Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:23, лекция
1. понятие источников трудового права
2. особенности системы источников трудового права
3. классификация системы трудового права
4. виды источников трудового права
5. действие НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц
В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА.
Понятие источников трудового права , их классификация и общая характеристика
1. понятие источников трудового права
2. особенности системы
3. классификация системы
4. виды источников трудового права
5. действие НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц
1.В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА. К важным источникам права относятся:
1) НПА госорганов, включая международные договоры, ставшие обязательными для РБ в силу ратификации или присоединения.
2) правовой обычай
3) судебные прецеденты
В правовой системе РБ основным источником права являются НПА. НПА – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или принятое путем референдума, с соблюдение законодательной процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Правотворчество тесно связано с различными официальными формами, выраженными и установленными НПА, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения, поэтому способы и формы, при помощи которых НПА придается обязательная государственная сила и есть источник трудового права в формальном или юридическом смысле.
2.НПА как источники трудового
права следует отличать от
правовых актов, которые не
являются нормативными и
1) на развитие источников
2) на территории РБ временно
применяются НПА БССР, если они
не противоречат конституции
и если общественные отношения
еще не урегулированы
3) наличие НПА в создании
4) значительное количество НПА
содержат специальные нормы,
3.Класифицировать систему
1) по степени важности и
конституционные
обычные
кодифицированные – юридически
и логически цельный внутри-
некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права
подзаконные акты, локальные НПА, которые принимаются нанимателем или собственником
иные соглашения между нанимателем и собственником, между субъектами хозяйствования
2) по системе трудового права, его институты подразделяются на относящееся:
как к общей части, так и ко всем институтам особенной части трудового права
лишь к определенным институтам особенной части (закон «о занятости населения»)
к нескольким институтам особенной части (закон «о госслужбе»)
3) по органам, принявшим НПА
4) по форме акта
5) по сфере действия
республиканские
отраслевые
межотраслевые
локальные
6) по степени обобщения
кодифицированные
комплексные
и т.д.
В ст.7 ТК РБ установлено, что основным источником трудовых отношений является конституция, ТК, акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения др., заключенные и принятые в соответствии с законодательством трудовые договоры
4.Основной источник –
Ст.8 ТК предусматривает, что международные
договоры или конвенции международной
организации труда (МОТ) применяются
непосредственно в тех случаях,
когда те или иные отношения не
урегулированы
ТК принят палатой представителей 8 июня 1999г., одобренный советом республики 30 июня того же года.
ТК состоит из 6 разделов, 39 глав и 468 статей.
Разделы ТК:
1) общие положения
2) общие правила регулирования индивидуальных и связанных с ними отношений
3) особенности регулирования
труда отдельных категорий
4) общие правила регулирования
коллективных трудовых
5) ответственность работника и нанимателя. Надзор и контроль. Соблюдение законодательства о труде
6) заключительные положения
Кроме ТК в РБ действуют и другие законы, являющиеся источниками трудового права. к их числу относятся такие законы РБ, как «о прожиточном минимуме», «о занятости населения», «о предприятиях», «о предпринимателях», «о социальной защите граждан, пострадавших на ЧАЭС» и другие. В перечисленных выше законах содержаться общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, независимо от условий труда, пола, возраста, физических особенностей и профессии.
К числу законов относятся декреты президента. Президент вправе издавать 2 вида декретов: временные, изданные главой государства в силу особой необходимости, и обычные, изданные на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий. И временные и обычные декреты имеют силу закона. Декрет №29 «о дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. Декрет №7 от 17.03.1997г. «о дополнительных мерах обеспечения занятости населения». Декрет №10 от 27.03.1997г. «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». В перечисленных выше декретах содержатся положения, регулирующие отношения в сфере труда, зарплаты, дисциплины труда и социальной защиты работников.
Указы президента, которые обязательны для исполнения на всей территории РБ и которые не должны противоречить конституции и другим законам. Указ №82 от 01.10.1994г. «о заключении контракта с руководителями государственных предприятий, объединений, госучреждений», №344 от 30.08.1996г. «о своевременной выплате зарплат, пенсий, стипендий, пособий».
Подзаконные НПА, которые принимаются в развитие конституции. Декретов, указов, а также в развитие текущих законов. Правительство – Совмин, издает постановления по регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, которые являются источниками трудового права: постановление Совмина «о заключении контрактов с служащими госаппарата» от 31.01.1994г., «об утверждении применения формы контракта нанимателя с работником» от 2 августа 1999г. №1180, «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 24.12.1998г.
К числу источников трудового права относятся положения и инструкции, принимаемые министерствами, ведомствами и комитетами РБ. Они рассчитаны на неоднократное применение и регулируют определенную сферу трудовых отношений. По некоторым вопросам трудового законодательства подзаконные нормативные акты могут приниматься органами местного самоуправления. Эти НПА определяют режим работы предприятий торговли, учреждений здравоохранения, а также регулировать деятельность органов по трудоустройству населения и занятости. Акты конституционного суда, верховного суда, высшего хозяйственного суда – это НПА, принимаемые в пределах их компетенции. Среди источников трудового права значительное место занимают локальные нормы права, которые принимаются нанимателями с учетом мнения или по согласию с профсоюзами. Такие полномочия нанимателя на издание локальных норм трудового права установлены ТК, законом от 14 декабря 1990г. «о предприятиях» и законе от 28 мая 1991г. «о предпринимателях». Указанные законы наделяют нанимателей полномочиями, независимо от формы собственности предприятия, на издание локальных норм трудового права, которые действуют внутри данного предприятия. К числу таких прав относятся: правила трудового распорядка, положения о премировании и депремировании, список лиц с ненормированным рабочим днем, коллективные договоры, заключенные на предприятии, тарифные и местные соглашения, заключенные между правительствами, министерствами, исполкомами.
Задача локальных норм трудового права состоит в конкретизации, дополнении законов и подзаконных НПА, регулирование труда работников и служащих. К локальным трудовым нормативным актам относятся уставы ООО, ОДО, ОАО, инструкции, стандарты по охране труда и техничке безопасности. Все локальные нормативные акты подписываются либо руководителем предприятия, либо руководителем и профсоюзной организацией. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится к области правоприменения, но трудовой договор является правовым регулированием индивидуальных трудовых отношений, т.к. порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.
5.НПА республиканских госорганов распространяются на всю территорию РБ. Органы местного управления и самоуправления на соответствующей территории РБ. Локальные нормативные акты о труде лишь в пределах конкретных предприятий.
Трудовое законодательство действует на территории РБ если иное не установлено актами законодательства и нормами, ратифицированными или вступившими в силу международных договоров РБ или конвенций международной организации труда. Действие международных нормативных актов определено 365 ст. ТК.
Действие во времени: все НПА действуют бессрочно, если в них не оговорено другое. Временный срок действия НПА может быть установлен для всего НПА, или его частей. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в НПА события, НПА или его часть утрачивает силу. До истечения установленного срока орган либо должностное лицо, принявшее НПА может принять решение о продлении срока действия на иной срок или предать ему другой характер.
Доводиться: издание национального реестра правовых актов и в Интернете, в «Советской Белоруссии», в газете «Звезда» на белорусском языке.
Действие НПА по кругу лиц: нормы трудового права распространяются на граждан и юридических лиц РБ, а также находящихся на территории РБ иностранных граждан и лиц без гражданства, и иностранных юридических лиц.
Нормы трудового права принято подразделять на 2 группы: общие и специальные. Общие распространяются на всех работников, специальные - на отдельные категории работников, в зависимости от особенностей производства, характера труда и иных критериев.
Единство и дифференциация норм трудового права: дифференциация норм трудового права по категориям работников выражается в наделении их дополнительными правами, льготами и преимуществами. В ряде случаев дифференциация связана с необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей. Дифференциация норм трудового права неразрывно связана с их единством. Она находит отражение в специальных нормах, путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях и изъятие прав, регулирующих трудовые отношения некоторых категорий работников, осуществляется по следующим основаниям:
1) объективные обстоятельства,
т.е. не зависящие от свойства
личности (особенности производства,
напряженность труда,
2) субъективные обстоятельства (половозрастные, психофизические и др.)
Информация о работе Понятие источников трудового права , их классификация и общая характеристика