Понятие источников трудового права и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, t.je. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например ранее приведенные федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.
Следовательно, источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения.

Файлы: 1 файл

трудовое право 1 семинар.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие источников  трудового права и их классификация

Основой правового регулирования  труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, t.je. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например ранее приведенные федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.

Следовательно, источники  трудового права — это различные  нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с  ними связанные отношения.

Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные правовые акты рассчитаны на неоднократное их применение при помощи описанной в них ситуации, т. е. они содержат нормы права. Так, указ Президента РФ может быть нормативным и ненормативным, т. е. правоприменительным. Например, указы о персональном награждении, присвоении почетных званий — это правовые акты правоприменительного характера, а Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. — нормативный правовой акт трудового права.

Поэтому источники трудового  права, содержащие нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному трудовому спору — это акт применения норм трудового законодательства, а не источник права.

В источниках трудового права  России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, расгосударствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняются и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям: по степени важности и субординации; по системе трудового права, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим представительным органом власти Российской Федерации и ее субъектов, т. е. законодательной властью. Согласно Конституции РФ (ст. 71 и 72), вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76). Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК).

К ведению федеральных  органов власти относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

1) основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2) основы правового регулирования  трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т. е. принципы регулирования;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

4) порядок заключения, изменения  и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства,  порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных  и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок  осуществления государственного  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих этот надзор и контроль;

8) порядок расследования  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

9) систему и порядок  проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

10) порядок и условия  материальной ответственности сторон  трудового договора;

11) виды (т. е. меры) дисциплинарных  взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной  статистической отчетности по  вопросам труда и охраны труда;

13) особенности правового  регулирования труда отдельных  категорий работников, т. е. дифференциацию  трудового права.

Вот важнейшие вопросы  правового регулирования труда на федеральном уровне. Остальные вопросы, кроме указанных, могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Законы о труде могут  быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г. Кодифицированный закон (Кодекс) — это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года. До этого их было мало, а нормативные акты трудового законодательства в России были союзными. Однако Россия имела свой Кодекс. С образованием российского государства стали разрабатываться и приниматься новые источники трудового права.

Источники трудового права  классифицируются также по системе данной отрасли. Одни источники относятся как к Общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового права— это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ; другие — к определенным институтам Особенной части, например Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями относится к институту правового регулирования занятости и трудоустройства и к институту трудового договора; третьи — к нескольким институтам Особенной части, например Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и др.

Подзаконные нормативные  правовые акты по труду имеют форму  указов Президента РФ; постановлений  и распоряжений Правительства РФ; правил, инструкций, приказов, положений и других нормативных актов министерств и ведомств; приказов и распоряжений нормативного характера глав администраций; решений органов местного самоуправления. Новым особым источником являются социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций (правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), распространяющиеся лишь на работников данной организации.

Источники трудового права  можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые акты трудового права, принятые: а) высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления); б) Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) центральными органами государственного управления (например, Министерством труда и социального развития РФ и другими министерствами и ведомствами); г) органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) локальные нормы на предприятии, в организации.

К источникам трудового права  относятся также договоры и соглашения коллективного характера, т. е. социально-партнерские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудового законодательства.

По форме акта источники трудового  права делятся на декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

По сфере действия источники  трудового права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников — на общие, которые распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

По степени обобщенности, как ранее указывалось, акты трудового законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.

Из всей этой классификации в  первую очередь следует выделить юридическую субординацию источников трудового права на законы и подзаконные акты России и ее субъектов, отдельно при этом по каждому институту отрасли. Все законы о труде и подзаконные акты трудового законодательства должны соответствовать Конституции РФ, а все подзаконные нормативные правовые акты еще — и Трудовому кодексу РФ. Конституция РФ и Трудовой кодекс — это основа всех источников трудового права и их системы.

2. Действие источников  трудового права во времени  и в пространстве.

Действие во времени

 

Действие  во времени актов, содержащих нормы  трудового права, означает установление времени начала и окончания действия указанных актов (т.е. их временных границ).

 

Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или  иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном  правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

 

Например, согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ этот закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Помимо формулировки «вступление  в силу со дня официального опубликования» закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как закона в целом, так и его отдельных частей.

Так, ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г., опубликован в «Российской  газете» 31 декабря 2001 г., а вступил  в силу в соответствии со ст. 420 лишь с 1 февраля 2002 г.

Подобный подход характерен для  крупных кодифицированных актов, на осмысление которых правоприменителям  требуется некоторое время.

 

Необходимо отметить особую роль официального опубликования нормативных правовых актов в вопросах вступления таких актов в законную силу. Ведь, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. При этом следует отметить, что почти все акты, содержащие нормы трудового права, так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 

Если дата вступления закона или  иного нормативного правового акта не определена ни одним из вышеуказанных способов, то она рассчитывается по общим правилам.

Во-первых, на основании ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные  законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона следует понимать первую публикацию его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете»  или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 указанного закона).

 

Во-вторых, в соответствии с пп. 5 и 6 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом официальным опубликованием названных актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

 

В-третьих, на основании п. 12 вышеназванного указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Данные нормативные акты официально публикуются в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или  иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные  их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его  положений актом равной или высшей юридической силы.

 

Самое распространенное из приведенных условий – отмена закона или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений актом того же уровня или актом, имеющим бо`льшую юридическую силу.

Так, федеральный закон может  быть отменен только федеральным  законом, указ Президента РФ – федеральным законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Например, согласно ст. 422 ТК РФ признан  утратившим силу КЗоТ РСФСР.

Другим способом прекращения действия закона или иного акта, содержащего  нормы трудового права, является вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы. Появление в ст. 12 ТК РФ указанного способа обусловлено тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. По этой причине в системе нормативных правовых актов всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. Применение этого способа представляется достаточно продуктивным, ведь наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и значительно затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения.

Информация о работе Понятие источников трудового права и их классификация