определение локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты – это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. К числу локальных нормативных актов, регулирующих трудовой распорядок в организации, относятся также штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ, графики отпусков, положения и инструкции по охране труда и технике безопасности и другие локальные нормативные акты по вопросам труда (ч. 1 ст. 194 ТК). Таким образом, в Трудовом кодексе Республики Беларусь во многих случаях указываются виды локальных нормативных актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения. В то же время необходимо отметить, что соглашения не относятся к числу локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 1 ст. 358 ТК соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Локальный нормативный акт стоит на самом последнем месте в иерархии нормативно-правовых актов. Соглашения являются актами более высокого уровня. Полагаем, отнесение соглашений к числу локальных нормативных актов не отражает их юридическую природу и централизованный аспект их воздействия на трудовые отношения, что снижает эффективность правового регулирования.
Ни в одном из отмеченных законодательных определений не указаны субъекты локального нормотворчества. В то же время согласно ст. 55 ТК наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в том числе при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые и социальноэкономические права работников. Локальные нормативные акты могут приниматься:
1. Самостоятельно нанимателем.
С учетом примерного перечня, указанного в ч. 2 ст. 405 ТК, наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ч. 3 ст. 405 ТК).
2. С участием профсоюзов.
К примеру, установление, замена или пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 87 ТК); установление правил внутреннего трудового распорядка на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).
3. По согласованию с профсоюзом.
Многие вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, должны решаться нанимателем по согласованию с профсоюзом:
·утверждение графика работ (сменности) (ч. 5 ст. 123 ТК);
·установление пятидневной с двумя
выходными днями или
·введение суммированного учета рабочего времени (ч. 7 ст. 126 ТК);
·принятие решения о разделении рабочего дня на части (ч. 3 ст. 127 ТК);
·установление по индивидуальным или коллективным просьбам режима гибкого рабочего времени (ч. 2 ст. 128 ТК);
·утверждение графика трудовых отпусков (в случае отсутствия профсоюза график трудовых отпусков утверждается нанимателем по согласованию с работником) (ч. 1 ст. 168 ТК);
·установление иного срока составления графика трудовых отпусков, отличного от определенного в ч. 2 ст. 168 ТК (иной срок может устанавливаться также коллективным договором, соглашением) (ч. 2 ст. 168 ТК).
4. Совместно с профсоюзом.
Например, заключение коллективного договора (гл. 34, 35 ТК).
Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом (ч. 5 ст. 235 ТК).
Как видим, в Трудовом
кодексе Республики Беларусь
во многих случаях определены
порядок решения вопросов, касающихся
условий труда, и порядок
1)если они ухудшают положение
работников по сравнению с
трудовым законодательством,
2)если они приняты без
Согласно ст. 1 ТК локальные нормативные акты регулируют трудовые и связанные с ними отношения. Согласно ст. 361 ТК коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социальноэкономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Сопоставив определения, содержащиеся в ст. 1 и ст. 361 ТК, необходимо указать на наличие в них существенных противоречий. Так, круг вопросов, который может быть урегулирован в локальном нормативном акте, уже круга вопросов, регулируемых коллективным договором. Последний упорядочивает трудовые и социальноэкономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками, в том числе трудовые и связанные с ними отношения, а также другие отношения, не относящиеся к предмету трудового права. Следовательно, отдельные локальные нормативные акты, принятые нанимателем в установленном порядке, могут регулировать не только трудовые, но и социальноэкономические отношения. Основное правило, которое должно соблюдаться при принятии локальных нормативных актов: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. В 70–80е гг. в науке отечественного трудового права развернулась дискуссия: локальный нормативный акт может только конкретизировать общие нормы права или он вправе также восполнять пробелы законодательства? В.К. Самигуллин, В.А. Тарасова считали, что коллективные договоры могут восполнять пробелы законодательства, а локальные предписания являются разновидностью специальных норм. С учетом имеющей место децентрализации в регулировании трудовых отношений, изменения соотношения императивных и диспозитивных норм полагаем, что локальные нормативные акты на современном этапе могут выполнять правовосполнительную функцию. Однако следует согласиться с Л.И. Липень, что основное назначение локального правового регулирования не в восполнении пробелов, а в конкретизации и дополнении действующего законодательства. Хотя локальные нормативные акты стоят на низшем уровне юридической иерархии нормативных правовых актов и имеют ограниченную сферу действия, они, тем не менее, занимают важное место среди источников трудового права и позволяют отразить специфику регулирования трудовых и социально-экономических отношений в конкретной организации.
1 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361З с изменениями от 4 января 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7. 2/136; 2002. № 7. 2/830.
2 Типовое положение о
3 Положение о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Утверждено Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 12. 8/7655.
4 Порядок осуществления
5 Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. 1976. № 2. С. 41.
6 Тарасова В.А. Предмет и
Информация о работе Понятие и виды локальных нормативных актов