Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:33, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является раскрытие и детальное рассмотрение принципов трудового права, дать правовую характеристику их положения в условиях современного законодательства, объяснить необходимость применения принципов трудового права. Задачами данной курсовой работы являются: исследование принципов трудового права в целом, раскрытие и детальное рассмотрение отдельных принципов.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Понятие и значение принципов трудового права…………………….4 1.1 Понятие правовых принципов и их значение…………………….………...4 1.2 Понятие принципов трудового права…………………………………..…...5 1.3 Значение основных принципов правового регулирования труда….…..…5 Глава 2. Принципы реализации права на труд…………………………..….…..9 2.1 Свобода труда…………………………………………………………………9 2.2 Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда………………………………………………………………………………10 2.3 Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве…………..…….12 Глава 3. Принципы обеспечения надлежащих условий труда………………..14 3.1 Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда………………………………………………………………………..……..14 3.2 Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы………………………………………………………………………..…….15 3.3 Принцип равенства прав и возможностей работников……………………16 3.4 Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации……………………………………………………………..……..16 3.5 Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов………………………………………...….17 3.6 Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией………………………………………………………………….…17 3.7 Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений………………………………………………………………………..18 3.8 Принцип социального партнерства…………………………………..…….19 Глава 4. Принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений 4.1 Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей…………………………..…21 4.2 Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением………………………………………………..….21 4.5 Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора……………………………………………………………...22 4.6 Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права…..…24 4.7 Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности…………………………………………………24 4.8 Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников…………………………………………………………………….…25 Заключение……………………………………………………………………….26 Список использованной литературы…………………………………….……..28
Суть правовой системы Российской
Федерации можно свести к формуле "все
равны перед законом и судом". В свою
очередь равенство подразумевает под
собой принцип равной защиты со стороны
государства.
Естественным и неотъемлемым
правом человека (и мужчины, и женщины)
является право на равенство с другими
людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав
человека). Равенство в сфере труда имеет
определяющее значение.
Согласно п. 2 ст. 19 Конституции
Российской Федерации, "Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности". Но вопреки всему между
юридическим и фактическим равноправием,
между равенством прав и равенством возможностей
существует ощутимая разница. В словаре
по трудовому праву 1998 года дается следующее
понятие дискриминации – это ограничение
прав, установление преимуществ в зависимости
от обстоятельств, не связанных с деловыми
качествами работников.
Разумеется, для нас наибольшую
важность имеет то, как определяет дискриминацию
законодатель.
В 1948 году ООН приняла Всеобщую
декларацию прав человека, где был провозглашен
общий запрет дискриминации (ст. 2).
Во внутригосударственных актах
Российской Федерации провозглашается
общий принцип запрещения дискриминации
в сфере труда и занятости. Положения Конституции
(п.2 ст 19) конкретизируются в нормах различных
отраслей права, в частности, особенности
трудовых правоотношений с работниками
регулируются ТК.
Ст. 3 ТК закрепляет и конкретизирует
одно из основополагающих прав человека,
которое относится к общепризнанным принципам
и нормам международного права: каждый
имеет равные возможности для реализации
своих трудовых прав. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах и свободах
или получать какие-либо преимущества
независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности,
языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного
положения, возраста, места жительства,
отношения к религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с деловыми качествами работника.
2.3 Защита от безработицы
и содействие в трудоустройстве
Защита от безработицы и содействие
в трудоустройстве – следующий принцип
трудового права. На сегодняшний день
в нашем законодательстве имеются правовые
нормы, которые направлены на обеспечение
трудовой занятости населения. Право на
защиту от безработицы, сформулированное
в ст. 37 Конституции РФ, реализуется в нормах
Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" от 19 апреля 1991
г. с последующими изменениями и дополнениями,
а также в иных нормативных правовых актах.
Государство в лице соответствующих государственных
органов оказывает бесплатное содействие
в выборе подходящей работы и трудоустройстве
в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой и образованием.
Если гражданин признан в установленном
порядке безработным, ему выплачивается
пособие по безработице.
Социальная политика государства
в числе ее важнейших направлений предусматривает
мероприятия в области занятости.
Глава 3. Принципы обеспечения
надлежащих условий труда
3.1 Принцип обеспечения
права каждого работника на
справедливые условия труда
В число принципов трудового
права ТК включает обеспечение права каждого
работника на справедливые условия труда,
в том числе на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и гигиены, права
на отдых, а также ограничение рабочего
времени, предоставление ежедневного
отдыха, выходных и нерабочих праздничных
дней, оплачиваемого отпуска.
Принцип обеспечения права
каждого работника на справедливые условия
труда основывается на положениях ч. 3
ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного
пакта об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.) о праве каждого
на справедливую заработную плату и равное
вознаграждение за труд равной ценности
без какого бы то ни было различия; условия
работы, отвечающие требованиям безопасности
и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение
рабочего времени и оплачиваемый периодический
отпуск, равно как и вознаграждение за
праздничные дни; одинаковую для всех
возможность продвижения в работе на соответствующие
более высокие ступени исключительно
на основании трудового стажа и квалификации.
Указанные положения обеспечиваются
гарантиями, закрепленными в ТК, и другими,
установленными на федеральном уровне,
как продолжительность рабочего времени,
выходные и праздничные дни, оплачиваемый
ежегодный отпуск и т.д.
Обязанность по обеспечению
права каждого работника на справедливые
условия труда и создание безопасных условий
труда всегда возлагается на самого работодателя.
Эту обязанность должны нести все организации
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности. Принцип
обеспечения безопасными условиями труда
основан на системе государственных и
общественных органов, которые должны
осуществлять функции надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства
и охраны труда.
Статья 2 ТК впервые в кодификационной
практике трудового законодательства
вводит термин "справедливые условия
труда", который включает в себя три
составляющих: безопасный труд, отдых
после работы в течение определенного
периода времени и заработную плату, обеспечивающую
достойное человека существование для
него самого и его семьи5. Право на отдых
– одно из основных трудовых прав. Статья
37 Конституции РФ предусматривает, что
каждый имеет право на отдых. Работающему
по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В этой формулировке принципиальное
значение имеет положение о том, что различные
виды времени отдыха, включая ограничение
рабочего времени, предоставление ежедневного
отдыха и др., гарантированы только тем,
кто работает по трудовому договору. Право
на отдых как принцип трудового права
реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее
число таких норм содержится в главах
раздела IV "Рабочее время" и раздела
V "Время отдыха".
3.2 Принцип обеспечения
права работника на своевременную
и в полном размере выплату
справедливой заработной платы
Самостоятельным принципом
трудового права является обеспечение
права каждого работника на своевременную
и в полном размере выплату справедливой
заработной платы, обеспечивающей достойное
существование человека для него самого
и его семьи, и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера
оплаты труда.
Данный принцип устанавливает
критерии определения условий оплаты
труда работника, т.е. размер заработной
платы. Заработная плата должна выплачиваться
в полном размере и не реже двух раз в месяц
(т.е. каждый полмесяца). Она не может быть
ниже минимального размера оплаты труда,
который устанавливается федеральным
законом с учетом прожиточного минимума.
Слова "справедливая оплата
труда" имеют значение как на перспективу,
определяющую направленность правового
регулирования заработной платы, так и
для характеристики состояния оплаты
труда. Право на справедливую оплату труда
гарантируется государством, которое
определяет меры, обеспечивающие повышение
уровня реального содержания заработной
платы, величину минимального размера
заработной платы, который устанавливается
на всей территории Российской Федерации
и не может быть снижен ни субъектом Российской
Федерации, ни органом местного самоуправления,
ни конкретным работодателем.
Справедливой оплате труда
способствует установление единых критериев,
определяющих размер заработной платы.
Этот размер зависит от квалификации,
сложности выполняемой работы, количества
и качества затраченного труда. Заработанная
оплата труда должна быть выплачена вовремя
и в полном размере. Это положение, учитывая
его значение на современном этапе развития
экономики, сопровождающееся, к сожалению,
случаями невыполнения работодателями
обязанности по своевременной и полной
выплате заработной платы, возведено Кодексом
в ранг одного из основных принципов правового
регулирования трудовых отношений6. Помимо
включения права на получение заработной
платы в число основных принципов трудового
права ТК предусматривает нормы, определяющие
ответственность работодателя за невыполнение
обязанности по своевременной оплате
труда работников.
3.3 Принцип равенства
прав и возможностей работников
Принцип равенства прав и возможностей
работников основывается на конституционном
принципе, определяемом ст. 19 Конституции.
Все работники наделяются равными правами
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любы
формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности. ТК, а
также другие законы и иные нормативные
правовые акты устанавливают работникам
права и гарантии на определенном уровне,
который не может снижаться по сравнению
с трудовым законодательством. Например,
нормальная продолжительность рабочего
времени, установленная ст. 91 ТК, не может
превышать 40 часов в неделю как максимальный
предел рабочего времени, а ежегодный
основной оплачиваемый отпуск, согласно
ст. 115 ТК, предоставляется работникам
на минимальном уровне продолжительностью
28 календарных дней. Их изменения могут
иметь место, если они более благоприятны
по сравнению с предусмотренными законом,
иными нормативно-правовыми актами и будут
установлены как продолжительность рабочего
времени менее 40 часов в неделю и ежегодный
оплачиваемый отпуск более 28 календарных
дней, например, в коллективном договоре
согласно ч. 2 ст. 41 ТК.
3.4 Принцип обеспечения
равенства возможностей работников
на продвижение по работе, профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации
Следующий принцип – обеспечение
равенства возможностей работников без
всякой дискриминации на продвижение
по работе с учетом производительности
труда, квалификации и опыта работы по
специальности, а также на профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации.7 Данный принцип основывается
на Пакте об экономических, социальных
и культурных правах и положениях Конституции
РФ (ст. 19) о запрещении дискриминации в
сфере труда и равенстве прав и возможностей
работников.
Этот принцип находит свое развитие
в нескольких институтах трудового права.
Обеспечение указанного принципа
связано с запрещением всякой дискриминации.
Однако, например, продвижение по работе,
возможно лишь с учетом производительности
труда, квалификации и стажа работы по
специальности. Конкретные нормы, предусматривающие
такое продвижение, могут содержаться
в коллективных договорах и соглашениях.
Разумеется, равенство возможностей
работников на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
также влечет за собой запрещение какой
бы то ни было дискриминации в этой области.
Реализация указанного принципа содержится
в правовых нормах раздела IX Трудового
кодекса "Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
работников".
3.5 Принцип обеспечения
права работников и работодателей
на объединение для защиты
своих прав и интересов
Принцип обеспечения права
работников и работодателей на объединение
для защиты своих прав и интересов, включая
право работников создавать профессиональные
союзы и вступать в них, конкретизирует
конституционное право каждого на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов (ст.
30 Конституции РФ). Она гарантирует свободу
деятельности общественных объединений.
В соответствии со ст. 1 ТК, защита
прав и интересов работников и работодателей
является одной из целей трудового законодательства.
Рассматриваемый принцип реализован,
прежде всего, в правовых нормах, содержащихся
в главе 58 ТК и Федеральном законе от 8
декабря 1995 г. N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Работники объединяются, как правило,
в профессиональные союзы, которые представляют
их интересы во взаимоотношениях с работодателем,
органами государственной власти, местного
самоуправления. Что касается работодателей,
то их интересы представляют объединения,
а именно соответствующие некоммерческие
организации.
Таким образом, организации
работников и работодателей создаются
с целью представительства, а также защиты
прав и интересов своих членов при соответствующем
взаимодействии в системе социального
партнерства.
3.6 Принцип обеспечения
права работников на участие
в управлении организацией
Принцип обеспечения права
работников на участие в управлении организацией
в предусмотренных законом формах конкретизирует
принцип социального партнерства и в связи
с этим получает закрепление, прежде всего,
в ст. 27-31 ТК, посвященных указанному партнерству.
Кроме того, данный принцип реализован
в правовых нормах, предусматривающих
участие профсоюзов в применении трудового
законодательства.