Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 11:15, контрольная работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция как форма проявления отношений на мировом рынке труда. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
· достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
· иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.
Отрицательное влияние для экономики:
· ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):
Положительное влияние для экономики:
· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
· из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
· переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.
Отрицательное влияние для экономики:
· страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
· "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Таким образом, неоднозначность последствий международной миграции рабочей силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.
Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России
До последнего времени существовало полное противоречие между Концепцией демографического развития (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.
Требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения. А также сокращает средства, которые необходимы для интеграции иммигрантов в российское общество, и позволяет избежать межнациональных конфликтов.
В последнее время были приняты программы возвращения соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.
Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.
В настоящее время создались благоприятные условия для привлечения мигрантов и «собирания российской нации». Во многих республиках бывшего СССР отмечается второй (после начала 90-х) этап антироссийских и антирусских настроений. Этим должны воспользоваться власти, чтобы решить демографические, геополитические и социально-экономические проблемы России. Основным приоритетом иммиграционной политики должно стать привлечение населения из стран СНГ и Балтии. На данный момент миграционный прирост за счет этих государств на 60% состоит из людей трудоспособного возраста, на 20% – из мигрантов с высшим и на 30% – из переселенцев со средним специальным образованием. В целом на выходцев из стран СНГ и Балтии приходится 95% миграционного прироста. [11]
Именно сейчас необходимо максимально облегчить доступ к российскому гражданству и процедуру его получения, расширить круг потенциальных российских граждан, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник» – оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.
Другим важным направлением иммиграционной политики России должно стать привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и учебных мигрантов из различных стран. В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.
Наряду с мерами либерализации миграционной политики Россия должна осуществлять постоянный контроль в вопросах законности пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений их зарплат.
Одной из приоритетных задач иммиграционной политики должна стать борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только среда для распространения преступности, но и угроза национальной безопасности страны. Должны быть ужесточены наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями. Это позволит вывести использование труда мигрантов из сферы криминала и теневой экономики.
Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.
Заключение
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,являются частью баланса текущих операций и классифицируются постатьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченныхпереводов, которые представляют собой оценочный денежныйэквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъездаза границу и последующих посылок товаров и денег на родину.Распределение положительного экономического эффекта, происходит вформе роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-зарубежа на родину, в результате снижения издержек производства встранах, получающие денежные переводы. Развитые страны являютсяосновным направлением иммиграции, а развивающиеся – источникомэмиграции.
Государственное регулирование международного рынка трудаосуществляется на основе национального законодательствапринимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также наоснове межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностраннойрабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов квозвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих страниспользуют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсевнежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований,предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состояниюздоровья, на основе количественного и географическогоквотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных ииных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется черезоплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, созданиерабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказаниеэкономической помощи странам массово эмиграции.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2009. - 568 с.
2. Вышегородцев М. М., А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? - журнал "Финансы". - №10 2008
3. ДежинаИ. "Утечка умов" из России: мифы и реальность - журнал "Науковедение", 2009
4. Денисенко М.Б., Замещающая миграция - журнал Международная миграция и современный мир, Выпуск 5, 2007
5. Ионцев В. А., Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: 2008
6. Кучина Е.В. Миграция как фактор повышения производительности труда. ЭКО 2010. № 10.С.154-155.
7. Мальцева Е. Миграция трудовых ресурсов как индикатор состояния рынка труда и социально-экономического развития территорий[Текст] //Человек и труд. 2011.№ 4. С. 46-47.
8. Международная миграция населения на постсоветском пространстве: двадцать лет удач, ошибок и надежд[Текст] // Гл. ред. В.А. Ионцев. – М.: Верди 2011. С.10
9. Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. - М.: Наука, 2009. - 233 с.
10. Официальный сайт Центра демографии и экологии человека (электронный ресурс) www.demoscope.ru
11. Официальный сайт
12. Росстат (электронный ресурс) www.gks.ru
13. Статистический словарь
-Ю.А.Юрков.-М.:Финстатинформ,
14. ЭлефтероваМ.И. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда[Текст]//Вопросы статистики. 2010. №2.С.49.
1 Статистический словарь/Гл.ред. Ю.А.Юрков.-М.:Финстатинформ,
2Элефтерова , М.И Трудовая миграция в России : ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда[Текст]//Вопросы статистики. 2010. №2.С.49.