Понятие и виды трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы по дисциплине "Право" является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы о:
• Понятии "трудовые споры", их общей характеристики;
• Органах, рассматривающих трудовых споры;
• Порядке рассмотрения трудовых споров и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие "трудовые споры": общая характеристика 3
1.1. Виды трудовых споров 4
1.2. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников 6
1.2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров 6
1.2.2. Разрешение коллективных трудовых споров 10
Заключение 15
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

Реферат МММ.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

ФГОУП ВПО Калининградский  государственный технический университет

Кафедра социальных наук, педагогики и права 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Трудовое право»

 

Тема: «Понятие и виды трудовых споров»

 

 

 

 

 Выполнил:

 

 Гр. 10ССТ-2

 

 

 

 

Калининград

2013

Оглавление

Введение 3

1. Понятие  "трудовые споры": общая характеристика 3

1.1. Виды трудовых  споров 4

1.2. Органы, регулирующие  трудовые разногласия работников 6

1.2.1. Разрешение  индивидуальных трудовых споров 6

1.2.2. Разрешение  коллективных трудовых споров 10

Заключение 15

Список использованной литературы: 16

 

 

Введение

В настоящее время никто  не застрахован оттого, что завтра он может оказаться без работы. Также можно получить увечье на производстве, а администрация откажется выплачивать  компенсацию. Для того чтобы быть готовым эти непредвиденным ситуациям  необходимо знать свои права. И чтобы  разобраться в своих правах и  обязанностях, а также узнать, как можно их защитить, и необходима эта работа.

Целью данной работы по дисциплине "Право" является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы о:

• Понятии "трудовые споры", их общей характеристики;

• Органах, рассматривающих трудовых споры;

• Порядке рассмотрения трудовых споров и т.п.

В работе будут использованы следующие литературные источники  такие как нормативно-правовые акты действующего российского законодательства о труде, учебные и справочные пособия о вопросам трудового  права и т.д.

1. Понятие "трудовые  споры": общая характеристика

Трудовой спор - это поступившее  на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового  права по вопросам применения трудового  законодательства или об установлении между ними новых условий труда.

Юрисдикционным называется орган, который рассматривает трудовой спор.

Трудовые споры могут  возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих  разногласий в юрисдикционный орган.

Разногласия возникают в  случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в  отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и  не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением  называется виновное невыполнение или  ненадлежащее выполнение обязанным  субъектом своей трудовой обязанности  в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права  другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми  спорами. Одно и тоже действие может  быть оценено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов  трудового права может перерасти  в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами  одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

Схема трудового спора в динамике.

Трудовое правонарушение




 

Действительное

По мнению правомочного субъекта




 

 

Непосредственные переговоры спорящих сторон с целью самим  урегулировать разногласия




 

 

Разногласие

(различная оценка трудового  правонарушения субъектами правоотношений)




 

 

 

 

ТРУДОВОЙ СПОР

(обращение для разрешения  разногласий в юрисдикционный  орган)




 

 

 

 

1.1. Виды трудовых  споров

Трудовые споры могут  классифицироваться:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного правоотношения.

Выяснение вида трудового  спора поможет быстрейшему его  разрешению.

Рассмотрим подробнее  о видах трудовых споров.

Во-первых - по спорящему  субъекту все трудовые споры делятся  на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или  понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с  работы и т.п. Коллективными будут  споры между профкомом или  трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают  разногласия, связанные с правами  и законными интересами конкретного  работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и  интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного  производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его  администрацией, в том числе и  с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых - по характеру  трудовые споры делятся:

- на споры о применении  норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается  нарушенное право работника или  профкома;

- на споры об установлении  новых или изменении существующих  социально-экономических условий  труда и быта, не урегулированных  законодательством. Они могут  возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в  локальном порядке новых условий  труда, к примеру нового срока  отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а  также вытекающие из коллективного  организационно-управленческого характера  правоотношений.

КЗоТ регулирует порядок  разрешения трудовых споров работников с нанимателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного  договора , а также других соглашений о труде и об установлении работнику  новых или изменении существующих условий труда.

В-третьих - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно  разделять на:

- споры из трудовых  правоотношений;

- споры из правоотношений  по трудоустройству, к примеру  спор в связи с отказом в  приеме на работу по брони  инвалида или другого лица, с  которым наниматель обязан заключить  трудовой договор;

- споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства  и правил охраны труда, к  примеру оспариваются действия  санитарного, технического или  правового инспектора, наложившего  штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений  по подготовке кадров и повышению  квалификации на производстве, к  примеру направления на повышение  квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений  по возмещению материального  ущерба работником предприятия,  к примеру, спаривание размера  произведенного нанимателем удержания  из заработной платы за нанесенный  ущерб;

- споры из правоотношений  по возмещению предприятием ущерба  работнику в связи с повреждением  его здоровья на работе;

- споры из правоотношений  профкома с нанимателем по  вопросам труда, быта, культуры, к  примеру, трудовые споры о сроках  пересмотра норм выработки;

- споры из правоотношений  трудового коллектива с нанимателем,  к примеру, при выборах и  утверждении хозяйственных руководителей  и др.;

- споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомст-венность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

1.2. Органы, регулирующие  трудовые разногласия работников

1.2.1. Разрешение  индивидуальных трудовых споров

Трудовые споры, возникающие  между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных  и иных нормативных актов о  труде, коллективного договора и  других соглашений о труде, а также  условий трудового договора (контракта) рассматриваются:

-комиссиями по трудовым  спорам;

-районными (городскими) народными  судами.

Статья 201 КЗОТ в ее новой  редакции внесла принципиальные изменения  в состав органов, рассматривающих  индивидуальные споры.

Во-первых, из состава этих органов были исключены профсоюзные комитеты предприятий, которые представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами.

Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам.

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде  и др. Законодательными актами, а  порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским  процессуальным Кодексом РСФСР.

Комиссия по трудовым спорам - первая инстанция по рассмотрению трудовых споров.

Статья 203 КЗОТ:

«Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.

Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

 Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.

 Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

 По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.»

Ранее КТС организовывалась из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации.

Порядок организации КТС, предусмотренный ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных и муниципальных  предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации  досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был  узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее  в комиссию по трудовым спорам подлежит обязательной регистрации.

Не допускается отказ  в приеме заявления о рассмотрения трудового спора по мотивам пропуска работником трехмесячного срока. Вопрос об уважительности и неуважительности, по которым рассматриваемый срок был пропущен, должен решать КТС  на ее заседании в присутствии  заинтересованного работника. Признав  причины пропуска давностного срока  уважительными, КТС восстанавливает  его, при неуважительных причинах - отказывает в удовлетворении требований работника.

Журнал регистрации заявлений  о рассмотрении трудовых споров, поступающих  в КТС, ведется в произвольной форме, однако в нем следует отмечать:

-фамилию заявителя;

-предмет спора;

-дата поступления заявления;

-дата разрешения спора;

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Информация о работе Понятие и виды трудовых споров