Понятие источников трудового права и их система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.
Трудовое право России

Файлы: 1 файл

ПОПД Источники права.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

Понятие источников трудового права  и их система

При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления  и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических  норм обозначаются термином «источники права».

Из источников права практика черпает  сведения о юридических нормах, их содержании и действии.

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции  источников права выполняют нормативные  акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных  органов.

Конституция Российской Федерации  законодательно закрепляет право каждого  гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Вторым важным источником трудового  права России являются международные  договоры (конвенции).

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Нормы  трудового права, содержащиеся в  иных законах, должны соответствовать  ТК РФ. В случае противоречий между  этим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные  акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также  к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и  постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости - следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета. Широкое распространение в настоящее время получили заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками и работодателями. Эти акты представляют собой результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Наконец, специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т.е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты. Примером локальных нормативных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т.д.

Источники трудового права можно  классифицировать: 1) по их юридической  силе; 2) по сфере их действия.

По юридической силе источники  трудового права делятся на законы, которые обладают наибольшей юридической  силой по сравнению с другими  источниками, и подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления  и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и  локальные (местные) акты, значение которых  в настоящее время существенно  возрастает. Это особенно относится  к коллективным договорам и соглашениям. Последние не были известны нашему законодательству последних лет. Среди  них имеются генеральные, региональные, отраслевые, профессиональные и территориальные, субъектами их являются объединения предпринимателей и работающих и даже Правительство РФ. Все они направлены на решение трудовых и социальных вопросов. Но источниками трудового права они становятся не поэтому, а именно в силу их договорного, согласительного характера, причем только в той их части, в какой они носят характер нормативных условий. По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными (локальными). Разновидностью этой же классификации может быть и классификация по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы трудового законодательства.

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе  и трудового, является Конституция РФ. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Она является юридической базой текущего трудового законодательства. В ней закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство их перед законом и судом. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Труд является свободным, причем каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин имеет право на отдых. Конституция закрепляет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку. Указанные нормы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и порядок применения иных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Особенности федеративного устройства, также закрепленные в Конституции, тесно связаны с вопросом об объемах полномочий в сфере принятия тех или иных источников права. Конституцией признается несимметричная федерация. Это означает, что в состав Российской Федерации входят субъекты с различным объемом полномочий. Это 12 республик, 35 краев и областей, семь автономных округов. При этом республики имеют свои конституции и законодательство; края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - свои уставы и законодательство. Отношения субъектов РФ и центра поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: точно определено, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, что к совместному ведению Федерации, и ее субъектов и что к исключительному ведению субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Федерации, и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов государственной власти, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Конституция закрепляет устройство федеральных органов власти и их полномочия. При этом центральными здесь являются отношения между Президентом, Правительством РФ и Федеральным Собранием.

В систему источников трудового  права, кроме Конституции, входят следующие  виды нормативных актов: законы, указы  и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, в первую очередь Министерства труда и социального развития, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Законы. В отличие от Конституции РФ, являющейся Основным Законом, все остальные законы принято относить к актам текущего законодательства.

Законы Российской Федерации принимаются  Государственной Думой при условии  последующего одобрения Советом  Федерации.

До принятия действующей Конституции  считалось, что принятие законов - прерогатива  высшего органа власти. Но и законы, и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, принятым по предметам  ведения Российской Федерации и  предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам, не входящим в пределы ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Однако экономика с возрождением частной собственности меняется кардинально, появляются новые отношения, которые невозможно регулировать даже обновленным кодексом. В нем, как уже отмечалось, должна быть прежде всего расширена сфера действия законодательства о труде, в трудовое право должны быть включены трудовые отношения, возникающие на предприятиях всех форм собственности. Должно быть найдено оптимальное соотношение между централизованным методом регулирования, с одной стороны, и локальным, а также индивидуально-договорным с другой. При этом должен быть четко определен уровень социальных гарантий, обеспечиваемых государством всем работникам, трудящимся на предприятиях всех форм собственности. Должны быть конкретизированы способы защиты трудовых прав граждан как в судебном порядке, так и в иных формах, гарантирующих осуществление права на коллективные трудовые споры.  Федеральное Собрание и Государственная Дума принимают помимо законов постановления. Этими актами решаются конкретные, как правило, организационные вопросы (например, о введении в действие вновь принятого закона). Вместе с тем постановления могут быть и нормативными актами, если ими дается толкование закона. Законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Каждый из последних не может не соответствовать законам.

Указы и распоряжения Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Но Конституция, естественно, не может содержать исчерпывающего перечня полномочий. Вместе с тем потребность в правовом закреплении тех или иных, даже принципиальных, вопросов внешней и внутренней политики огромна. В настоящее время указы Президента РФ действительно касаются весьма широкого круга вопросов трудового права. Это Указы «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации», «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» и др.

Постановления и распоряжения Правительства  РФ. Осуществляя исполнительную власть в государстве, Правительство РФ выполняет ряд полномочии, закрепленных в ст. 114 Конституции РФ, а также в федеральных законах и указах Президента, путем издания соответствующих постановлений и распоряжений и обеспечения их исполнения. Эти акты в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. В сфере труда и социальных отношений Правительство РФ приняло такие акты, как, например, постановление «О мерах по улучшению условий и охраны труда», «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» и др. Нормативные акты Министерства труда и социального развития РФ

В сентябре 1996 г. Правительство РФ приняло постановление, определяющее компетенцию Министерства труда  и социального развития РФ. Согласно постановлению, Министерство труда и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, выполняет функции, возлагавшиеся ранее на Федеральную государственную службу занятости, и является правопреемником упраздненных Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

Министерство труда и социального  развития РФ принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных  правовых актов в области труда, занятости и социальной защиты населения. Так, им были приняты постановление  «Об утверждении разъяснения  «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя», Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и в организациях для лиц, особо нуждающихся в  социальной защите. В отдельных случаях постановления и разъяснения принимаются Министерством труда и социального развития РФ совместно или по согласованию с другими органами.

Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ. Министерства, ведомства и комитеты РФ издают приказы и указания по отнесенным к их компетенции вопросам, в частности, по вопросам регулирования трудовых и социальных отношений. Эти акты, как правило, распространяются только на работников соответствующих отраслей. Акты некоторых министерств и ведомств, например, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и др., по отдельным вопросам могут носить межотраслевой характер. Эти акты также распространяются на всех субъектов, которым они адресованы.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы принимают решения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами субъектов Федерации. Акты органов местного самоуправления обычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующих регионов, времени начала и окончания работы учреждений, предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта.

Локальные нормативные акты. Нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные, общие положения, которые требуют или допускают их конкретизацию. Как уже отмечалось, в условиях перехода к рыночной экономике значение локальных актов возрастает. Господствовавшие ранее административные методы управления экономикой уходят в прошлое, предприятиям предоставляется больший объем прав и ответственности, чем раньше, и локальные нормы в большей мере могут отразить особенности правового регулирования трудовых и социальных отношений на отдельных предприятиях.


Информация о работе Понятие источников трудового права и их система