Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:21, реферат
Социальная медицина - наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом. Социальная медицина находится на стыке различных наук - медицина, социологии, гигиены, естествознания и др.
Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.
Главным направлением в социальной медицине является изучение: социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образ жизни; социальных факторов, влияющих а здоровье.
Введение
Понятие и принципы экспертизы трудоспособности
3. История развития экспертизы в СССР и РФ
3.1 Экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года
3.2 Становление врачебно-трудовой экспертизы
Развитие врачебно-трудовой экспертизы
3.4 Врачебно-трудовая экспертиза в военные и первые послевоенные годы
3.5Совершенствование врачебно-трудовой экспертизы
3.6Формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России
4.Литература.
В послевоенные годы в России продолжается совершенствование методов реабилитации инвалидов и нормативных документов по установлению инвалидности. В 40-60- е годы появилось новое направление - медицинская реабилитация, в основе которой лежала специализированная помощь пострадавшим с ампутационными культями конечностей, тяжелыми повреждениями черепа, головного и спинного мозга, позвоночника.
В 1945 году в ЦИУВЭКе на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.
Состоявшийся в 1948 году 1-й Всероссийский съезд врачей-экспертов подвел итоги огромной работы, проведенной в военные и послевоенные годы. Главной задачей съезд признал разработку новой инструкции по определению групп инвалидности с учетом тех дефектов, которые выявлялись в практической деятельности.
В первые послевоенные годы трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение и становится всенародной задачей. Уже годы войны развертывается широкая сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. Большая и комплексная работа по восстановлению трудоспособности и возвращению израненных и покалеченных воинов развернулась в госпиталях, где на ряду с лечением осуществляется протезирование, приспособление инвалидов к выполнению трудовых функций в прежней или новой профессиях. Сложность проблемы трудоустройства инвалидов войны потребовала мобилизации научных коллективов и практических работников здравоохранения, образования, социального обеспечения и других ведомств. Накопленный опыт в довоенный период и, особенно, во время Великой Отечественной войны, по существу, предопределил основные идеи, заложенные в современной концепции профессиональной реабилитации инвалидов.
3.5 Совершенствование врачебно-трудовой экспертизы (1956-1994)
На этом длительном этапе создавалась и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы.
В 1956 году создана Инструкция по определению групп инвалидности (утв. Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г.). Инструкция сохранила трех групповую классификацию инвалидности, утвержден «перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно». Фактически инструкция использовалась учреждениями ВТЭК вплоть до 1997г. В инструкции скорректированы критерии для установления групп инвалидности, предусмотрены трудовые рекомендации инвалидам I и II групп, введено понятие «выраженный анатомический дефект», установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно». Новая инструкция предусматривала возможность продолжения работы при отсутствии медицинских противопоказаний по рекомендации ВТЭК инвалидам всех трех групп инвалидности, но в разных условиях труда. Инвалиды 3 группы могли работать в обычных производственных условиях, а инвалиды 1 и 2 групп - в специально созданных производственных условиях или на дому. Разграничение условий труда на обычные и специально созданные способствовало совершенствованию форм организации труда инвалидов, определило дифференцированный подход трудоустройства инвалидов в зависимости от степени снижения трудоспособности. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводили свою работу в лечебных учреждениях и находились в ведении органов социального обеспечения. В состав комиссии входили три врача-эксперта по основным специальностям, представитель отдела социального обеспечения и представитель профсоюзной организации.
В эти годы врачебно-трудовая экспертиза больным, инвалидам проводилась в районных больницах врачами лечебниками с участием работников отделов социального обеспечения и работников профсоюзных организаций районов.
Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональная ориентация инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям и т.п.
В соответствии с Инструкцией 1956 г. инвалидность врачебно - трудовыми экспертными комиссиями устанавливалась гражданам РФ вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия. Трудоустройству инвалидов 1 и 2 групп в этот период способствовало расширение сети специализированных цехов в артелях Российской промысловой кооперации, в которую в 1953 г . были переданы артели инвалидов. В конце 1958 г. в 855 артелях промысловой кооперации работали инвалиды всех трех групп инвалидности.
Дальнейшее развитие службы ВТЭ и повышение требований к качеству экспертизы и вопросам трудоустройства инвалидов в начале 70-х годов потребовали постоянной подготовки и повышения квалификации врачебных кадров. В 1960 г. в Ленинграде создан Институт специализации врачей-экспертов (ИСВЭ), который в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР 31.12.1970 г. №2730-р реорганизован в Ленинградский институт усовершенствования врачей - экспертов (ЛИУВЭК). С организацией ЛИУВЭКа (с 1996 г. - Санкт - Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов) в стране была создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачебных кадров для службы ВТЭ, а в дальнейшем и учреждений медико-социальной экспертизы.
В Положении наряду с определением степени стойкой утраты трудоспособности и установлением группы и причины инвалидности на ВТЭК возлагалось определение для инвалидов условий и видов труда, доступных им по состоянию здоровья, содействие восстановлению трудоспособности инвалидов (восстановительное лечение, протезирование, профессиональное обучение), изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях. В этот же период в целях повышения качества ВТЭ особое внимание было обращено на организацию выездных заседаний ВТЭК, создание специализированных комиссий, а также общественных советов при ВТЭК. В 1964 г. в связи с принятием закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» на ВТЭК возлагалась обязанность по проведению экспертизы трудоспособности членов колхозов и их семей. В этот год в России было освидетельствовано 315 тыс. колхозников.
В 1967 г . ЦИЭТИН утвержден головной научно - исследовательской организацией в стране по проблеме врачебно - трудовой экспертизы и социально - трудовой реабилитации инвалидов.
Министерством здравоохранения СССР и Госпланом СССР 01.07.1969 г. утвержден «Перечень медицинских показаний на получение инвалидами Отечественной войны и другими инвалидами из числа военнослужащих автомобилей «Запорожец» с ручным управлением». В этот же период отмечается снижение трудовой занятости, связанной, в первую очередь, с ликвидацией промысловой кооперации. Артели инвалидов были расформированы или переданы в состав предприятий министерств местной промышленности, легкой промышленности и бытового обслуживания населения. Однако большинство УПП ВОС И ВОГ продолжали эффективно работать по производству бытовой техники и большого ассортимента товаров народного потребления.
В 1987 г. создано Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), но без соответствующей финансовой поддержки государства и не имея собственной производственной базы оно не заняло должного места в системе профессиональной реабилитации инвалидов.
Еще в 1975 г. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) предложена «Международная классификация нарушений, ограничений трудоспособности и социальной недостаточности», которая впервые рассматривала ограничения трудоспособности человека в контексте ограничения способности не только к трудовой деятельности, но и к самообслуживанию, передвижению обучению и др. категориях жизнедеятельности. Эта классификация и принятая ВОЗ в1989 г. «Международная номенклатура нарушений, ограничений и социальной недостаточности» послужили основой для формирования в нашей стране новых представлений об инвалидности и критерии для ее определения.
Серьезные преобразования государственного строя в 90-е годы (перестройка, распад Союза ССР) повлияли и на решение вопросов социальной защиты инвалидов и создания им равных возможностей и на организацию медицинской экспертизы нетрудоспособности.
Наряду с политическими и социальными изменениями в стране и международном сообществе происходит трансформация представлений об инвалидности и положении инвалидов в обществе.
В 80-90 годы международное сообщество и Всемирная организация здравоохранения опубликовали серию работ о новых подходах к определению инвалидности, основанных на функциональных нарушениях и ограничениях жизнедеятельности. С этого времени начала формироваться система медико-социальной экспертизы в нынешнем ее виде и в России.
3.6 Формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России (1995 - по настоящее время)
В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт «медико-социальной экспертизы».
Введение Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», было определено новое понятие «инвалид», основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие «реабилитация инвалидов» и «индивидуальная программа реабилитации инвалидов», а также возложены функции признания граждан инвалидами на федеральные учреждения медико - социальной экспертизы. В новой трактовке «инвалид» - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
На учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются задачи не только по установлению группы, причины и сроков наступления инвалидности, но и по определению потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы". В соответствии с которым в субъектах Российской Федерации начался процесс по созданию на базе врачебно-трудовых экспертиз учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами» было утверждено Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997 г. №1/30.
В течение 1996 г. велась работа по упразднению врачебно- трудовых экспертных комиссий, и началось создание государственной службы медико- социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ. К 1998 году во всех субъектах РФ завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 года в стране функционировало 1573 бюро МСЭ и 274 состава главных бюро МСЭ. В таком статусе система просуществовала вплоть до 2005 года.
В 1998 г. с целью единообразного подхода к применению нормативных документов по установлению инвалидности и сохранения принципов преемственности в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы было передано освидетельствование детского населения, которое ранее осуществлялось в лечебно - профилактических учреждениях. Началось формирование и развитие сети педиатрических бюро медико - социальной экспертизы.
Принятый в 1998 г. Федеральный закон №125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возложил на учреждения МСЭ обязанность по разработке программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Началом очередного этапа развития государственной службы медико - социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» изданы Постановление правительства РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении Положения о Федеральном агенстве по здравоохранению и социальному развитию» и Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико - социальной экспертизы» согласно которых определено, что к федеральным государственным учреждениям медико - социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико - социальной экспертизы и главные бюро медико - социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико - социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико - социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию (с июня 2008 г. в ведении Федерального медико-биологического агенства).
В соответствии с указанным выше распоряжением Правительства №1646-р ФГУП «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Тем самым было создано новое звено в структуре медико-социальной экспертизы.
Последний этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008г., когда в соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 №423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы было ликвидировано. Функции упраздняемого Росздрава были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России).