Понятие, принципы и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право – непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курса Понятие основные признаки и сущность права.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традиционного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.

Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно-юридические установления.

Сунна представляет собой сборник норм-традиций, которые служат образцами для мусульман.

Иджма – комментарий ислама, составленный докторами исламской религии. Они заполняют существующие пробелы в религии. Юристы практики ссылаются на эти сборники норм. Несмотря на усиление закона, как источника права, нельзя не сказать о роли именно этих норм, особенно в исламских странах с теократическим правлением.

"Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы"1.

Славянская правовая семья. Это ветвь правовой цивилизации включает в себя государства бывшего социалистического лагеря: СССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию.

Славянская правовая общность основывается на специфике правовых ценностей славянских стран.

"Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточно-европейских стран. Славяне, имевшие уже в VI-IX веках свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали "прямыми" наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно-европейской культуры"2.

Этими особенностями русского права следует считать самобытность русской государственности, которая была всегда тесно связана с правовыми традициями. Особый уклад экономической жизни, сельской общины, основанной на принципах "круговой поруки", взаимопомощи, традициях местного самоуправления. Особый статус личности, в котором преобладал "миръ" над индивидуумом.

Особое значение православия, с его уклоном в сторону духовной, не материальной жизни, особом "благочестии". "Это соединение жизненного опыта в общем и индивидуальном созерцании происходящего, выработка к нему отношения заново в каждом конкретном случае… " 1

Правовой массив, каковыми является право Российской империи и советское право, являются источниками российской правовой системы, и будет идентифицироваться как правовая семья восточно-славянских народов. Ее место в мировой правовой карте еще следует определить.

 

3 Формы права: понятия и виды. Источники права

 

3.1 Формы права: понятия и виды

 

В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Структура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины "форма права" и "источник права" тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права - истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.

В казахстанской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно – правовой акт.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

 

3.2 Источники права

 

Источник права – то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.

Нормативно - правовые акты – основные и наиболее совершенные формы современного права. Документальная форма их исполнения позволяет оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовой акт – это официально изданный в особом порядке документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая правовая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Республике Казахстан включает в себя правовые акты государственных органов, местного самоуправления, акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
  • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

  • акты государственных органов;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты (регулирующие отношения внутри организации, предприятия, учреждения).

По сроку действия различаются:

  • акты неопределенно длительного действия;
  • временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. (Приложение 4)

Законы занимают главное место в системе правовых актов. Их ведущее положение определяется следующим:

Во-первых, они принимаются только представительными органами государственной власти или народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой; никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения: государственный строй, компетенция звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Текущие законы подразделяются на органические (кодифицированные) и чрезвычайные. К кодифицированным законам можно отнести законодательства и кодексы по различным отраслям права (гражданский, уголовный, административный, земельный, трудовой и т.п.).

Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временной характер.

Следующий вид источников права – подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента РК связано с его компетенцией. Они не могут противоречить законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента можно классифицировать на:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

указы, подлежащие утверждению Парламентом (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора).

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сфера общественной жизни, имеют общий обязательный характер.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличия от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты Правительства.

Это акты, издаваемые в исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента, акты по вопросам собственной компетенции.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно - правовые акты, целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (бюджет, программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Правовая природа этих нормативных актов производна от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.

Следующий вид источников права – нормативный договор. Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права.

Например, трудовой договор нормативного характера имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РК помимо понятия "договор" используются термины "контракт", "соглашение", "договоренность". Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содержат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения.

Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью приобретение преимущественно правовой формы осуществления государственной власти. Многочисленными являются нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Республики Казахстан.

Принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве. Международный договор представляет собой соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотношения между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей.

 

Заключение

 

Таким образом, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, указах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.

Следует заметить, что, как писал И.А. Ильин, под правом в субъективном смысле "может подразумеваться в качестве коррелята также и любая юридическая обязанность, хотя терминологически идея обязанности не покрывается представлением о праве в субъективном смысле"1. В данном контексте автор подчеркивал, что полномочием здесь будет называться всякое разрешение, содержащееся в норме, а обязанностью – долженствование, которое может быть выражено словесно в самом тексте нормы или выводиться из нее логическим путем.

Из этого важного замечания следует, что право в субъективном смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства. Все это составляет единое целое.

Информация о работе Понятие, принципы и сущность права