Понятие источников трудового права , их классификация и общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:23, лекция

Описание работы

1. понятие источников трудового права
2. особенности системы источников трудового права
3. классификация системы трудового права
4. виды источников трудового права
5. действие НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц

Содержание работы

В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА.

Файлы: 1 файл

Понятие источников трудового права.docx

— 21.32 Кб (Скачать файл)

Понятие  источников трудового права , их  классификация и общая   характеристика

1.  понятие источников трудового  права

2.  особенности системы источников  трудового права

3.  классификация системы трудового  права

4.  виды источников трудового  права

5.  действие НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц

    1.В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА. К важным источникам права относятся:

1) НПА госорганов, включая международные  договоры, ставшие обязательными  для РБ в силу ратификации  или присоединения. 

2) правовой обычай

3) судебные прецеденты

В правовой системе РБ основным источником права являются НПА. НПА – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или принятое путем референдума, с соблюдение законодательной процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Правотворчество тесно связано с различными официальными формами, выраженными и установленными НПА, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения, поэтому способы и формы, при помощи которых НПА придается обязательная государственная сила и есть источник трудового права в формальном или юридическом смысле.

2.НПА как источники трудового  права следует отличать от  правовых актов, которые не  являются нормативными и принимаются  с целью осуществления конкретных  организационных и контрольных  мероприятий в сфере трудовых  отношений, либо рассчитаны на  иное однократное применение (прием  на работу, перевод, увольнение). Совокупность источников трудового  права образует систему трудового  права, которая называется трудовым  законодательством. Система источников  трудового права имеет некоторые  особенности. Они заключаются  в следующем:

1) на развитие источников трудового  права оказывают влияние международные  акты

2) на территории РБ временно  применяются НПА БССР, если они  не противоречат конституции  и если общественные отношения  еще не урегулированы белорусским  законодательством

3) наличие НПА в создании которых  принимали участие субъекты социального  партнерства, а именно ОГУ,  представляющие интересы нанимателей  и работников

4) значительное количество НПА  содержат специальные нормы, рассчитанные  на правовое регулирование трудовых  отношений разных категорий и  групп работников

3.Класифицировать систему трудового  права можно по следующим основаниям:

1) по степени важности и субординации (законы)

конституционные

обычные

кодифицированные – юридически и логически цельный внутри-согласительный акт, содержащий нормы различных  институтов права

некодифицированные – текущие  законы по отдельным институтам трудового права

подзаконные акты, локальные НПА, которые  принимаются нанимателем или  собственником   

иные соглашения между нанимателем  и собственником, между субъектами хозяйствования

2) по системе трудового права,  его институты подразделяются  на относящееся:

как к общей части, так и ко всем институтам особенной части  трудового права

лишь к определенным институтам особенной части (закон «о занятости  населения»)

к нескольким институтам особенной  части (закон «о госслужбе»)

3) по органам, принявшим НПА

4) по форме акта

5) по сфере действия

республиканские

отраслевые

межотраслевые

локальные

6) по степени обобщения

кодифицированные

комплексные

и т.д.

В ст.7 ТК РБ установлено, что основным источником трудовых отношений является конституция, ТК, акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения  др., заключенные и принятые в  соответствии с законодательством  трудовые договоры

4.Основной источник – конституция.  Далее – ТК.

Ст.8 ТК предусматривает, что международные  договоры или конвенции международной  организации труда (МОТ) применяются  непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством  о труде. Если международные договоры РБ или конвенции МОТ устанавливают  другие правила, чем законодательство РБ, то применяется правило международного договора или конвенции.

ТК принят палатой представителей 8 июня 1999г., одобренный советом республики 30 июня того же года.

ТК состоит из 6 разделов, 39 глав и 468 статей.

Разделы ТК:

1)  общие положения

2)  общие правила регулирования  индивидуальных и связанных с  ними отношений

3)  особенности регулирования  труда отдельных категорий работников

4)  общие правила регулирования  коллективных трудовых отношений

5)  ответственность работника  и нанимателя. Надзор и контроль. Соблюдение законодательства о  труде

6)  заключительные положения

    Кроме ТК в РБ действуют и другие законы, являющиеся источниками трудового права. к их числу относятся такие законы РБ, как «о прожиточном минимуме», «о занятости населения», «о предприятиях», «о предпринимателях», «о социальной защите граждан, пострадавших на ЧАЭС» и другие. В перечисленных выше законах содержаться общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, независимо от условий труда, пола, возраста, физических особенностей и профессии.

     К числу законов относятся декреты президента. Президент вправе издавать 2 вида декретов: временные, изданные главой государства в силу особой необходимости, и обычные, изданные на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий. И временные и обычные декреты имеют силу закона. Декрет №29 «о дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. Декрет №7 от 17.03.1997г. «о дополнительных мерах обеспечения занятости населения». Декрет №10 от 27.03.1997г. «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». В перечисленных выше декретах содержатся положения, регулирующие отношения в сфере труда, зарплаты, дисциплины труда и   социальной защиты работников.

   Указы президента, которые обязательны для исполнения на всей территории РБ и которые не должны противоречить конституции и другим законам. Указ №82 от 01.10.1994г. «о заключении контракта с руководителями государственных предприятий, объединений, госучреждений», №344 от 30.08.1996г. «о своевременной выплате зарплат, пенсий, стипендий, пособий». 

    Подзаконные НПА, которые принимаются в развитие конституции. Декретов, указов, а также в развитие текущих законов. Правительство – Совмин, издает постановления по регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, которые являются источниками трудового права: постановление Совмина «о заключении контрактов с служащими госаппарата» от 31.01.1994г., «об утверждении применения формы контракта нанимателя с работником» от 2 августа 1999г. №1180, «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 24.12.1998г.

   К числу источников трудового права относятся положения и инструкции, принимаемые министерствами, ведомствами и комитетами РБ. Они рассчитаны на неоднократное применение и регулируют определенную сферу трудовых отношений. По некоторым вопросам трудового законодательства подзаконные нормативные акты могут приниматься органами местного самоуправления. Эти НПА определяют режим работы предприятий торговли, учреждений здравоохранения, а также регулировать деятельность органов по трудоустройству населения и занятости. Акты конституционного суда, верховного суда, высшего хозяйственного суда – это НПА, принимаемые в пределах их компетенции. Среди источников трудового права значительное место занимают локальные нормы права, которые принимаются нанимателями с учетом мнения или по согласию с профсоюзами. Такие полномочия нанимателя на издание локальных норм трудового права установлены ТК, законом от 14 декабря 1990г. «о предприятиях» и законе от 28 мая 1991г. «о предпринимателях». Указанные законы наделяют нанимателей полномочиями, независимо от формы собственности предприятия, на издание локальных норм трудового права, которые действуют внутри данного предприятия. К числу таких прав относятся: правила трудового распорядка, положения о премировании и депремировании, список лиц с ненормированным рабочим днем, коллективные договоры, заключенные на предприятии, тарифные и местные соглашения, заключенные между правительствами, министерствами, исполкомами.

    Задача локальных норм трудового права состоит в конкретизации, дополнении законов и подзаконных НПА, регулирование труда работников и служащих. К локальным трудовым нормативным актам относятся уставы ООО, ОДО, ОАО, инструкции, стандарты по охране труда и техничке безопасности. Все локальные нормативные акты подписываются либо руководителем предприятия, либо руководителем и профсоюзной организацией. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится к области правоприменения, но трудовой договор является правовым регулированием индивидуальных трудовых отношений, т.к. порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.

    5.НПА республиканских госорганов распространяются на всю территорию РБ. Органы местного управления и самоуправления на соответствующей территории РБ. Локальные нормативные акты о труде лишь в пределах конкретных предприятий.

   Трудовое законодательство действует на территории РБ если иное не установлено актами законодательства и нормами, ратифицированными или вступившими в силу международных договоров РБ или конвенций международной организации труда. Действие международных нормативных актов определено 365 ст. ТК.

  Действие во времени: все НПА действуют бессрочно, если в них не оговорено другое. Временный срок действия НПА может быть установлен для всего НПА, или его частей. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в НПА события, НПА или его часть утрачивает силу. До истечения установленного срока орган либо должностное лицо, принявшее НПА может принять решение о продлении срока действия на иной срок или предать ему другой характер.

   Доводиться: издание национального реестра правовых актов и в Интернете, в «Советской Белоруссии», в газете «Звезда» на белорусском языке.

  Действие НПА по кругу лиц: нормы трудового права распространяются на граждан и юридических лиц РБ, а также находящихся на территории РБ иностранных граждан и лиц без гражданства, и иностранных юридических лиц.

    Нормы трудового права принято подразделять на 2 группы: общие и специальные. Общие распространяются на всех работников, специальные - на отдельные категории работников, в зависимости от особенностей производства, характера труда и иных критериев.

   Единство и дифференциация норм трудового права: дифференциация норм трудового права по категориям работников выражается в наделении их дополнительными правами, льготами и преимуществами. В ряде случаев дифференциация связана с необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей. Дифференциация норм трудового права неразрывно связана с их единством. Она находит отражение в специальных нормах, путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях и изъятие  прав, регулирующих трудовые отношения некоторых категорий работников, осуществляется по следующим основаниям:

1)  объективные обстоятельства, т.е. не зависящие от свойства  личности (особенности производства, напряженность труда, территория  расположения и др.)

2)  субъективные обстоятельства (половозрастные, психофизические и  др.)   


Информация о работе Понятие источников трудового права , их классификация и общая характеристика